Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении внешней экономической деятельности предприятия ТЭК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить особенности внешней экономической деятельности ТЭК РФ;
2. определить потенциальные возможности развития и направления ТЭК.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК 5
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДИНАМИКА УЧАСТИЯ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 5
1.2. ОЦЕНКА РОЛИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОЙ В ВЭС РФ 8
1.3 ГАЗОВЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЭК РФ 15
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ТЭК 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Содержание
Объективные тенденции
глобализации современных экономических
отношений предполагают не только усиление
международной экономической
В этом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.
Важно отметить, что топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение для России не только с точки зрения внешнеэкономической деятельности, но и с точки зрения внутренних энергетических потребностей страны и энергетической безопасности Российской Федерации в целом. Этот факт делает важной тесную взаимосвязь внешнеэкономических связей ТЭК с эффективным внутренним развитием отрасли.
Актуально выявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ТЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ТЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.
Опыт последнего десятилетия
в становлении сложившейся
Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственном уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов - сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ТЭК в данной области является крайне важным. Очевидно, что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭК во внешнеэкономических связях Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении внешней экономической деятельности предприятия ТЭК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Интеграция России с мировой экономикой, перспективы вступления страны во Всемирную торговую организацию, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом.
Ужесточение конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний не повлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции, роста эффективности этих компаний, оптимизации структуры производства, снижения издержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетической продукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.
В рассматриваемой перспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок (см. таблица 1).1
Таблица 1.
Экспорт энергетических ресурсов из России
Показатели |
Год | |||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2020 | ||
Всего, млн. т у.т. |
706 |
480 |
554 |
530-575 |
530-600 |
550-600 |
565-585 | |
- нефть и нефтепродукты, млн. т |
286 |
162 |
188 |
160-175 |
155-180 |
155-170 |
150-165 | |
– природный газ, млрд. м 3 |
213 |
191 |
217 |
245-260 |
245-275 |
260-280 |
275-270 | |
–уголь, млн. т у.т. |
30 |
22 |
25 |
14-18 |
15-20 |
15-21 |
18-20 | |
электроэнергия, млрд. кВт.ч |
37 |
19 |
13 |
22-25 |
30-35 |
35-55 |
40-75 |
В целях поддержания энергетической и экономической безопасности необходимо стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей и последующим увеличением их доли в географической структуре экспорта энергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики со странами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителями российских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества с европейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционных проектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейских инвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числе реализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий), взаимодействие в сфере энергосбережения.
После 2010 года возможен выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.
Россия заинтересована в долгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран Содружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северных газовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимости форсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшить давление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самой России.
В интересах России участие национальных компаний в проектах по расширению инфраструктуры транспорта энергоресурсов по территории стран Содружества Независимых Государств. Основными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укрепление минерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества Независимых Государств. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке.
Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей.
Теперь рассмотрим непосредственно особенности развития внешнеэкономических связей российского ТЭК в сфере торговли нефтью и газом.
Экспорт нефти является для России важнейшим элементом внешнеэкономических связей. В то же время, рост экспорта нефти происходит без соответствующего прироста ее добычи. Поставки российской нефти за рубеж выросли в 2007 г. на 17% и достигли 175.3 млн. т. Иными словами, темпы роста экспорта вдвое превысили темпы роста добычи нефти. Как следствие доля нефти, идущей на экспорт, в общем объёме добытой нефти возросла с 33.1% в 2006 г. до 36.4% в 2008 г.2
Свыше половины нефти (52.7%) вывезено морем. На нефтепровод «Дружба» приходится 42.5%, на железнодорожные перевозки - 4.8%. Загрузка нефтепровода «Дружба» выросла на 0.7%.
Доля вертикально-
Валютные поступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов и природного газа) длительное время являются ключевым фактором финансирования экономического роста и формирования бюджета России. Их доля в общей валютной выручке страны колеблется в неизменных пределах: от трети (38,4%, 1998 г.) до половины (52%, 2005 г.). Это позволяет сделать вывод, что стабильность современной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры мировых цен на углеводороды, в первую очередь на нефть.
Непредсказуемость этих цен из-за их высокой волатильности привела в ряде стран мира к созданию стабилизационных фондов для демпфирования рисков неисполнения расходной части государственных бюджетов4. В России с 1 января 2007 г. также начал функционировать стабилизационный фонд федерального бюджета5. Уже в марте он составил 122,4 млрд. руб. К 1 января 2008 г. накопления фонда достигли 500 млрд. руб., а к началу 2009 г. цифра была значительно выше.6.
Условия и периодичность пополнений стабилизационного фонда во многом будут определяться особенностями формирования экспортной выручки от реализации углеводородов на мировом рынке. В первую очередь это европейский рынок - главная торговая площадка для российской нефтегазовой продукции. Основа реализации углеводородов - экспортная нефть Urals, которая представляет собой смесь нефтей разного качества. Она образуется в результате перекачки нефтей из разных месторождений по единой в стране системе нефтепроводов.
Уровень цены нефти Urals, складывающийся на нефтяном рынке Европы, во многом формирует величину выручки от экспорта углеводородов. Он прямо связан с уровнем цены нефти Brent, которая добывается в великобританском секторе Северного моря и является маркерной ценой для всех нефтей, реализуемых на европейском рынке.
Динамика среднегодовых цен нефти Urals за 1982-1991 гг. и ее среднемесячных значений с января 1992 по январь 2007 г. (включительно) показывает, что они тесно связаны с ценой нефти Brent, но систематически ниже ее уровня. В то же время динамика цены нефти Urals и характер ее колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК коридора цен в марте 2000 г., установленного в пределах 22-28 долл./барр. для цены так называемой корзины нефтей ОПЕК7.
В 2008 году цена на нефть значительно выросла, но нефть сорта Urals, все равно стоит дешевле на мировом рынке.
Регулирование цены предусматривается путем изменения квот добычи нефти странами ОПЕК и поставок на рынок, если цена корзины опустится за нижнюю границу коридора в течение десяти торговых дней подряд. Аналогичные действия должны быть предприняты при превышении верхней границы после двадцати торговых дней.
Введение ОПЕК коридора цен существенно повлияло на величину средней цены российской нефти: она возросла с 17,41 до 25,07 долл./барр. и находится на уровне средней цены коридора (таблица 2, см. также рис. 1). Другим значимым фактором стала меньшая колеблемость цены как в абсолютных, так и в относительных показателях. Но при этом сравнительно плавные изменения цены сменились ее крутыми подъемами и спадами, в основном в границах «коридора» цен. Но при этом восстановление спадов цены нефти Urals происходит относительно быстро, и даже заметные снижения цены не достигают уровней, критичных для российской экономики.
Среднемесячная цена нефти Urals после введения коридора цен трижды до января 2007 г. (включительно) превышала 30 долл./барр. - рекордный уровень, который ранее был достигнут в 1982 г. (более 20 лет назад). В настоящее время она еще более поднялась в цене и продолжает оставаться на очень высоком уровне. Таким образом, введение коридора цен ОПЕК, направленное на регулирование цен нефти, в целом положительно повлияло на динамику цены российской нефти. С 2008 года эти цены позволяют российской экономике получать «сверхприбыль» и пополнять в беспрецедентных объемах стабилизационный фонд.
В целом, об объемах экспорта российской нефти в 2007 году можно судить из таблицы 2.
Таблица 2.
Экспорт нефти из России (по транспортным направлениям) в январе-сентябре 2004 года
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятий ТЭК