Влияние качества рабочей силы на продуктивность труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:52, доклад

Описание работы

Актуальность проблемы качества рабочей силы обусловлена еще несколькими объективными факторами. Человек, работник в настоящее время становится ключевым звеном любой организации: от его квалификации, компетенции, желания и умения работать зависит успех любого предприятия. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс развития общества. С экономической точки зрения - это богатство, которое дает предпосылку для развития и повышения эффективности производства и научно-технического прогресса.
Цель работы: рассмотреть влияние качества рабочей силы на продуктивность труда.

Файлы: 1 файл

Качество рабочей силы. Доклад.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

С ускорением ритма  жизни и усложнением производства увеличиваются нагрузки на организм, повышается значение таких качеств, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, сосредоточенность, внимательность, которые в значительной мере определяются состоянием здоровья. Поэтому неудивительно, что те предприятия, которые широко внедряют новые технологии, одновременно затрачивают значительные средства на мероприятия по укреплению здоровья своих работников, утверждению здорового образа жизни.

В свою очередь  усложнение технологических процессов  и оборудования существенно повышает значение такого качества работника, как его ответственность за порученное дело и за безопасность других людей, поскольку многократно возрастает величина вероятного ущерба из-за недобросовестного исполнения работником своих обязанностей.

Появляются также  новые критерии определения профессиональной пригодности работников. Поскольку уменьшается доля рабочих мест преимущественно ручного труда, для которого большое значение имели физическая сила и выносливость работника, появляется возможность снятия ограничений для работников со сниженной трудоспособностью (инвалидов).

С другой стороны, так как повсеместно возрастают требования к состоянию нервно-психической  системы работников, их стрессоустойчивости, все большее значение приобретают  социальные факторы формирования психического здоровья нации.

Профессиональная  пригодность работника тесно  связана с его мотивируемостью. Научно-технический прогресс, как  известно, является важнейшим фактором роста производительности общественного  труда, а соответственно, и уровня жизни работников.

Практика показывает, что с ростом величины доходов существенно изменяется структура потребления, а вместе с ней и структура мотивов и стимулов к труду. Все большую ценность приобретают свободное время, содержание и условия труда, морально-психологический климат в коллективе и другие не денежные факторы.

Итак, ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступает уровень образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Оно обеспечивает формирование и повышение квалификационного уровня рабочей силы.

Как утверждает Школа человеческого капитала, существует сильная зависимость между экономическим  ростом и образованием, увеличением  численности рабочей силы и уровнем инвестиций не в машины.

На основе этой зависимости Р.Лукас и П.Ромер  предложили эндогенный механизм генерации  экономического роста, источники которого связываются с накоплением человеческого  капитала. Смысл его заключается  в том, что в длительном периоде времени выпуск на единицу капитала может увеличиваться, даже когда вложения в основной капитал исчерпывают себя, технически подготовленный работник и растущее знание обеспечивают прирост производства.

Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Влияние профессионального обучения сотрудников на экономический рост состоит в том, что работники, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Проведенные в  середине 80-х годов исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может  привести к 3%-ному дополнительному  росту ВВП. Результаты этого исследования различаются от региона к региону.

Для большинства  групп развивающихся стран влияние  расширения образования на ВВП отчетливо  положительное. Чем выше первоначальный уровень образования, тем выше ВВП. Исключением явились страны присахарской Африки. Здесь увеличение уровня образования с 3,5 до 4,25 лет совпало с отрицательной динамикой производства ВВП, но на это повлияли другие факторы. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. Чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации.

Использование высокотехнологичной техники, автоматизация  технологических процессов предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этим оборудованием. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, в связи с чем изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров.

Целостная система  подготовки кадров, обеспечивающая воспроизводство  квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями  развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в течение всей его трудовой деятельности.

Каждая ступень  обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.

Исследования  указывали, что по мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.

В странах, которые создали и поддерживают сильные образовательные системы, инвестиционный процесс обеспечивает возможности для устойчивого экономического роста.

Адекватная оценка вклада образования в экономический рост требует внимания к взаимосвязи основных параметров (уровень образования и уровень развития), а также учета других явлений, отражающих как побочные эффекты процесса обучения, так и влияние на него различных социальных реалий.

Таким образом, конкурентоспособность, увеличение национального  богатства, эффективность деятельности и т.д. напрямую зависят от качества рабочей силы. 

Заключение 

Итак, в современной экономической теории одним из важнейших источников накопления общественного богатства считаются человеческие ресурсы. В связи с неравномерным размещением и исчерпаемостью природных запасов, с тем, что страны с одинаковым уровнем развития имеют примерно равную относительную производственную и финансовую обеспеченность, все большее внимание уделяется повышению качества рабочей силы.

Качество рабочей силы - это обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы, который позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов.

Такими качествами обычно считают здоровье, природные  способности, образование, профессионализм и др. Помимо них, качество рабочей силы, характеризуется:

     - объемом общеобразовательной подготовки  работников;
     - уровнем профессионализма и квалификации;
     - накопленным производственным опытом и навыками работы;
     - общим культурным уровнем развития, зависящим от всего комплекса жизненных условий;
     - нравственной надежностью.

     Названные характеристики во многом определяется социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран. В современных условиях высокой степени конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, выше производительность труда, эффективнее управление предприятием, а эти показатели напрямую зависят от качества работающего персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Горшков А.В. Социология труда. Краткий курс / Горшков А.В. – М.: Окей-книга, 2009. – 121 с.
  2. Дудина О.И. Современные требования производства к качеству рабочей силы и оценка персонала предприятий / О.И.Дудина // Кадры предприятия. - 2007. - №4. - С.66-67.
  3. Колупаева В.А. Экономика труда: Учебное пособие / В.А.Колупаева, Е.Е.Пономарева, В.С.Раковская. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 162 с.
  4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов / В.К.Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
  5. Рощин С.Ю. Теория рынка труда / С.Ю.Рощин, Т.О.Разумова. - М.: ТЕИС, 1999. - С.77.
  6. Труд и социальное развитие: Словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С.75.

Информация о работе Влияние качества рабочей силы на продуктивность труда