Влияние государственной политики на общее экономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Ключевой проблемой экономической теории в экономической политике любого государства является обеспечение общего экономического равновесия, поэтому я считаю, что данную тему можно смело считать актуальной. Внутри каждой сферы происходит рыночный обмен, в котором пропорции выражаются, соответственно, через зарплату, цены и процент, устанавливается равновесие. Однако все указанные сферы находятся в тесной взаимозависимости, образуя единую систему национального хозяйства. Эти взаимосвязи формируются с помощью рыночных механизмов, в которых происходит постоянное приспособление спроса и предложения друг к другу. При этом все отдельные рынки объединены переплетением потребностей покупателей, ограничением на совокупный доход, переливами ресурсов и т.д. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование указанных рынков.

Содержание работы

Введение 3
1. Механизмы рыночного равновесия 5
1.1. Общие принципы макроэкономического равновесия 7
2. Экономическая политика государства 12
2.1. Налоговая политика государства 14
2.2. Денежно-кредитная политика 21
2.3. Антиинфляционная политика 25
2.4. Борьба с безработицей 27
3. Особенности неравновесия в РФ 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_makroekonomike.docx

— 103.12 Кб (Скачать файл)

Совокупность мероприятий денежной политики, определяющей изменения денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики. Ее цель – регулирование экономики путем влияния на состояние денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В результате первой увеличиваются ресурсы коммерческих банков, которые при выдаче кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Вторая вызывает ограничение возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и влияет на насыщение экономики деньгами.

При проведении денежно-кредитной  политики Центральный банк использует комплекс инструментов, которые можно  классифицировать по форме воздействия  на прямые и косвенные; объектам воздействия – предложение денег и спрос на деньги; характеру регулируемых параметров – количественные и качественные.

Денежно-кредитные методы регулирования  экономики применяются в стране с 1991 г. после принятия и введения в действие закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». В настоящее время основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются ЦБ РФ на основе ст. 44 данного закона.

Ежегодно не позднее 1 декабря каждого  года ЦБ РФ подает в Государственную  Думу основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год, проект которых предварительно представляется Президенту и Правительству  РФ. Он состоит из двух частей:

1. Анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации.

2. Основные ориентиры и параметры денежно-кредитной политики и применяемые инструменты регулирования на предстоящий год.

После рассмотрения в Правительстве  РФ и Государственной Думе проект принимает силу закона.

В настоящее время сделан значительный шаг вперед в области развития методов и инструментария денежно-кредитной  политики, которые определены в ст. 35 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним  относятся процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения.

Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым ЦБ РФ осуществляет свои операции. В соответствии с законом они могут устанавливаться по различным видам операций (иногда ЦБ РФ проводит процентную политику без фиксации процентной ставки). Этот инструмент используется с целью воздействия на рыночные процентные ставки для укрепления национальной денежной единицы России – рубля.

К учетной ставке ЦБ РФ прибегает  в операциях с коммерческими  банками по учету коммерческих векселей, государственных облигаций и  других ценных бумаг, отвечающих требованиям  банка. Официальная учетная ставка ЦБ РФ – это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Устанавливая ее уровень, ЦБР определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. При увеличении официальной учетной ставки возрастает стоимость кредитов рефинансирования ЦБ РФ и наоборот.

Процентные ставки Центрального банка  активно используются в случаях  нарушения равновесия платежного баланса  и обострения валютных кризисов.

Одним из старейших и наиболее распространенных методов регулирования денежно-кредитной  политики является изменение норм резервных требований (применяется в зарубежной практике с 1913 г.). Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции центральные банки используют изменения норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент общей суммы вкладов коммерческих банков.

Операции на открытом рынке предполагают куплю-продажу ценных бумаг: казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми или обратными. Первые представляют собой обычные покупки или продажи государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, в некоторых странах частных векселей и векселей Центрального банка. Вторые (РЕПО) заключаются в купле-продаже Центральным банком ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Рефинансирование ЦБ РФ коммерческих банков, то есть кредитование банков, учет и переучет векселей, когда банки испытывают временные финансовые трудности, также важный инструмент регулирования денежно-кредитной системы. Оно осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов и переучета векселей.

Ломбардный кредит – форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. Эти операции являются ссудами под залог движимого объекта, под которым выступают надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, а также векселя. Список ценных бумаг, принимаемых в залог, определяется ЦБ РФ. Ломбардный кредит выдается на определенный период. Коммерческий банк за пользование им платит процент, ставка которого утверждается ЦБ РФ.

