Виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………2
1. Понятие и виды потребительских бюджетов……….....4
2. Уровень жизни и потребительская корзина………………9
3. Прожиточный минимум……………………………………12
4. Проблематика российской потребительской корзины…..15
Заключение…………………………………………………..19
Использованные литературы……………………………….20

Файлы: 1 файл

Ekonomika truda.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

«Тульский государственный  университет»

Кафедра Мировой Экономики

 

 

 

Kурсовая работа

Hа тему; виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                   студент гр.720791  Хаитбаев И.К

Проверила:                                                     ассист, МЭ .  Батаева A.C.                                  

 

 

 

 

 

Тула 2012

 

Содержание:

 

 Введение………………………………………………………2

         1. Понятие   и  виды  потребительских   бюджетов……….....4

         2. Уровень жизни и потребительская корзина………………9

         3. Прожиточный  минимум……………………………………12

          4. Проблематика российской потребительской корзины…..15

  Заключение…………………………………………………..19

  Использованные литературы……………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

На протяжении всей человеческой истории  от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о  положении населения носили исключительно  важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни  во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических  институтов эволюционировала и система  статистических оценок уровня жизни, всё  дальше уходя от чисто физиологических  нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении  численности населения, изменение  социально- демографического профиля  планеты в купе с резким увеличением  производительности труда и образованностью  людей привело к возникновению  в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.

Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице  для трудоспособных лиц, минимальные  трудовые и социальные пенсии для  пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики –  прожиточный минимум, и с ним  должны увязываться все остальные  социальные стандарты и гарантии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие   и  виды  потребительских   бюджетов.

В экономической практике под бюджетом понимается смета, подсчет в хозяйстве  всех доходов и расходов, приходящихся на определенный промежуток времени (например, неделю, месяц, год).

Бюджет - подсчет (смета) всех доходов и расходов хозяйства, приходящихся на определенный промежуток времени. 
Как правило, бюджет составляется для того, чтобы сопоставить (сравнить) доходы с расходами. Это сравнение настолько важно, что экономисты назвали его особым словом «баланс». 
      Баланс — сравнение (соотношение) доходов и расходов хозяй-тва, приходящихся на определенный промежуток времени. 
Когда расходы равны доходам, то это значит, что хозяйство едется по средствам. Но чаще всего между ними есть разница, оторую принято называть "сальдо". 
     Сальдо — разница между доходной и расходной част ими бюджета. 
      Когда хозяин бережлив, и его расходы меньше доходов, то считается, что сальдо баланса положительное (сальдо > 0). В таком случае экономисты говорят, что бюджет положительный или профицитный. Когда, напротив, хозяин живет не по средствам, одалживает деньги, обещает расплатиться в будущем, то сальдо баланса отрицательное (сальдо < 0). В этом случае бюджет называется отрицательным, или дефицитным. При совпадении доходов и расходов сальдо баланса нулевое (сальдо равно 0). Такой бюджет называется сбалансированным. 
     Составление бюджета и на его основе — баланса доходов и расходов с выявлением разницы (сальдо) между ними имеет важное значение для любого хозяйства. Каждое хозяйство выполняет такие процедуры не менее одного раза в год. На их основе делается вывод, насколько рациональной (полезной и выгодной) является хозяйственная деятельность, какие изменения в ней следует произвести. 
 
Широко применяется так называемый потребительский бюджет. Он составляется для семей, одиноких людей и всех тех, кто ведет омашнее хозяйство. 
Если бюджет относится к конкретным семьям, доходы и расходы которых нетрудно подсчитать, то обычно представляет собой таблицу. В одной части таблицы подсчитываются все доходы, полученные семьей за тот или иной промежуток времени, в другой — все расходы, сделанные за это время. 
Иначе составляется бюджет для осредненной семьи, т.е. семьи, доходы и расходы которой являются средними результатами для всех семей, проживающих в стране. В этом случае потребительский бюджет составляется с помощью потребительской «корзины», которая включает наиболее употребительные товары, приобретаемые большинством семей. Стоимость этой «корзины» и выступает в качестве потребительского бюджета. 
Для составления потребительских бюджетов проводятся специальные обследования доходов и расходов семей (как правило, один раз в квартал). Например, в России такие обследования проводятся ежеквартально во всех областях России, в г. Москвае и других городах с числом жителей более 100 тыс. чел., а также в 32 средних и малых городских поселениях и 58 сельских районах. Всего обследуется 5000 домашних хозяйств. 
 
