Виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………2
1. Понятие и виды потребительских бюджетов……….....4
2. Уровень жизни и потребительская корзина………………9
3. Прожиточный минимум……………………………………12
4. Проблематика российской потребительской корзины…..15
Заключение…………………………………………………..19
Использованные литературы……………………………….20

Файлы: 1 файл

Ekonomika truda.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Минимальный потребительский бюджет – это  тот уровень доходов, который  даёт возможность удовлетворить  потребности человека в питании  на уровне физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты  организма для жизнедеятельности  взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, а также покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимых потребностей.

Минимальный потребительский бюджет оценивается  в зависимости от пола, возраста и зоны проживания. Величина минимального потребительского бюджета периодически пересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской  корзины.

Набор продуктов  питания, так называемая минимальная  продовольственная корзина, входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическому составу  продуктов и их калорийность в  следующих пропорциях (в Сутки):

Табл. 1.

Содержание  питательных веществ в минимальной  продовольственной корзине.

 

В среднем на душу населения

Мужчины

16-59 лет

Женщины

16-54 лет

Пенсио-

неры

Дети

         

0-6 лет

7-15 лет

Белки, г

73,6

88,7

70,3

66,3

49,4

74,5

В том числе

Животного

происхождения

28,9

31,5

27,3

25,6

25,1

33,1

Жиры, г

56,8

64,1

54,3

48,3

51,6

73,9

Углеводы, г

353,3

441,2

337,6

316,9

228,1

351,7

Энергетическая ценность, ккал

2236,7

2720,4

2138,4

1979,6

1581,1

2385,6


 

Набор продуктов  питания рассчитывается на основе минимальных  размеров потребления Институтом питания  Академии медицинских наук РФ, ИСЭПН  РАН и Минтруда РФ при участии  Всемирной организации здравоохранения.

Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано  на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную  дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.

Нормативы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются  по доле затрат на эти цели в бюджете  низко доходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о структуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.

 

 

 

 

 

           4. Проблематика российской потребительской корзины.

Впервые понятие потребительской  корзины (в качестве обозначения  минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг, которые считаются необходимыми для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности) было введено указом президента в 1992 году, считалось, что это временная  мера на короткий срок кризиса. При  этом исходили из того, что у людей  есть какие-то запасы продовольствия, подсобное хозяйство и т.п. Последний  раз Федеральный закон “О потребительской  корзине в целом по РФ” был  принят в марте 2006 года, в нем она  претерпела незначительные изменения  в сторону увеличения мясопродуктов, рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и сахара при уменьшении норм потребления хлебопродуктов и  картофеля. 
«Продовольственная корзина ни в коем случае не предназначена для того, чтобы кто-то так питался, - рассказал доктор медицинских наук, профессор НИИ питания РАМН Александр Батурин. - Это всего лишь экономический стандарт, который показывает, что на относительно небольшие деньги можно построить достаточно приличный - по медицинским показателям - рацион, в рамках которого можно обеспечить здоровье».

Специалисты Института питания  рассчитали “корзинные” нормы, исходя из результатов проведенных исследований. Так, Росстат обследовал бюджеты  семей с низкими доходами, собирая  информацию обо всех видах расходов и доходов за определенный промежуток времени. При этом количество и структура  потребления продовольствия подправляется  до приемлемости с медицинских позиций, выстраивается рацион, удовлетворяющий  потребности человека в основных пищевых веществах и энергии. Так получился состав корзины, закрепленный в федеральном законе.

