Влияние информационных технологий на мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Глобализация мировой экономики, а также позитивные и негативные моменты, связанные с этим явлением, представляют собой, наверное, одно из самых популярных и дискуссионных направлений в современной гуманитарной научной мысли. По словам американского социолога Э. Гидденса, «глобализация — это не просто привлекательное или элегантное слово. Ни один человек, стремящийся понять, что ждет нас в будущем, не может игнорировать это понятие»1. Следует отметить, что качественной отличительной особенностью современной глобализации является ее всеохватывающий характер, втягивание всего мирового сообщества в открытую систему общественно-политических, финансово-экономических и социально-культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий.

Содержание работы

Введение

Понятие информационных технологий
Общество, информация и информационные технологии
Современные информационные технологии

Влияние информационных технологий на мировую экономику
Торгово-промышленная сфера и информационные технологии
Финансовый и фондовый рынки и информационные технологии
Рынок труда и информационные технологии

Основные направления использования информационных технологий для мировой экономики
Проблемы в мировой экономике, связанные с использованием информационных технологий
Тенденции развития мировой экономики и информационные технологии

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Влияние информационных технологий на экономику.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Среди множества факторов, влияющих на происходящие процессы, можно  выделить ряд основных.

Так, стремительное развитие Интернет-технологий позволило осуществить доступ к фондовым рынкам из любой точки мира при наличии минимальных аппаратных и программных ресурсов. Финансовые рынки перемещаются в Интернет, а биржи становятся электронными.

Развитие технологий опередило имеющиеся концепции развития фондового рынка, что приводит к их пересмотру и трансформации.

Технологии электронной  торговли в десятки раз дешевле, чем стандартная биржа, как для  создателей электронных торговых систем, так и для их пользователей.

Инфраструктура фондового рынка переориентируется на индивидуальных инвесторов.

Рост числа потенциальных  инвесторов привел к росту эмиссий  вновь организуемых компаний. На рынок  вышло огромное количество фирм, работающих в сфере высоких технологий.

Изменение структуры инвесторов привело к изменению характера и динамики самих рынков. За счет применения современных информационных технологий уменьшилось время принятия решений и реакции участников на рыночную ситуацию, а также возросло количество сделок и увеличилась скорость оборота капитала.

Классические биржи видоизменяются. Согласно новой, более гибкой концепции  развития американского фондового  рынка, предложенной SEC, биржа может  быть коммерческой организацией и ставить  своей целью получение прибыли.

Появилась возможность реализовать концепцию “распределенной сети бирж в сети Интернет”, которая к тому же является более гибкой, не заражена бюрократизмом, развивается гораздо быстрее и сохраняет техническую и юридическую независимость торговых площадок.

Практическая реализация новых концепций и технологий нашла свое отражение в Альтернативных Торговых Системах (ATS) - новых торговых площадках, являющихся конкурентами классических бирж. Среди них наибольшей популярностью пользуются Электронные Коммуникационные Сети (ECN).

Ставку на ATS и ECN делают ведущие  брокерские компании. Так, например, компании Merrill Lynch, Morgan Stanley Dean Witter и J.P. Morgan & Co. инвестировали  десятки миллионов долларов каждый в новые направления.

Уже сейчас большинство из традиционных бирж проводят подавляющую часть транзакций в электронном виде, как исполняя рыночные ордера, так и имея базу лимит-ордеров.

Например, доступ к торговой системе SuperDot на NYSE, позволяющей следить  за ходом торгов, вводить и исполнять  ордера, возможен с любого персонального компьютера.

Крупнейшей внебиржевой  торговой системой США является NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation) - автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров (NASD).

Эта общенациональная компьютерная сеть была введена в действие в 1971 г. и позволила брокерско-дилерским фирмам и абонентам непрерывно и оперативно получать информацию о состоянии рынка акций, котировки на которые вводят маркет-мейкеры через свои компьютеры.

Дальнейшая автоматизация торговли связана c SOES (Small Orders Execution System) - системой исполнения малых заказов, которая была введена в действие в 1984 г. в рамках NASDAQ.

За время существования  системы, правила торговли через  нее претерпели много изменений, которые характеризуют борьбу маркет-мейкеров и брокеров против преимуществ SOES для частных инвесторов.

