Влияние информационых технологий на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследование выступает изучение роли информации и рынка информационных услуг в экономике.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность информации и рынка информац3ионных услуг.
2. Определить роль информации в современной экономике.
3. Выявить проблемы развития рынка информационных услуг и определить пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ И РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ 5
1.1 Информация как экономический ресурс 5
1.2 Понятие, структура и особенности рынка информационных услуг 11
ГЛАВА 2 РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ И РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
2.1 Значение информации и рынка информационных услуг в экономике 17
2.2 Проблемы развития рынка информационных услуг и пути их решения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

infoormaciya_v_ekonomike.docx

— 107.84 Кб (Скачать файл)

Глобальная информационная сеть проникла практически во все сферы человеческой жизни и бизнеса. В Интернете формируется новая система глобальной коммерции, в которой продавцы, покупатели и посредники оказываются объединенными в торговые сообщества. Интернет можно рассматривать как новую «среду обитания информационного общества», являющуюся одновременно и важнейшим глобальным электронным рынком, который еще молод, но его обороты уже значительны. Рост популярности Интернета связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т. д. Настоящий момент развития Интернета связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.

 При внедрении современных  информационных технологий в  организацию преследуется две  взаимосвязанные цели:

 • сокращение затрат  в организации;

 • увеличение отдачи, повышение производительности.

 Это достигаются за  счет использования естественной  специфики информации, которая проявляется в следующих аспектах.15

1. Повышение производительности  труда. Она имеет отношение к  скорости, стоимости и качеству  выполнения рутинных задач. Для  повышения производительности труда  в организациях применяют компьютерные  системы справочно-нормативной информации, документооборота, корпоративных систем  масштаба предприятия – позволяющие  менеджерам и служащих осуществлять  за короткое время те действия, на которые ещё несколько десятилетий  назад требовались дни и недели.

2. Увеличение конкурентоспособности  бизнеса. Это возможно, например, путем  фиксирования информации о еженедельных  поставках и возврате продукции  от каждого продавца. После этого  программа определяет доход от  каждого продавца, сравнивает полученный  результат, группируя их по сегментам  и т. д. После этого определяется  оптимальный ассортимент продукции для каждого сегмента, что позволяет увеличить доход дистрибьюторов и розничной торговли.

3. Интегрирование финансовой  информации. Когда руководитель  пытается оценить работу компании, он может столкнуться с разными  оценками менеджеров по одной  и той же проблеме. Например, финансовый  отдел предоставляет свой вариант  отчета о доходах, а отдел продаж  – свой. Остальные подразделения  так же могут показывать свои  варианты того, каков их вклад  в бизнес. Единая система создает  один окончательный вариант отчета, который не может никем оспариваться, поскольку все используют одну  информационную систему.

4. Быстрое обслуживание  заказов. В современных ИТ для  предприятий заказ проживает  всю свою жизнь – от момента  появления и до той минуты, когда товар отгружается клиенту, а бухгалтерия выписывает ему  счет. Имея информацию в одной  системе, а не «размазанной» по множеству различных приложений, компании легче отслеживать заказ и координировать производство, складирование и отгрузку по всем подразделениям одновременно.

5.Стандартизация и ускорение  процесса производства. Крупные  производственные компании, особенно  нацеленные на приобретения и  слияния, часто обнаруживают, что  многочисленные подразделения компании  делают одно и то же, используя  разные методы и разные компьютерные  системы. Современные информационные  технологии основаны на стандартных  методах автоматизации определенных  шагов и производственного процесса.

6. Оптимизация складских  запасов. Современные ИТ способствуют  тому, что производственный процесс  протекает регламентировано (без  сбоев), улучшается процесс исполнения  заказа внутри компании. Компания  теперь может запасать меньше  сырья, необходимого для производства  продукта, и хранить меньше готовой  продукции на складах.

7. Стандартизация информации  по персоналу. В компаниях с  большим количеством различных  бизнес-единиц отделы кадров часто не имеют единой унифицированной методики отслеживания рабочего времени персонала и работы с ним. Это положение может исправить системы масштаба предприятия с модулями по управлению персоналом.16

 В политическом аспекте  процессы информатизации позволяют: создать необходимые условия  для доступа широких слоев  населения к информационным ресурсам  в целях повышения его политической, экономической и социальной активности; способствовать реализации процессов  гласности и демократизации общества; реализовать мониторинг общественного  мнения населения по основным  проблемам жизнедеятельности; создать  условия согласованного развития  округа и муниципальных образований  в его составе как целостного  субъекта Российской Федерации; прогнозировать, выявлять и разрешать  проявления социально-экономической  напряженности.

 Экономические аспекты  информатизации ориентированы прежде  всего на повышение эффективности  общественного производства, использования  природных ресурсов и собственности, улучшение социально-экономических  условий жизни населения.

 Использование информационных  услуг в социальной сфере позволяет: более полно и своевременно учитывать потребности населения округа и целенаправленно реагировать на эти потребности; способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении общественных благ; способствовать эффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры; повысить интеллектуальный потенциал общества, развивать новые формы досуга, отдыха и развлечения населения.17

 Таким образом, информационным  услугам производственная и непроизводственная деятельность человека поистине безгранично расширяется. Экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей – как создание и распространение информационных продуктов и услуг. Деятельность людей, групп, организаций в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыскание рациональных решений требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.18

Деятельность сотрудников и работников того или иного предприятия или компании на производстве возможно рассматривать в нескольких существующих аспектах. Аспект номер один. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является частью трудового процесса или процесса производства. Этот человек должен непосредственно подчиняться всем требованиям и нормативным актам, которые были приняты на данном производстве, в данной компании, на данном предприятии или в данной организации. Второй аспект. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является активным и автономным (относительно) агентом производства. Он может самостоятельно выбирать линию своего поведения на производстве, самостоятельно принимать решения, за которые он будет полностью ответственен. Каждый человек отображает в своем сознание различные компоненты среды производства. Человек соотносит эти компоненты со своими умениями, навыками, способностями и потребностями, а после он выбирает свою собственную, отлично подходящую именно для него, линию трудового поведения, линию поведения на производстве. На выбор человеком той или иной линии поведения оказывает довольно сильное влияние определенная побудительная сила, которую принято именовать мотивом. Процесс формирования этой побудителей силы или просто мотива принято называть мотивацией. В огромном множестве различной научной и научно-популярной литературы существует ряд определений понятий «мотив» и «мотивация». Довольно большое число авторов определяет мотивацию, как то, что реально побуждает человека совершать ту или иную активность, активную деятельность. Мотив определяется как вербализация программы или цели, которая помогает какому-то лицу начать или приступить к определенному виду деятельности. Считает, что мотивацией является все то, чем можно объяснить совершение какого-либо действия, целенаправленности того или иного действия человеком. Он определяет мотив, как целевое состояние, которое существует в рамках отношений между средой и человеком. Мотив определяется В. Ковалевым как побуждения к деятельности, которые являются полностью основанными. Эти побуждения он считает неотделимым свойством любой личности. Такие побуждения к деятельности, по его мнению, возникают лишь при наивысшей форме человеческих потребностей и при наивысшем отражении этих потребностей человека. Он рассматривает побуждение, как стремление к тому, чтобы удовлетворить ту или иную потребность человека. С. Каверин, который является автором монографии под названием «Мотивация труда», утверждает, что мотив является своеобразным образом завершенной успешно, какой-либо человеческой деятельности. Также он говорит, что эта деятельность или это действие человека непременно направлено на то, чтобы реализовать потребности этого человека. Существует также мнение, что в определении мотива обязательно должно найти отражение то, что все действия любого индивида вытекают и следуют только из его собственного способа, с помощью которого он понимает окружающую его действительность. Поэтому также существует и другое определение понятия «мотив», которое и будет использоваться в нашем дальнейшем исследовании. Итак, мотивом является совокупность различных обоснований и объяснений того или иного действия человека. В мотив, в его содержание входит понимание и объяснение индивидом окружающей его действительности, внешних обстоятельств воздействия, а также выработка представлений и понятий человека обо всем его окружающем. На основе всех этих понятий и представлений и происходит выработка человеком стратегии своего собственного поведения. Объективной причиной, внутренним источником и субъективной основой для возникновения мотивации являются потребности человека. Объективная сторона для появления тои или иной мотивации является реальность, окружающая человека, мир или любой фрагмент внешней для человека реальности. Этот фрагмент или вся реальность стали целью для человека. А достижение этой цели стало для человека еще одним предметом потребности. Мотивация персонала является одним из способов, с помощью которого можно значительно повысить производительность труда на том или ином предприятии. Мотивация на любом предприятии является ключевым направлением кадровой политики. Мотивация сотрудников позволяет существенно улучшить производительность и эффективность работы компании. Теоретики, которые занимаются системами мотивации, пришли к выводу, что мотивация на результат – это совершенная система мотивации. Мотивация на результат дает возможность сотрудникам увеличить свой доход или получить премию в зависимости от приложенных ими самими усилий. Выделяется несколько видов мотивации сотрудников, работников и персонала: социальная мотивация, материальная мотивация и психологическая мотивация. Материальная мотивация является самой универсальной из всех способов мотивации персонала, потому что все сотрудники независимо от своего положения высоко ценят именно денежные поощрения. Одним из наиболее эффективных способов материальной мотивации является оплата труда. Для того, чтобы получить от сотрудников своего предприятия или фирмы реальную отдачу и качественно выполненную работу необходимо, чтобы размер их заработной платы был существенным. Если этого не будет, то сотрудники просто могут не желать выполнять данную работу за гроши. Некоторые работодатели увеличивают заработную плату на какие-то совсем незначительные суммы. Это также является материальной мотивацией, но такая мотивация может быть не очень эффективной. А для того, чтобы материальная мотивация дала желаемый результат, нужно, чтобы сумма, на которую будет увеличиваться заработная плата, являлась значительной. Деятельность сотрудников и работников того или иного предприятия или компании на производстве возможно рассматривать в нескольких существующих аспектах. Аспект номер один. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является частью трудового процесса или процесса производства. Этот человек должен непосредственно подчиняться всем требованиям и нормативным актам, которые были приняты на данном производстве, в данной компании, на данном предприятии или в данной организации. Второй аспект. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является активным и автономным (относительно) агентом производства. Он может самостоятельно выбирать линию своего поведения на производстве, самостоятельно принимать решения, за которые он будет полностью ответственен. Каждый человек отображает в своем сознание различные компоненты среды производства. Человек соотносит эти компоненты со своими умениями, навыками, способностями и потребностями, а после он выбирает свою собственную, отлично подходящую именно для него, линию трудового поведения, линию поведения на производстве. На выбор человеком той или иной линии поведения оказывает довольно сильное влияние определенная побудительная сила, которую принято именовать мотивом. Процесс формирования этой побудителей силы или просто мотива принято называть мотивацией. В огромном множестве различной научной и научно-популярной литературы существует ряд определений понятий «мотив» и «мотивация». Довольно большое число авторов определяет мотивацию, как то, что реально побуждает человека совершать ту или иную активность, активную деятельность. Мотив определяется как вербализация программы или цели, которая помогает какому-то лицу начать или приступить к определенному виду деятельности. Считает, что мотивацией является все то, чем можно объяснить совершение какого-либо действия, целенаправленности того или иного действия человеком. Он определяет мотив, как целевое состояние, которое существует в рамках отношений между средой и человеком. Мотив определяется В. Ковалевым как побуждения к деятельности, которые являются полностью основанными. Эти побуждения он считает неотделимым свойством любой личности. Такие побуждения к деятельности, по его мнению, возникают лишь при наивысшей форме человеческих потребностей и при наивысшем отражении этих потребностей человека. Он рассматривает побуждение, как стремление к тому, чтобы удовлетворить ту или иную потребность человека. С. Каверин, который является автором монографии под названием «Мотивация труда», утверждает, что мотив является своеобразным образом завершенной успешно, какой-либо человеческой деятельности. Также он говорит, что эта деятельность или это действие человека непременно направлено на то, чтобы реализовать потребности этого человека. Существует также мнение, что в определении мотива обязательно должно найти отражение то, что все действия любого индивида вытекают и следуют только из его собственного способа, с помощью которого он понимает окружающую его действительность. Поэтому также существует и другое определение понятия «мотив», которое и будет использоваться в нашем дальнейшем исследовании. Итак, мотивом является совокупность различных обоснований и объяснений того или иного действия человека. В мотив, в его содержание входит понимание и объяснение индивидом окружающей его действительности, внешних обстоятельств воздействия, а также выработка представлений и понятий человека обо всем его окружающем. На основе всех этих понятий и представлений и происходит выработка человеком стратегии своего собственного поведения. Объективной причиной, внутренним источником и субъективной основой для возникновения мотивации являются потребности человека. Объективная сторона для появления тои или иной мотивации является реальность, окружающая человека, мир или любой фрагмент внешней для человека реальности. Этот фрагмент или вся реальность стали целью для человека. А достижение этой цели стало для человека еще одним предметом потребности. Мотивация персонала является одним из способов, с помощью которого можно значительно повысить производительность труда на том или ином предприятии. Мотивация на любом предприятии является ключевым направлением кадровой политики. Мотивация сотрудников позволяет существенно улучшить производительность и эффективность работы компании. Теоретики, которые занимаются системами мотивации, пришли к выводу, что мотивация на результат – это совершенная система мотивации. Мотивация на результат дает возможность сотрудникам увеличить свой доход или получить премию в зависимости от приложенных ими самими усилий. Выделяется несколько видов мотивации сотрудников, работников и персонала: социальная мотивация, материальная мотивация и психологическая мотивация. Материальная мотивация является самой универсальной из всех способов мотивации персонала, потому что все сотрудники независимо от своего положения высоко ценят именно денежные поощрения. Одним из наиболее эффективных способов материальной мотивации является оплата труда. Для того, чтобы получить от сотрудников своего предприятия или фирмы реальную отдачу и качественно выполненную работу необходимо, чтобы размер их заработной платы был существенным. Если этого не будет, то сотрудники просто могут не желать выполнять данную работу за гроши. Некоторые работодатели увеличивают заработную плату на какие-то совсем незначительные суммы. Это также является материальной мотивацией, но такая мотивация может быть не очень эффективной. А для того, чтобы материальная мотивация дала желаемый результат, нужно, чтобы сумма, на которую будет увеличиваться заработная плата, являлась значительной. Деятельность сотрудников и работников того или иного предприятия или компании на производстве возможно рассматривать в нескольких существующих аспектах. Аспект номер один. Человек, который обладает определенным набором профессиональных навыков и способностей, является частью трудового процесса или процесса производства. Этот человек должен непосредственно подчиняться всем требованиям и нормативным актам, которые были приняты на данном производстве, в данной компании, на данном предприятии или в данной организации.

 

 

2.2 Проблемы развития рынка информационных услуг и пути их решения

 

 Барьеры, препятствующие  развитию рынка информационных услуг, можно условно разделить на законодательные проблемы, общие для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также институциональные проблемы.

1. Неразвитость базового  законодательства в сфере информационных услуг сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке информационных услуг. Действующие федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании.19

2. Барьеры, сдерживающие  развитие внутреннего рынка, обусловлены  во многом низким спросом на  информационные услуги со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий.

 Спрос на информационные услуги со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничен из-за отсутствия необходимого объема финансирования масштабных государственных программ и проектов информатизации, нехватки квалифицированных и образованных пользователей, а также специалистов в сфере информационных услуг, недостаточной эффективности проведения конкурсов на выполнение государственных заказов. Высокие сроки и сложность ускоренной амортизации компьютерного оборудования для государственных органов и бюджетных учреждений является важным препятствием для модернизации существующей технической базы в сфере информационных услуг.

3. Проблемы, ограничивающие  развитие экспорта в сфере  информационных услуг. Для таможенного оформления экспорта продукции информационных услуг в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов компаний, стимулируя увод экспортных операций в сфере информационных услуг за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране. Развитию экспорта, кроме вышеназванных факторов, также мешает отсутствие информации у иностранных компаний об услугах, предоставляемых российскими предприятиями отрасли информационных услуг, и в большинстве случаев невозможность проведения ими оценки качества российских компаний в соответствии с международными системами сертификации.20

4. К проблемам институционального  характера относятся: низкий уровень  развития механизмов привлечения  финансирования, недостаточный уровень  развития и доступности телекоммуникационной  инфраструктуры, несоответствие системы  подготовки профессиональных кадров  в сфере информационных услуг мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности.

 Неразвитость венчурного  финансирования сдерживает появление  и развитие новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.

 Недостаточный уровень  развития и доступности телекоммуникационной  инфраструктуры тормозит развитие  малых и средних предприятий  отрасли, препятствует их выходу  на мировой рынок и развитию  отношений с зарубежными партнерами.

 Несоответствие системы  профессиональной подготовки специалистов  в сфере информационных услуг ведущим международным стандартам приводит к дефициту кадров необходимой квалификации, особенно специалистов среднего звена и руководителей проектов информатизации, невозможности эффективной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран.

 Отсутствие эффективных  механизмов применения законодательства  в области защиты прав интеллектуальной  собственности ведет к потере  доходов российских производителей  и является важным препятствием  для создания в России крупными  международными компаниями собственных  центров исследований и разработки.

 Предприятия отрасли  информационных услуг не в состоянии самостоятельно решить перечисленные проблемы. В этих целях необходимо проведение скоординированной государственной политики, направленной на устранение названных барьеров и обеспечение государственной поддержки развития рынка информационных услуг в России.21

 Как показывает опыт  ряда таких стран как Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия и Китай  стимулирование развития отрасли  информационных услуг предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере информационных услуг для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров.

 При этом необходимо  также обеспечить государственную  поддержку развития внутреннего  рынка на основе стимулирования  спроса со стороны государства, населения и предприятий всех  отраслей экономики для обеспечения  масштабного внедрения и использования  информационных услуг в социально-экономической сфере и государственном управлении и решения задачи модернизации страны.

Информация о работе Влияние информационых технологий на экономику