    Как показывают результаты  экспертизы, практика формирования  проектов потребительской корзины  в субъектах Российской Федерации  выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:

1. уточнение наборов продуктов  питания потребительской корзины  на основе корректировки отдельных  позиций минимального набора  при неизменности его химического  состава и энергетической ценности  для основных групп населения.  Опыт подготовки региональных  потребительских корзин выявил  необходимость проведения научных  исследований по уточнению территорий  ряда субъектов Российской Федерации  с учетом факторов, влияющих на  потребление продуктов питания;

2. разработку вопросов формирования  наборов непродовольственных товаров  для детей различных возрастных  категорий, учитывая дифференциацию  гардероба детей в зависимости  от пола, особенно в старшей  детской возрастной группе. Требует  расширения в минимальных наборах  непродовольственных товаров ассортимент  теплого белья в регионах с  холодным и резко континентальным  климатом;

3. уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;

4. совершенствование подходов к  распределению территории Российской  Федерации по факторам, влияющим  на пользование жилищно-коммунальными  услугами исходя из климатических  условий и особенностей структуры  потребления конкретного субъекта  Российской Федерации с учетом  действующих нормативов потребления  услуг жилищно-коммунального хозяйства;

5. определение порядка расчета  нормативов пользования транспортом  для пенсионеров и детей в  условиях отмены льгот и развития  в регионах коммерческих видов  транспорта.

Разработка вопросов совершенствования  потребительской корзины и методических рекомендаций по ее определению в  целом по Российской Федерации и  в субъектах Российской Федерации  предполагает проведение комплекса  исследовательских работ по следующим направлениям:

- совершенствование методологического  подхода и порядка формирования  минимального набора продуктов  питания на основе обследований  фактического объема потребления  в малоимущих семьях с учетом  объективных различий в потреблении,  определяемых природно-климатическими  условиями и национальными традициями;

- проведение обследований с  целью уточнения порядка формирования минимального набора непродовольственных товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;

- изучение вопросов формирования  минимального набора услуг с  увязкой с основными направлениями  реформирования системы социальной  защиты населения. Проведение  исследований, связанных с формированием  объема транспортных услуг, обусловленных  расширением платности транспортных  услуг для пенсионеров.

Характерный пример прямого действия прожиточного минимума - пособие по безработице, пенсии. Также, согласно Трудовому  кодексу РФ (статья 133) "минимальный  размер оплаты труда... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека".

Величина прожиточного минимума в  целом по России для  трудоспособного населения в  4-м  квартале 2011 г. составила 6710 руб. В Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ)  в 2012году останется на уровне 4 611 рублей. Как видно, МРОТ  составляет 68,7% от прожиточного минимума. В отдельных регионах, в зависимости от их развитости величина МРОТ разная .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение.

Повышение уровня жизни населения  является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в  обществе.

Стоит ли говорить, что зарубежные нормативы уровня жизни от российских отличаются в разы. Причем, если обратить внимание, то можно заметить, что в развитых странах еда в стоимостном отношении занимает меньше половины всей потребительской корзины. Например, в США (как и во многих других странах) на первой строке обязательных расходов – плата за жилье и коммунальные услуги, которая составляет 42% от стоимости всей корзины. На еду тем временем полагается лишь 18%. Россиянам же, при скудном пайке, приходится довольствоваться еще меньшим набором товаров, услуг и развлечений.

Наша законодательно утверждаемая потребительская корзина вообще не имеет ничего общего с западной. Она разная по составу, выражается в конкретной сумме и служит основой для определения МРОТ и пособий. Наполнение французской или английской потребительских корзин считается не в абсолютных, а в относительных показателях, то есть является индексом. А затем на основе изменения индекса потребительских цен автоматически корректируется минимальная заработная плата.

Что случится с нашей великой  страной, если будет расширена потребительская  корзина и повышена минимальная  заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Зато вполне возможно, что произойдет просто перераспределение национального  богатства, выровняется уровень жизни, возрастет внутренний платежеспособный спрос, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.

                               Использованные литературы:

  1. Бобков В. Н. и др. Качество жизни: концепция и измерение. – М., 2004
  2. Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.
  3. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996.
  4. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: 1996.
  5. Экономика труда: Учебник для вузов / Жуков ЛИ., Погосян Р.Г.
  6. Уровень жизни населения// Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2011.
  7. Первое независимое рейтинговое агентство  http://www.fira.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина