Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:21, курсовая работа
Ключевой проблемой экономической теории в экономической политике любого государства является обеспечение общего экономического равновесия, поэтому я считаю, что данную тему можно смело считать актуальной. Внутри каждой сферы происходит рыночный обмен, в котором пропорции выражаются, соответственно, через зарплату, цены и процент, устанавливается равновесие. Однако все указанные сферы находятся в тесной взаимозависимости, образуя единую систему национального хозяйства. Эти взаимосвязи формируются с помощью рыночных механизмов, в которых происходит постоянное приспособление спроса и предложения друг к другу. При этом все отдельные рынки объединены переплетением потребностей покупателей, ограничением на совокупный доход, переливами ресурсов и т.д. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование указанных рынков.
Введение 3
1. Механизмы рыночного равновесия 5
1.1. Общие принципы макроэкономического равновесия 7
2. Экономическая политика государства 12
2.1. Налоговая политика государства 14
2.2. Денежно-кредитная политика 21
2.3. Антиинфляционная политика 25
2.4. Борьба с безработицей 27
3. Особенности неравновесия в РФ 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Содержание макронеравновесия и его особенности в переходной экономике.
Макроэкономическое неравновеси
Основные формы
Основные формы макроэкономичес
Во-вторых, как уже отмечалось, к таким же последствиям закономерно ведет структурная перестройка. В-третьих, происходит преодоление государственного патернализма, без чего невозможно функционирование рыночной экономики. Ужесточаются бюджетные ограничения, влекущие за собой банкротство массы предприятий. Так, в конце 1995 г. каждое третье предприятие России было убыточным. В-четвертых, слабость (отсутствие) должной рыночной инфраструктуры усугубляет трудности преобразований, дополнительно влияет на снижение производства. Наконец, особенностью российской экономики явилась ее низкая конкурентоспособность: импортная продукция (удельный вес импорта в потреблении продуктов легкой и пищевой промышленности в России в 1994 г. доходил до 60-70%) еще более «стимулировала» сокращение производства. Это также вело к ухудшению и общей структуры производства. Механизм развития названного спада показывает, что по природе своей это не циклический и не структурный, а именно трансформационный кризис, обусловленный масштабами и сложностью преобразований при переходе от плановой экономики к рыночной экономике. В российской переходной экономике трансформационный спад проявил себя особенно глубоко. За 1991-1995 гг. объем ВВП России сократился почти на 50%, промышленное производство - более чем на 50%, сельскохозяйственное - на 30% и капиталовложения - почти на 70%. В дальнейшем спад продолжился, некоторый рост отмечен лишь в 1999 г. Тесно связанным с этим следствием стало существенное снижение жизненного уровня населения. В 1992 г. 50 млн. человек (33% населения) имело доходы ниже прожиточного минимума; в 1995 г. их число составило 37 млн. (25% населения); вследствие кризиса 1998 г. их количество снова выросло. Снижение реальных доходов привело к ухудшению питания: за 1991-1995 гг. душевое потребление мяса, молока и рыбопродуктов сократилось в России на 20-30%. Резко возросла дифференциация денежных доходов - по крайним 10% -м группам с 4:1 в 1991 г. до 13,5:1 в 1995 г. (в январе-октябре 1996 г. - 12,7:1). Трансформационный кризис затронул все бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, но особенно сильно он развернулся в России. В целом это во многом связано с тем, что плановая экономика просуществовала здесь значительно дольше, обусловив тем самым и большее наследие, и большие издержки преобразований. Существенны также масштабы российской экономики и вытекающая отсюда сложность, разветвленность хозяйственных связей. В этом смысле большее влияние на Россию, чем на другие страны, оказал распад Советского Союза и прекращение деятельности Совета Экономической Взаимопомощи.
Инфляция в переходной экономике.
Инфляция - одна из форм макроэкономического неравновесия, проявляющаяся в растущем превышении денежной массой потребностей товарного обмена и обесценении денег. Существует два типа инфляции: открытая, находящая «выход» в росте цен, и подавленная, когда несоответствие спроса и предложения скрыто жестко установленными административными ценами и в обществе развивается дефицит. Так было в плановой экономике. Переходная экономика отличается рядом особенностей в развитии инфляционного процесса. Во-первых, при трансформации плановой экономики происходит переход подавленной инфляции в открытую. Либерализация цен приводит к их резкому скачку. Во-вторых, инфляция получает дополнительный толчок в связи со спадом производства. В-третьих, быстро сформировавшиеся инфляционные ожидания порождают ажиотажный спрос, влияющий на рост цен. В-четвертых, увеличение денежной массы (что было особенно характерно для России) происходит за счет финансирования Центральным Банком дефицита государственного бюджета. В-пятых, инерционно сохраняющаяся в течение ряда лет мягкая кредитно-денежная политика необоснованно увеличивает массу денег в обращении и ведет к повышению цен. В-шестых, в российской плановой экономике исторически сложилась традиция заниженных цен на производственные ресурсы. В условиях либерализации цен это проявляется в более быстром росте цен на ресурсы, чем цен на готовую продукцию. Развивается инфляция издержек. Так, в 1992 г. при росте потребительских цен примерно в 25 раз оптовые цены промышленности увеличились более чем в 61 раз. Эта тенденция продолжала действовать все годы. В 1996 г. оптовые цены выросли на 26%, в то время как потребительские - на 22%. В российской переходной экономике действуют факторы, сдерживающие темпы инфляции. Это политика доходов, при которой их рост отстает от роста цен; это распространившаяся практика невыплат вовремя заработной платы и пенсий; это сохраняющийся контроль над ценами в ряде отраслей. В целом же протекание инфляции в переходной экономике постсоциалистических стран характеризуется как бы кривой с отрицательным наклоном. «Вспыхнув» в момент отпуска цен, с течением времени она постепенно снижает свои темпы. Так, в России потребительские цены в 1993 г. выросли примерно в 9 раз, в 1994 -в 3 раза, а в 1995 г. - примерно в 2 раза, в 1997 г. - на 11%. Кризис 1998 г. привел к их росту на 85%, но далее темп инфляции падает: 1999 г. - 36,5%.
