Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 11:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании внешнеэкономической деятельности открытого акционерного общества «Витебскдрев» и в оценке эффективности данной деятельности.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность внешнеэкономической деятельности предприятий;
описать способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...................4
Сущность внешнеэкономической деятельности предприятий ...............4
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий в Республике Беларусь.........................................6
Методические подходы к оценке эффективности внешне-экономической деятельности .............................................9
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКДРЕВ»........................................................13
3.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Витебскдрев»….....13
3.2 Изучение товарной и географической структуры ОАО «Витебскдрев»……………………...........................................................................16
3.3 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО «Витебскдрев»……………………...........................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................33
В настоящее время управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь в общегосударственном масштабе осуществляется на следующих уровнях:
Согласно статье пять Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [5] правом осуществления внешнеэкономической деятельности обладают все резиденты Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами законодательства с момента их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Всех их можно было бы назвать декларантами. Однако к таковым относятся и таможенные агенты (посредники), которые вправе осуществлять любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела от собственного имени (согласно статье 159 Таможенного Кодекса Республики Беларусь) [7]. Но к участникам внешнеэкономической деятельности их невозможно отнести, так как они не воздействуют на внешнеторговые операции настолько глубоко, как это свойственно субъектам внешнеэкономической деятельности.
Согласно Положению о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь Представительств иностранных организации, в редакции постановления Совета Министров от 12.03.2001 номер 325 [7], представительство считается созданным с момента получения в Министерстве иностранных дел разрешения на его открытие. Таким образом, это разрешение считается доказательством существования нерезидента, который предполагает быть стороной внешнеторговой сделки. В принципе, этого достаточно для подписания контракта, поскольку в статье два Гражданского Кодекса [9] провозглашен принцип добросовестности и разумности участников, гражданских правоотношений. Поэтому нет настоятельной необходимости проверять репутацию потенциального контрагента или полномочия физического лица, которое своей подписью в контракте засвидетельствует волеизъявление доверителя.
В интересах и от имени иностранного юридического лица могут выступать резиденты Республики Беларусь, осуществляющие деятельность на ее территории по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или аналогичных договоров. Им не нужно аккредитовываться в Министерстве иностранных дел, но требуется стать на налоговый учет в качестве постоянного представительства иностранной организации [10]. Правда, к таковым в соответствии с подпунктом шесть пункта три статьи седьмой Закона «О налогах на доходы и прибыль» [11] не относятся те резиденты, которые представительствуют в отношении нескольких иностранных юридических лиц и это является их обычной хозяйственной деятельностью (коммерческое представительство).
В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности субъекты хозяйствования находятся под постоянным контролем и тесно взаимодействуют с рядом других организаций. Контрольные функции в сфере внешнеэкономической деятельности выполняют такие государственные органы как Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный налоговый комитет, Комитет цен при Министерстве экономики, Министерство иностранных дел, банки, таможня [12].
Правовое обслуживание участников внешнеэкономической деятельности в их спорах с зарубежными партнерами обеспечивает международный суд, арбитражный суд, арбитражная комиссия, действующая в рамках Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь, хозяйственный суд Содружества Независимых Государств [13, c. 98].
Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности может проводиться на региональном и хозяйственном уровнях [13, c. 158].
На региональном уровне оцениваются показатели, характеризующие степень открытости национальной экономики и роль внешнеэкономического фактора в ее развитии [14, c. 119].
На хозяйственном уровне используются показатели масштабов, уровня развития и сбалансированности внешнеторговой деятельности, эффективности внешней торговли [14, c. 120].
В настоящее время можно выделить три уровня оценки эффективности внешнеэкономической деятельности [15].
Первый уровень – уровень на основе действий официальной бухгалтерской отчетности. Здесь рассчитываются следующие показатели:
1. Общая прибыль на доллар экспортного оборота, которая показывает насколько эффективно предприятие ведет свою внешнеэкономическую деятельность и какова доля балансовой прибыли в общем объеме экспорта предприятия [16, с.154]:
где ОП – общая прибыль на доллар экспортного оборота;
БП – объем балансовой прибыли от экспорта продукции;
ПЭ – объем продаж по экспорту.
