Внешнеэкономическая деятельность предприятий ТЭК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретическом изучении внешней экономической деятельности предприятия ТЭК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить особенности внешней экономической деятельности ТЭК РФ;
2. определить потенциальные возможности развития и направления ТЭК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК 5
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ДИНАМИКА УЧАСТИЯ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 5
1.2. ОЦЕНКА РОЛИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОЙ В ВЭС РФ 8
1.3 ГАЗОВЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЭК РФ 15
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ТЭК 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

ТЭК.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Повышение цен газа на фоне инфляции в России и стабильности курса доллара приводит к росту издержек, выраженных не только в рублях, но и в долларах и потере даже газовой отраслью конкурентоспособности. Россия и без этого «съехала» с 70- ого на 75-у место по конкурентоспособности в 2005 г., вас этим эффектом наше скольжение вниз ускорится. Рост цен на газ на 10% в год при сохранении инфляции также на уровне 10% в год и при фиксации нынешнего курса доллара приведет к удвоению цены в долларом выражении - до 80 долл./1000 мЗ в 2012 г. при сохранении ее покупательной способности на внутреннем рынке. При таком раскладе стимулов экономить газ у внутренних потребителей не добавится, а вот экспорт газа может для «Газпрома» стать убыточным, если к этому времени снизятся цены на внешних рынках газа. Если рост цен на газ будет опережать инфляцию скажем на 10% в год, как этого сегодня требовал «Газпром», то в 2012 г. издержки добычи и доставки газа российским потребителям составят 138 долл./1000 мЗ. Привлекательность экспорта газа и доходы от него резко сократятся.

Как это ни странно, ситуация будет легче на фоне сокращения объемов экспорта газа снижение цен на нефть и газ в 2007-2008 гг., что приведет к существенному падению доходов от экспорта нефти и газа и к ослаблению рубля до 50 руб./долл. Тогда, при росте цен на газ в среднем на 15% издержки добычи в 2010 г. вырастут только до 46 долл./1000 м3. То есть политика в отношении курса рубля становится важнейшим фактором судьбы газовой отрасли России и взвешивания преимуществ внутреннего рынка и внешнего. Реальная внутренняя цена газа не должна повыситься к 2012 г. более, чем на 70%. Более значительный рост приведет к тому, что внутренний рынок станет привлекательнее внешнего. Сегодня все ориентируются на высокие и растущие цены на энергоносители на мировых рынках. Если повысить внутреннюю цену газа до мирового уровня в 2007 г., то уже в 2009 г. она может оказаться намного выше экспортных цен на газ. Если постепенно выводить цену на уровень 2009-2012 гг., то с учетом расходов на транспорт газа внутренняя цена не должна превысить 70-80 долл./1000 мЗ. Это сегодня основную часть доходов «Газпром» получает на внешних рынках газа. А завтра повышение внутренних цен до 70-80 долл./1000 мЗ может сделать российских потребителей газа более привлекательными, чем зарубежные, со всеми вытекающими последствиями для экспорта. Западным коллегам это следует понять.

Рис. 3. Динамика экспортных цен на нефть и газ13

Пока же повышаются цены на внешних рынках газа. Газпром  активно ведет переговоры со странами ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Прибалтика) о переведении на расчеты за газ по мировым ценам. В то же время, повышение внутренних цен на газ может привести не к снижению внутреннего потребления, а к снижению экспортного потенциала и привлекательности внешних рынков газа. Таким образом, имеет смысл повышать уровень доходов газовой отрасли от экспорта, при максимально возможном сдерживании внутренних цен на газ.

 

Глава 2. Потенциальные возможности  и направления расширения внешнеэкономической  деятельности российского ТЭК

 

Внешний спрос на топливно-энергетические ресурсы определяется прежде всего темпами развития мировой экономики. По имеющимся оценкам, темпы роста мировой экономики по регионам мира на ближайшие 10 лет составят от 2,5 до 4 процентов. При этом среднегодовой спрос на углеводородное сырье в мире будет также расти умеренными темпами – 2 - 4 процента в год, в Европе – 1,5 - 2,5 процента.14

В зависимости от темпов и направлений развития мировой  экономики, конъюнктуры цен на нефть и газ, перспектив реализации ряда международных проектов (на шельфе Каспийского и Северного морей, в Мексиканском заливе и других) и условий вовлечения в международный оборот запасов нефти Ближнего Востока и Северной Африки экспорт российской нефти может составить от 150 до 310 млн. т в год.