Особенности безработицы в российской переходной экономике.
Переход к рыночной экономике предполагает формирование и рынка труда. Это означает ликвидацию свойственной плановой экономике скрытой безработицы, неизбежное вытеснение из производства значительной части занятых. Так и произошло во всех бывших социалистических странах. Для большинства стран Центральной и Восточной Европы, переходящих от плановой экономики к рыночной, оказалось характерным: быстрое увеличение числа безработных, составивших на начало 1994 г. 10-15% рабочей силы; ускорение со временем этого процесса - если в начале переходного периода увольнения шли «естественным» путем (по состоянию здоровья, выход на пенсию и т.п.), то в дальнейшем нарастают увольнения по экономическим причинам; формирование хронической безработицы (до 40-50% незанятых) в связи с тем, что вытесненные из производства работники не могут найти себе работу по профилю; недостаточная мобильность безработных. Особенность безработицы в России - ее первоначально небольшие размеры (3,6% в 1996 г.). Безработица, вопреки ожиданиям, не стала массовой, хотя со временем она выросла - к августу 1999 г. до 12,4%. Постепенно усилилась ее региональная дифференциация и продолжительность. Особенности этого процесса в российской переходной экономике объясняются относительно медленными темпами преобразований, сильно действующей инерцией сохранения директорским корпусом рабочих мест. Для России особенно характерна низкая мобильность безработных, невысокий уровень пособий. Роль государства в переходной экономике. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о якобы необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. На деле роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере, прежде всего, осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы. Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике: во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.; во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.; в-третьих, крайне важное, - чего особенно недостает российской переходной экономике, - обеспечение правовой основы всех преобразований; в-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики - кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др. Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить полностью макроэкономическое неравновесие, свойственное содержанию переходной экономики. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста. Ряд стран Центральной и Восточной Европы решил эту задачу уже в 1993-1994 гг. Предварительным условием ее решения является создание благоприятной атмосферы для экономического роста: заинтересованности в производственных инвестициях, приемлемой ставки процента, низких темпов инфляции и т.п. Такие задачи решала российская экономика в конце 90-х годов. Центральной задачей начального этапа перехода от плановой системы к рыночной является преодоление развернувшегося инфляционного процесса, обеспечение финансовой стабилизации. В целом борьба с инфляцией ведется по двум основным направлениям: прекращение Центральным Банком финансирования дефицита государственного бюджета (т.е., по сути, чистой эмиссии денег) и обеспечение жесткой кредитно-денежной политики. В свою очередь, эти направления реализуются через два различных механизма: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный механизм (примененный в России) опирается в своем осуществлении на контроль над предложением денег и валютным курсом. Гетеродоксальный (примененный в большинстве стран Центральной и Восточной Европы) добавляет к этим двум «якорям» (денежная масса и валютный курс) еще один - политика (деиндексация) доходов. При известной непоследовательности в проведении политики финансовой стабилизации в итоге в российской экономике были обеспечены положительные результаты. С 1995 г. Центральный Банк не кредитует финансирование дефицита государственного бюджета (в 1994 г. такие кредиты в источниках финансирования составляли почти 80%). С сентября 1995 г. ужесточена кредитно-денежная политика.
Уроки кризиса 1998 г. - подтверждение важности и сложности решения этой проблемы. [9]
Стабильность экономики
Можно с уверенностью сказать, о том, что макроэкономическое неравновесие в РФ тесно связано с процессами сопутствующими переходной экономике. Плановая система по критериям рыночной экономики, уже есть неравновесие, отражающееся в хроническом интенсивном дефиците, что и является главной ее особенностью. Следовательно, процесс перехода от одной системы к другой уже есть процесс возврата равновесия, который может затянуться на неопределенный срок и привести к последствиям, сказывающимся на жизни общества в целом. Уроки кризиса 1998г. – подтверждение важности и сложности решения проблемы макроэкономического равновесия.
Информация о работе Влияние государственной политики на общее экономическое равновесие