В 1997 г. была принята резолюция  конгресса США о защите прав инвесторов от действий брокеров и маркет-мейкеров на рынке.

Это явилось революционным шагом для частных трейдеров и инвесторов, которые получили доступ к торгам с удаленного терминала биржи на равных условиях с маркет-мейкерами.

Следующим этапом в развитии электронных средств торговли явились ATS (Alternative Trading Systems) - альтернативные торговые системы и ECN (Electronic Communication Network) - электронные коммуникационные сети, являющиеся подмножеством ATS.

Эти новейшие возможности  дают прямой электронный доступ на американские фондовые биржи и в  систему NASDAQ с любого компьютера, подключенного  к Интернет и имеющего специальное  программное обеспечение. Главное  преимущество состоит в том, что  теперь между инвестором и рынком нет посредника.

Расширяются временные рамки  торговли ценными бумагами. Спрос  со стороны массовых инвесторов неумолимо  приводит к необходимости увеличить  продолжительность торговой сессии, вплоть до организации круглосуточных торгов.

Сделать это гораздо проще в рамках электронной торговли, а продлить время работы классической биржи стоит несоизмеримо дороже, так как надо содержать большую инфраструктуру и персонал.

Как следствие, конкуренция  между онлайн-брокерами, поставщиками финансовой информации и торговыми площадками перемещается в область качества и создания новых интегрированных продуктов.

Быстрыми темпами идут процессы интеграции технологий и бизнеса. Многие брокеры стали партнерами, либо собственниками ECN, развивают свои собственные АТС. Ведущие поставщики финансовой информации стремятся включить исполнение ордеров в число своих услуг.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы.

  1. С внедрением новых информационных технологий повысилась не только скорость доступа к фондовому рынку, но и скорость обращения капитала. Рынки стали более динамичными, структурированными и в целом более ликвидными.
  2. Изменение структуры инвесторов приводит к новым моделям развития бизнеса и рынка в целом. Институциональные и индивидуальные инвесторы поставлены примерно в равные условия. Котировки, отчеты и исследования доступны всем, снижена ценовая планка доступа на рынок, коммуникации стали массовыми.
  3. С точки зрения технологий, перевод финансовых рынков в Интернет - неизбежен. Это дает толчок развитию рынка телекоммуникаций и программного обеспечения, что в свою очередь ускоряет развитие новых технологий на фондовом рынке.
  4. Интернет позволяет предоставить в одной точке доступа неограниченный набор интерактивных сервисов - инвестиционных, расчетных, страховых, информационных и т.д. Поэтому резко ускорилось создание альянсов между поставщиками финансовой информации, онлайн-брокерами, электронными банками и т.д.
  5. Новые принципы организации торгов требуют разработки новых финансовых инструментов и правил их обращения. Ускорился процесс создания новых торговых площадок, альтернативных торговых систем, включая ECN, возросла конкуренция между ними. Создается новая, более гибкая законодательная регулятивная среда.
  6. Однако, несмотря на очевидные преимущества - дешевизну, простоту, прозрачность и быстрое исполнение, переход на новые технологии потребует преодолеть консерватизм крупных профессиональных участников рынка. Ключевым аргументом продвижения новых технологий на фондовый рынок является фактор конкурентоспособности.
  7. Глобализация рынков, которая раньше была лишь идеей, уже становится технологической реальностью. Уже сейчас видно, что информационные технологии привели к пересмотру всей концепции функционирования и развития фондовых рынков, что будет иметь далеко идущие последствия.

Таким образом, развитие информационных технологий позволяет преодолеть ограничения, связанные с расположением и размером торговой площадки, числом участников, забыть о географических и временных границах.  

2.3 Рынок труда и информационные технологии

 

Информационные технологии оказывают воздействие на рынок  труда в долгосрочном плане, структурно изменяя состав рабочей силы, на который предъявляется повышенный спрос. По прогнозам, к 2006 г. около половины рабочей силы США будет занято в отраслях, либо производящих, либо интенсивно применяющих информационные технологии. По мнению Р. Кроуфорда, эта тенденция будет нарастать. В целом же он выделяет три основные тенденции развития рынка труда под влиянием информационных технологий17:

  1. рост количества «занятых в информационной сфере» (information workers);
  2. рост инвестиций в трудовые ресурсы;
  3. рост требований к образовательному уровню занятых.