Ожидается, что экспорт российских нефтепродуктов в рассматриваемой перспективе будет снижаться. Это связано как с низким качеством одних нефтепродуктов (прежде всего автомобильного бензина и дизельного топлива) и высокой стоимостью их доставки на внешние рынки, так и со снижением экспортных ресурсов других (в первую очередь прямогонного бензина) в результате опережающего спроса на них на внутреннем рынке. К 2020 году экспорт нефтепродуктов может составить от 30 до 50 млн. т против 75 млн. т в 2002 году.

В то же время, если будет грамотно осуществляться политика разведки и увеличения добычи нефти, а так же сохраняться высокие цены на нефть на мировом рынке, данное направление внешнеэкономических связей ТЭК РФ останется важнейшим и наиболее значимым.

Россия уже сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа. В настоящее время его основной рынок сбыта - Западная Европа. Вторым важным рынком сбыта для России стала Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение. Природный газ экспортируется в европейские страны преимущественно в рамках долгосрочных контрактов (сроком до 25 лет) на условиях "бери или плати".

В то же время растущий спрос и ёмкость рынка газа в странах тихоокеанского региона  делают актуальным более активное освоение газовой отраслью указанного рынка.

К 2020 году ожидается увеличение экспорта российского газа до 275 - 280 млрд. куб. м против 185 млрд. куб. м  в 2002 году.

Фактический объём экспорта в дальнее зарубежье в перспективе  будет зависеть от размера текущего спроса на газ, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители.

Энергетические рынки  Содружества Независимых Государств и стран Европы в перспективе  останутся основными рынками  сбыта продукции российского  ТЭК. Экономический рост в странах  Европейского союза и Содружества Независимых Государств должен сыграть положительную роль в увеличении российского экспорта на эти рынки.

Ожидается, что спрос  на российские энергоресурсы, прежде всего  на нефть и газ, в странах Содружества  Независимых Государств также будет  расти, что связано, в частности с необходимостью загрузки приобретенных российскими компаниями нефтеперерабатывающих заводов в этих странах.

Рынок стран Западной и Центральной Европы останется  для России одним из крупнейших в  предстоящие 20 - 25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как с Европейским союзом, так и с другими странами Европы, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с проводимой либерализацией газового рынка Европы и с учётом перспектив формирования единого энергетического пространства российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 году соответственно 150 - 160 млн. т и 160 - 165 млрд. куб. м.

В условиях интеграционных процессов в Европе, либерализации  электроэнергетического сектора и расширения зоны параллельной работы энергосистем государств Европейского союза предусматривается организация параллельной работы единой энергетической системы России с энергосистемами европейских стран. Это должно обеспечить равноправный доступ России на электроэнергетические рынки Европы, развитие торговых отношений, реализацию масштабных системных эффектов, качественно новый уровень сотрудничества и кооперации в электроэнергетике. При этом ожидается рост спроса на российскую электроэнергию в Европе до 20 - 35 млрд. кВт•ч к 2010 году и до 30 - 75 млрд. кВт•ч к 2020 году.

Преодоление рецессии в  экономике США и прогнозы её долгосрочного  роста позволяют рассчитывать на расширение потребности в энергетических ресурсах. США могут стать долгосрочным рынком сбыта продукции российской нефтяной отрасли, а американский капитал - источником инвестиций в развитие отрасли и экспортных направлений транспортировки российской нефти. Кроме того, США в настоящее время являются перспективным рынком сбыта энергетической продукции российской атомной промышленности, а в будущем – и сжиженного природного газа.

Основными партнерами в  экономическом сотрудничестве с  Азиатско-Тихоокеанским регионом и  Южной Азией останутся Китай, Корея, Япония, Индия - перспективные  рынки сбыта газа, нефти, электроэнергии, атомных технологий и продукции ядерно-топливного цикла. Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3 процентов в настоящее время до 30 процентов в 2020 году, а природного газа – до 15 процентов.15

Рынки Ближнего Востока, Южной Америки и Африки представляют интерес, прежде всего как потенциальные потребители услуг российских энергетических компаний, а также как импортеры энергетических технологий и оборудования для ТЭК.

Твёрдые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире.

Освоение ресурсов и  объемы инвестиций определяют состояние инфраструктуры. От надежности трубопроводного транспорта во многом зависит энергообеспечение регионов. Этим транспортом перемещается 100% газа, почти 99% нефти и около 25% нефтепродуктов.