Таким образом, потребительский бюджет имеет два толкования. Во-первых, это смета (подсчет) всех доходов и расходов семьи. Вовторых, это стоимость потребительской «корзины», в которую включаются наиболее употребительные товары, общие для большинства семей. 
 
        Потребительский бюджет — смета всех доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени; 
— цена потребительской «корзины», которая содержит товары, приобретаемые большинством семей. 
Когда потребительский бюджет составляется на основе реально существующих доходов и расходов, то он называется реальным. Для его составления проводятся выборочные обследования среди части населения. С помощью специальных формул данные о доходах и расходах этой части распространяются на все население. 
 
Кроме реального применяется рациональный потребительский бюджет. Он отличается тем, что расходы берутся не из реальной жизни, а исходя из научно обоснованных представлений о потреблении тех или иных товаров и рациональных норм их потребления. 
 
   Рациональный потребительский бюджет позволяет определить отклонение реального потребления от научно обоснованного. Такой бюджет служит ориентиром, указывающим, каким должно быть потребление «в идеале». Поэтому рациональный бюджет обычно используется при составлении социально-экономических программ и прогнозов.

   В   зависимости  от  степени   удовлетворения  потребностей   различают: 

— бюджет  минимума  материальной  обеспеченности  (ММО);

— рациональный  бюджет;

— элитарный  потребительский  бюджет.

Они  рассчитаны  для  групп  населения  с  низкими,  средними  и  высокими  доходами.

Потребительские   бюджеты  могут  определяться  не  только  для  групп  населения,  но  и  для  районов  страны.

При  расчете  потребительских  бюджетов  используют  различные  методы:

а) нормативный — на  основе  нормативов  потребления товаров и услуг и их  фактической стоимости;

б) статистический — на  уровне  доходов,  которыми  реально располагают отдельные слои  населения;

в) комбинированный — на  основе  нормативов  на  питание и по  фактическим расходам  на  остальные статьи  потребления;

г) субъективный — на  основе  опроса  экспертов и общественного мнения;

д) ресурсный — на  основе  объективной возможности государства обеспечить  населению определенный  минимум потребления.

По  определению  потребительский  бюджет  включает  сотни  товаров  и  услуг,  но  при  расчетах  обычно  учитываются  жизненно  важные  (питание,  одежда,  белье,  обувь,  предметы  санитарии  и  гигиены,  лекарства,  мебель  и  др.),  которые  учитываются  в  бюджетах  минимума  материальной  обеспеченности.   Потребительские  наборы,  входящие  в  состав  различных  потребительских  бюджетов,  отличаются  по  составу  товаров  и  услуг  и  по  их  объему.

Для  каждого  периода  существует  свой  минимум  материальной  обеспеченности,  необходимый  для  нормального  воспроизводства  населения   и  рабочей   силы.  Этот  минимум зависит от  уровня  развития  производительных  сил.  ММО определяется  при помощи  нормативного  потребительского  бюджета,  который носит расчетный характер  и основывается  на  нормах  и нормативах.   Большинство статей  рассчитываются  умножением  норм  или нормативов  на  розничные цены,  если  нормы или нормативы отсутствуют,  то    используют  косвенные данные  (в том числе фактические данные  бюджетных обследований  семей).