Рассмотрим подробнее, что означает развитие этих трех тенденций  для рынка труда. Появляются такие  относительно новые виды профессиональной деятельности, как компьютерный дизайн, необходимый при осуществлении электронной коммерции. Количество рабочих мест, связанных с организацией и поддержанием сайтов в Интернете, растет в США более чем на 30% в год, особенно быстро появляются новые рабочие места в инфраструктуре Сети. Снижается спрос на профессиональных посредников в традиционном понимании, но растет спрос на посредников, задача которых — помочь покупателю сориентироваться в огромном потоке информации и найти необходимый ему товар с наименьшими издержками. С увеличением сложности выполняемых операций изменяются и требования к наемным работникам: необходима высокая адаптируемость к происходящим изменениям, гибкость, а значит, нужно более интенсивное обучение, призванное облегчить работнику переключение на разные виды деятельности в меняющемся социально-экономическом пространстве, растет потребность в работниках с разносторонними навыками. Начинается процесс дестандартизации рабочих мест, под которым понимается увеличение разнообразных профессий в структуре рабочей силы, что, в свою очередь, определяется отказом от однотипного производства, требующего одинаковых навыков от занятых.

В таких условиях государства  столкнутся с необходимостью проведения более гибкой политики на рынке труда, облегчения перелива ресурсов и стимулирования переквалификации кадров. Таким образом, формируются разнообразные типы информационного общества, предполагающие варианты диверсификации рынка труда.

Происходит выравнивание доходов работающих мужчин и женщин под влиянием новых информационных процессов. Это связано с тем, что мужчины всегда занимали доминирующее положение в традиционных видах производства, в то время как в областях, связанных с информацией, работали в основном женщины, что объяснялось более низкими доходами в информационных сферах. В результате сокращения рабочих мест в традиционных отраслях производства женщины начинают оказываться в менее дискриминированном положении по отношению к мужчинам. Постепенно разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами сокращается.

Складывается тенденция  роста взаимозависимости рынка  труда в мировом масштабе. Информационные технологии связывают различные сегменты рынка труда в глобальном масштабе в первую очередь через занятость в многонациональных компаниях. Соответственно информационные процессы вызывают необходимость выработки новых методов регулирования рынка труда. Требуются как люди, которые работают по гибкому графику, так и новые трудовые институты, которые позволили бы децентрализовать и индивидуализировать труд.

Говоря об этом, нельзя не упомянуть о телеработе. Слово  «теле» - происходит от греческого слова, которое означает удаленный.

Таким образом, телеработа подразумевает  “удаленную работу”, то есть работу, не требующую от работника физического перемещения в офис.

Телеработа позволяет  создавать настоящие виртуальные  компании с подбором высококлассных специалистов из разных частей страны, и даже мира. Такие компании имеют  ряд преимуществ в сравнении  с обычными компаниями: уменьшение затрат на создание офисов, возможность нанимать телеработников, которые находятся далеко от их основного места ведения бизнеса и другие.

Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование  телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться "по проводам" компьютерных сетей.

Одним из наиболее распространенных видов является телеработа "на дому", главная особенность которой - выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме этого, телеработа может иметь множество других форм и характеристик. Например, кочевая телеработа, офшорная телеработа, концентрированная телеработа, и др.  Телеработа способствует замене постоянного штата временными исполнителями (outsourcing), при этом многие виды работ могут выполняться за тысячи километров от офиса и даже пересекать национальные границы разных стран.

С технической стороны  телеработа становится возможной благодаря, во-первых, уменьшению стоимости и  увеличению производительности компьютеров  и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.

Интерес к концепции телеработы возник после первых нефтяных кризисов (в начале 70-х годов). В целях  экономии энергоресурсов появились  предложения использовать потенциал  информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. В Европе одним из главных популяризаторов телеработы с 1989 г. является Комиссия Европейского Сообщества. Ее интерес к телеработе был связан с необходимостью реформ в области общей сельскохозяйственной политики и стимулирование роста не-сельскохозяйственных видов занятости в сельских районах. В 1993 был выпущен документ "Рост, конкурентоспособность, занятость - проблемы и пути в 21 век", в котором Комиссия среди приоритетных направлений развития в Европе Информационного Общества упоминает и телеработу.

Информация о работе Влияние информационных технологий на мировую экономику