Созданная в СССР система  магистральных нефтепроводов ориентирована, кроме внутреннего рынка, на страны Восточной Европы и морские порты. Сейчас основным потребителем российской и транзитной нефти является Европа. В силу ограниченной потребности Европы рост добычи требует поиска новых рынков сбыта. В связи с этим приняты меры по вводу в эксплуатацию трубопровода КТК, нефтепровода Суходольная–Родионовская и первой очереди БТС. Это дополнение к разветвленной системе магистрального трубопроводного транспорта. Она включает три подсистемы:

1. Газотранспортная система  (ГТС) России признана, в т.ч. за рубежом, одной из наиболее эффективных и надежных в мире. Но в ГТС, создание которой началось 45 лет назад, накопилось немало проблем. Главная из них – износ основных фондов; необходима комплексная реконструкция и техническое перевооружение.

В ГТС реализуются  и разрабатываются проекты: Заполярное–Уренгой, СРТО–Торжок, Починки–Изобильное–ССПХГ, Ямал–Европа (участок Торжок – гр. Польши), Грязовец–Выборг, Североевропейский  газопровод и др.

До 2020 г. требуется строительство  около 28 тыс. км магистральных газопроводов, в т.ч. более 7000 км магистральных газопроводов на востоке страны. Будут развиваться проекты: "Голубой поток", Ямал–Европа, Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект (Новосибирск–Красноярск–Тайшет–Хабаровск–Пхеньян–Сеул–Дацин).

2. Магистральные нефтепроводы. В 1993–1998 гг. из-за падения добычи  нефти ее транспортировка снизились  с 347 до 296 млн. т/г. С 1999 г. добыча нефти растет, наращиваются транспортные мощности. Реконструировано более 20 нефтеперекачивающих станций, отремонтировано почти 3 тыс. км нефтепроводов и построено более одной тыс. км. Пропускная способность системы увеличилась на 37 млн. т/г.

Расширяется трубопроводная система на Новороссийск, вводятся в действие нефтепроводы в обход  Чечни и Украины, первая очередь Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн. т/г. Введены в эксплуатацию нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума мощностью 12 млн. т/г, газопровод "Голубой поток". До 2020 г. планируется:

– расширение БТС до 50 млн. т/г;

– создание новых экспортных портов на Балтике и в Баренцевом море;

– доведение максимальной пропускной способности нефтепровода Тенгиз–Новороссийск до 67 млн. т/г;

– завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" и создание нового экспортного направления на порт Омишаль в Хорватии пропускной способностью до 15 млн. т/г;

– строительство нефтепровода Ангарск – Находка (мощностью до 50 млн. т/г) с ответвлением на г. Дацин (мощностью до 30 млн. т/г).

3. Магистральными нефтепродуктопроводами транспортируется около 25% российских нефтепродуктов. Предусмотрено строительство нефтепродуктопроводов Саратов – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск, а также Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск.

Отсутствие инфраструктуры сдерживает разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, имеющих ключевое значение для развития экспорта нефти и газа в страны АТР. Отсутствие глубоководных портов в Дальневосточном и Североморском регионах лишает страну возможности расширять рынки сбыта.

Стратегические направления  энергетической политики на внешнем  рынке:

– расширение экспорта без  ущерба для внутреннего рынка; это  будет обеспечено в первую очередь  сбалансированной ценовой политикой;

– рост экспорта товаров  с более высокой добавленной стоимостью при существенном улучшении их качества, в первую очередь нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки. Решению этой задачи будет способствовать приведение российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО/МЭК;

– географическая диверсификация рынков сбыта, развитие северных, восточных и южных направлений (прежде всего в страны Северной Америки и Северо-Восточной Азии) с последующим увеличением их удельного веса;

– обеспечение безопасности транзита;

– освоение месторождений за рубежом;

– полное или долевое  владение объектами энергетической инфраструктуры;

– привлечение зарубежных инвестиций;

– развитие новых форм сотрудничества.

Внешнеэкономическая политика будет подчинена решению одной  из главных задач – преодолению сырьевой специализации. Это означает опережающее развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности, нефте- и газохимии.

 

Глава 3. Анализ внешнеэкономической  деятельности ОАО «Лукойл»

 

ЛУКОЙЛ входит в пятерку  крупнейших частных нефтяных компаний в мире - на его долю приходится около 1,4% мировых доказанных запасов нефти и около 2% мировой нефтедобычи. В России ЛУКОЙЛ является лидером по объему запасов нефти, и до сих пор являлся крупнейшей НК по объему добычи и переработки нефти.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятий ТЭК