Переучет векселей – способ рефинансирования, основанный на использовании векселей. В разных странах вексель применяется как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме. При этом он выступает как кредитный и расчетный инструмент. Учитывая преимущества векселя, коммерческие банки покупают у своих клиентов векселя, основанные на реальных товарных сделках. Учет векселей привел к развитию переучетных операций. ЦБ РФ осуществляет свою дисконтную политику и определяет условия, на которых он покупает векселя и предоставляет их коммерческим банкам в порядке рефинансирования. ЦБ РФ, определяя свою учетную ставку, косвенно воздействует на ставки коммерческих банков и может снижать или увеличивать лимиты вексельного кредитования.

Согласно закону от 2 декабря 1990 г. ЦБ РФ является основным органом валютного регулирования в РФ. Его валютная политика определяется экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, являющимися результатом участия страны в международных валютно-кредитных организациях. [2]

ЦБ РФ разрешено проводить валютные интервенции, то есть куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Для регулирования валютного курса может быть использована дисконтная политика, которая осуществляется путем понижения или повышения официальной учетной ставки ЦБ РФ. Валютные ограничения также являются одной из форм валютного регулирования и используются в случаях недостаточности и неэффективности валютных интервенций.

Формирование и поддержание  на должном уровне золотовалютных резервов страны имеет большое значение. Они применяются для проведения международных расчетов и валютных интервенций, служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные золотовалютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований и нетто-позиций в Международном валютном фонде.

Законом предусмотрено, что ЦБ РФ может  применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    1. Антиинфляционная политика

Денежные реформы - преобразования денежной системы (полные или частичные) с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Антиинфляционная политика - это комплекс мер по регулированию экономики направленных на борьбу с инфляцией. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса. Цель антиинфляционной политики государства состоит в том. чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Антиинфляционная политика - эта политика устанавливается правительством страны, ее цель установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста, т.е. политика направленная на борьбу с инфляцией:

- поддержка  приоритетных отраслей хозяйства;

- стимулирование  экспорта продукции; 

- разумная протекционная политика и политика валютного курса;

- конкурентоспособность отечественных товаров, а не спад производства;

- восстановление  и перестройка конверсии ВПК; 

- восстановление государственных структур в управлении и контроле над ценами и доходами, распределение и перераспределение материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественном применении свободных рыночных цен;

- цивилизованная  приватизация на основе учета  реальных экономических, технологических, экологических потребностей общества.

Мировой опыт показывает, что при  борьбе с инфляцией используются две основные линии антиинфляционной политики:

1. Дефляционная политика (или регулирование спроса) - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы, через снижение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы т.п. Эта политика, как правило, вызывает замедление экономического роста, и даже кризисные явления.

2. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой. Формами сдерживания роста цен являются: «Замораживание» цен на определенные товары; сдерживание уровня цен в определенных пределах.

Особое внимание при борьбе с  инфляцией должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы.

1. Сокращение  кол-ва взимаемых налогов.

2. Отказ  от использования инфляции как  источника финансирования бюджета (проводить переоценку основных фондов, корректировать отчеты о прибылях и доходах).

3. Пересмотр  налоговых платежей, включаемых  в издержки производства, которые  стимулируют рост цен, отчисления  в ПФ и др. фонды и т.д.

4. Изменение  методики налогообложения.

5. Ликвидация  задолженности государством перед п/п, отраслями, сферами народного хоз-ва.

Российские особенности: Инфляция в России возникла в 50-60 гг. 20 века связана с резким падением эффективности общественного воспроизводства. Носила скрытый характер (товарный дефицит и значительный разрыв в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья). Взрыв произошел в 1997 г.

    1. Борьба с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы  являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

 проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы; 

создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности неравновесия в РФ

Формирование рыночных отношений, радикальное изменение отношений  собственности характеризует позитивные черты преобразований в переходной экономике, определяющие будущее общества. Вместе с тем, переходная экономика  несет в себе черты, связанные  с необходимостью в переходном процессе разрушать старые формы и отношения, приспосабливаться к новым формам и т.д. Этот процесс связан с существенными  социально-экономическими издержками для общества и проявляется в  возникновении и длительном сохранении в переходной экономике макроэкономического неравновесия.

Информация о работе Влияние государственной политики на общее экономическое равновесие