 В   настоящее  время  в  России  в  качестве  минимума  материального   обеспечения  используются  минимальный   потребительский  бюджет  и   прожиточный  минимум.  Различие  между которыми  заключается в стоимостной оценке  разных  объемов и структуры потребления.  В отличие от  прожиточного  минимума  минимальный потребительский бюджет  учитывает   расходы на  ряд духовных  потребностей,  полнее  учитывает расходы на  другие  товары,  услуги.  По  некоторым оценкам минимальный  потребительский  бюджет  превышает  прожиточный  минимум  в  3-4  раза. 

Рациональный  потребительский  бюджет  определяет  размер  доходов,  необходимых  для  удовлетворения  потребностей  в  соответствии  с  научно  рассчитанными  нормами.  Он  строится  по  принципу  полного  удовлетворения  разумных  потребностей  человека  без  привязки  к  строго  определенным  срокам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Уровень жизни и потребительская корзина. 
Весьма существенным обстоятельством в развитии системы представлений об уровне жизни явился постепенный переход от «среднестатистического гражданина» к семье и к домашнему хозяйству как к центральным и наиболее представительным объектам исследования при оценке уровня жизни. Этому процессу значительно способствовало принятие в 1992 году методологии системы национальных счетов, где население было впервые представлено в макроэкономических построениях в качестве полноправного субъекта.

Обоснованно судить об уровне жизни населения в конечном счёте можно лишь, установив уровень жизни различных доходно-имущественных и социально-демографических категорий домохозяйств и определив количественные соотношения между этими категориями.

В сегодняшних  условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам  уровня жизни. Изменились и акценты  в использовании системы показателей  уровня жизни – они несколько  сместились от измерительно-оценочной  в сторону её оценочно-сопоставительной функции. Весьма важным направлением представляется использование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчётной основе сопоставлений: во временном разрезе – для оценки влияния проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения, по отдельным доходно-имущественным группам населения – для определения степени экономической дифференциации общества, а также по различным регионам страны – для оценки и учёта расхождений в уровне и условиях жизни населения в них.

Уровень жизни  населения, по экономическому словарю  под редакцией Куракова, - это совокупность условий жизни людей и их труда, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем.

Уровень жизни  характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Анализ уровня жизни населения производится в  целом по муниципальному образованию  в разрезе территориально-административных единиц, основных социальных групп  населения с учетом принятых в  обществе стандартов качества жизни  в направлениях оценки доходов, потребления  и расходов населения, денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального  хозяйства, транспорта, связи, сферы  бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных товаров и т.п.1

Система показателей  подраздела "Уровень жизни" введена  в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

Средняя оплата труда работников.

Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

Минимальный потребительский бюджет по основным социально- демографическим группам  населения.

Прожиточный минимум по основным социально-демографическим  группам населения.

Численность и доля населения, имеющего среднедушевые  доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем  среднедушевого дохода.

Денежные  доходы и расходы определенных социально-демографических  групп населения.

Показатели  дифференциации населения.

Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного  населения. Индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини).

Структура потребительских  расходов социально-демографических  групп населения.

Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  3. Прожиточный минимум.

Одним из важнейших индикаторов  уровня жизни населения является прожиточный минимум.

В «Методических  положениях по статистике» даются следующие  толкования понятий категории прожиточного минимума.

Прожиточный минимум определяет уровень потребления  товаров и услуг, являющийся минимальным  и достаточным для обеспечения  жизнедеятельности человека, и определяется на основе научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные  физиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственных  товарах и услугах.

Бюджет прожиточного минимума, или кратко,прожиточный минимум – одно из центральных понятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государством населению.

Сфера использования  прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системы минимальных  социальных гарантий, и основа для  определения порога бедности, и база для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий, различных дотаций и льгот  различным категориям нуждающихся.

При определении  прожиточного минимума обычно исходят  из рационального и минимального потребительских бюджетов.

Рациональный  бюджет формируется на основе научно обоснованных нормах потребления продуктов  питания, обеспеченности семей одеждой  и обувью, домашним имуществом, медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового и другого назначения.

Информация о работе Виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина