Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:52, доклад
Актуальность проблемы качества рабочей силы обусловлена еще несколькими объективными факторами. Человек, работник в настоящее время становится ключевым звеном любой организации: от его квалификации, компетенции, желания и умения работать зависит успех любого предприятия. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс развития общества. С экономической точки зрения - это богатство, которое дает предпосылку для развития и повышения эффективности производства и научно-технического прогресса.
Цель работы: рассмотреть влияние качества рабочей силы на продуктивность труда.
С ускорением ритма
жизни и усложнением
В свою очередь усложнение технологических процессов и оборудования существенно повышает значение такого качества работника, как его ответственность за порученное дело и за безопасность других людей, поскольку многократно возрастает величина вероятного ущерба из-за недобросовестного исполнения работником своих обязанностей.
Появляются также новые критерии определения профессиональной пригодности работников. Поскольку уменьшается доля рабочих мест преимущественно ручного труда, для которого большое значение имели физическая сила и выносливость работника, появляется возможность снятия ограничений для работников со сниженной трудоспособностью (инвалидов).
С другой стороны,
так как повсеместно возрастают
требования к состоянию нервно-
Профессиональная пригодность работника тесно связана с его мотивируемостью. Научно-технический прогресс, как известно, является важнейшим фактором роста производительности общественного труда, а соответственно, и уровня жизни работников.
Практика показывает, что с ростом величины доходов существенно изменяется структура потребления, а вместе с ней и структура мотивов и стимулов к труду. Все большую ценность приобретают свободное время, содержание и условия труда, морально-психологический климат в коллективе и другие не денежные факторы.
Итак, ключевыми элементами качественных характеристик рабочей силы выступает уровень образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Оно обеспечивает формирование и повышение квалификационного уровня рабочей силы.
Как утверждает
Школа человеческого капитала, существует
сильная зависимость между
На основе этой
зависимости Р.Лукас и П.Ромер
предложили эндогенный механизм генерации
экономического роста, источники которого
связываются с накоплением
Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Влияние профессионального обучения сотрудников на экономический рост состоит в том, что работники, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.
Проведенные в середине 80-х годов исследования показали, что увеличение обучения рабочей силы на один год может привести к 3%-ному дополнительному росту ВВП. Результаты этого исследования различаются от региона к региону.
Для большинства
групп развивающихся стран
Использование высокотехнологичной техники, автоматизация технологических процессов предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этим оборудованием. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, в связи с чем изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров.
Целостная система подготовки кадров, обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в течение всей его трудовой деятельности.
Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.
Исследования указывали, что по мере увеличения сроков обучения рентабельность ассигнований в профессиональную подготовку человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование выступают не как непроизводительное потребление, а как один из видов наиболее эффективных капиталовложений.
В странах, которые создали и поддерживают сильные образовательные системы, инвестиционный процесс обеспечивает возможности для устойчивого экономического роста.
Адекватная оценка вклада образования в экономический рост требует внимания к взаимосвязи основных параметров (уровень образования и уровень развития), а также учета других явлений, отражающих как побочные эффекты процесса обучения, так и влияние на него различных социальных реалий.
Таким образом,
конкурентоспособность, увеличение национального
богатства, эффективность деятельности
и т.д. напрямую зависят от качества
рабочей силы.
Заключение
Итак, в современной экономической теории одним из важнейших источников накопления общественного богатства считаются человеческие ресурсы. В связи с неравномерным размещением и исчерпаемостью природных запасов, с тем, что страны с одинаковым уровнем развития имеют примерно равную относительную производственную и финансовую обеспеченность, все большее внимание уделяется повышению качества рабочей силы.
Качество рабочей силы - это обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы, который позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов.
Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм и др. Помимо них, качество рабочей силы, характеризуется:
Названные
характеристики во многом определяется
социально-экономическим уровнем развития
подсистем мирового хозяйства и отдельных
стран. В современных условиях высокой
степени конкуренции на рынке выигрывает
тот, у кого выше качество обслуживания,
качество выпускаемого продукта, выше
производительность труда, эффективнее
управление предприятием, а эти показатели
напрямую зависят от качества работающего
персонала.
Список
используемой литературы
Информация о работе Влияние качества рабочей силы на продуктивность труда