Виды стратегий развития в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:52, статья

Описание работы

В теории стратегического планирования существует ряд подходов к выбору стратегии развития, основанных на трудах известных теоретиков бизнеса и менеджмента, которые предлагают различные концепции, призванные обосновать действия субъектов хозяйствования в целях продвижения к рыночному первенству. Анализ наиболее широко известных из них дает возможность определить основные направления использования предлагаемых методик, выявить их положительные и отрицательные стороны применительно к сельскохозяйственному производству.

Файлы: 1 файл

1.3. виды стратегий.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблиц свидетельствуют  о том, что в тех условиях, в  которых сегодня находится агропромышленный комплекс, предпочтение должно быть отдано стратегиям диверсифицированного роста и снижения издержек.

Диверсификация предприятий  заключается в распределении  усилий и капиталовложений между  различными видами деятельности. При использовании диверсификации наступившие отрицательные последствия от одного вида деятельности компенсируются положительными результатами другой.

Значение диверсификации заметно возрастает на предприятиях агропромышленного комплекса. Это  связано с сезонностью сельскохозяйственного производства и как следствие, с неравномерным использованием в течение года трудовых и материальных ресурсов. Диверсификацию сельхозпредприятий целесообразно проводить за счет продукции, затраты труда и материальных ресурсов на производство которой приходятся в периоды наименьшей трудовой активности.

Диверсификация позволяет  более эффективно использовать имеющиеся  у предприятия ресурсы. Так, возделывание различных видов сельскохозяйственных культур дает возможность:

- обеспечивать высокие  урожаи сельскохозяйственных культур  за счет использования научно  обоснованных севооборотов;

- эффективно использовать  сельскохозяйственную технику путем  разновременного ее применения  в течение года;

- эффективно использовать  трудовые ресурсы за счет сглаживания  пиков производственной нагрузки;

- оставаться устойчивым  и способным вести расширенное  воспроизводство при значительных  изменениях внешних условий;

- снижать риски, возникающие  от изменения спроса и цен  путем предложения широкого ассортимента  товаров.

Диверсификацию целесообразно  использовать для снижения хозяйственного риска при сочетании таких  отраслей, которые в различной  степени зависимы от природных факторов (температура, осадки и т.п.). Сельхозтоваропроизводителю желательно иметь сочетание отраслей с противоположной динамикой цен. Если цена какого-либо вида продукции начинает неуклонно падать, возможные потери компенсируются устойчивой ценой или ее незначительным ростом на другие виды сельскохозяйственной продукции.

Диверсифицированное производство характерно для предприятий рыночного  типа, которые могут быстро установить новые коммерческие связи, а у предприятий маркетингового типа, имеющих возможность влиять на формирование спроса, в производстве должны преобладать изделия, близкие по способу и месту потребления.

Практика показала, что  благодаря своей мобильности, диверсифицированные  предприятия, в целом оказываются  более устойчивыми и конкурентоспособными чем узкоспециализированные, так как они существенно расширяют направления работы, что способствует росту производства и увеличению ассортимента выпускаемой продукции.

Диверсифицированное производство характерно для предприятий рыночного  типа, которые могут быстро установить новые коммерческие связи, а у предприятий маркетингового типа, имеющих возможность влиять на формирование спроса, в производстве должны преобладать изделия, близкие по способу и месту потребления.

Практика показала, что  благодаря своей мобильности, диверсифицированные  предприятия, в целом оказываются  более устойчивыми и конкурентоспособными чем узкоспециализированные, так как они существенно расширяют направления работы, что способствует росту производства и увеличению ассортимента выпускаемой продукции.

Что касается стратегии снижения издержек, то к ней довольно настороженно относятся специалисты, рассматривающие  проблемы стратегического управления в отраслях промышленности и сферы услуг. Но для сельскохозяйственных предприятий она является жизненно важной.

Как известно, стратегию  снижения издержек следует выбирать, когда отрасль отличается следующими особенностями: сильная конкуренция по цене; стандартный товар; невозможность дифференциации товара; стандартное использование товара; сотрудничество с крупными клиентами, требующими снижения цены; низкие затраты на смену марки.

Очевидно, что из шести  перечисленных условий пять имеют  прямое отношение к сельскому  хозяйству. Кроме того, сельское хозяйство отличается от других отраслей тем, что там в силу влияния природных условий отсутствует жесткая зависимость между количеством использованных ресурсов и полученной продукции. Поэтому в аграрной сфере речь в первую очередь идет о снижении удельных издержек, которое может происходить и при увеличении совокпных затрат, если продуктивность при этом растет более высокими темпами.

Таким образом, можно сделать  вывод, что из двенадцати рассмотренных  эталонных стратегий, возможности  использования семи в значительной степени ограничены, применение трех требует определенных условий, и только две являются в наибольшей степени приемлемыми для аграрной сферы.

 

 

Список использованных источников

 

1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 416 с.

2. Банникова, Н. В. Методические подходы к разработке программ развития сельскохозяйственного производства /Н. В. Банникова, Т. Н. Костюченко, Н. Ю. Ермакова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 8. - С. 20-23.

3. Ефремов, В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В. С. Ефремов. – М. : Финпресс, 2001. – 240 с.

4. Карлоф, Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф. – М. : Экономика, 1991. – 239 с.

5. Кныш, М. И. Конкурентные стратегии / М. И. Кныш. – СПб. : Питер, 2000. – 157 с.

6. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 288 с.

7. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – М.: Вильямс, 2005. — 608 с.

8. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Дело, 2004. – 416 с.


Информация о работе Виды стратегий развития в сельском хозяйстве