2. Чистая прибыль на доллар экспортного оборота, которая показывает влияние налогов на внешнеэкономическую деятельность предприятия [16, с.154]:
где ЧП – чистая прибыль на доллар экспортного оборота;
ОЧП – объем чистой прибыли от экспорта продукции;
ПЭ – объем продаж по экспорту.
3. Рентабельность экспорта к затратам на экспорт показывает эффективность затрат, понесенных предприятием при осуществлении внешнеэкономической деятельности [16, с.155]:
где РЭЗ – рентабельность экспорта к затратам на экспорт;
ПЭ – объем продаж по экспорту;
ЗЭ – объем затрат по экспорту.
Второй уровень – уровень на основе дополнительной информации в рамках управляемого учета. Здесь рассчитываются следующие показатели:
1. Маржинальная прибыль от осуществления внешнеэкономической деятельности по каждому виду товара в расчете на единицу продукции [16, с.155]:
где МП – маржинальная прибыль;
Оэкс. – объем экспорта;
Ипер.экс. – переменные издержки в составе экспортных затрат.
2. Маржинальная рентабельность экспортного товара [9, с.157]:
где МR – маржинальная рентабельность;
Ипер. – переменные издержки.
3. Точка безубыточности [17, с.160]:
где ТБ – точка безубыточности;
Ипост. – постоянные затраты.
4. Процент безубыточности рассчитывается как отношение уровня безубыточности экспортного товара к наличной мощности на предприятии.
Эти четыре показателя существенно дополняют показатели первого уровня и позволяют получить более реальную картину в отношении эффективности ассортимента экспорта.
Третий уровень – уровень на основе внутренней и внешней информации предприятия о состоянии процессов внешнеэкономической деятельности по каждому экспортному товару. Он позволяет определить ценность товара для клиента, уровень сервисного обслуживания.
Согласно методике предложенной Т.В. Миролюбовой показатель экономического эффекта рассчитывается следующим образом [17, с.240]:
где ЭЭэкс. – показатель экономического эффекта экспорта;
Ов.ф. – рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия (рассчитывается путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты);
Вр. – рублевая выручка от обязательной продажи валюты;
Зэкс. – полные затраты предприятия на экспорт.
Показатели экономической эффективности экспорта определяются следующим образом [17, с.240]:
где Ээкс.1 – показатель экономической эффективности экспорта.
где Ээкс.2 – показатель экономической эффективности экспорта;
Оэкс. – объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах;
Сэкс. – производственная себестоимость экспортных товаров.
где Ээкс. – показатель экономической эффективности экспорта, %;
Кэск. – среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, тыс.руб.
Показатели ЭЭэкс., Ээкс.1, Ээкс.2, Ээкс.3, целесообразно рассчитывать при заключении каждой сделки с целью выбора наиболее оптимальной по критерию максимума, а Ээкс.1>Ээкс.2, а также при анализе внешнеэкономической деятельности предприятия за прошедший период и при ее текущем планировании.
На основе показателей, рассчитанных по формулам (7), (8), (9) можно сделать следующие выводы об экономической эффективности экспорта.
Если показатель Эээкс.>1, а Ээкс.1>Ээкс.2, то экспорт является для предприятия экономически выгодным.
Показатель Ээкс.3, показывает уровень эффективности соответствующих товаров, причем первая часть формулы (10) показывает какой процент от результатов экспорта составляет доход от него, а вторая часть формулы показывает сколько раз за анализируемый период смог обернуться авансированный капитал. Следовательно, чем больше обе части формулы (10), тем больше величина Ээкс.3, и, следовательно, выгоднее экспорт товаров.
Таким образом, при расчете эффективности экспорта необходимо учитывать не только рентабельность, но и оборачиваемость авансированного для производства экспортных товаров капитала.
При определении эффективности импорта сырья, необходимо учитывать, разницу в цене импортируемого и отечественного сырья, рентабельность продукции, изготовляемой из этого сырья, на которую влияет не только цена сырья, но и его качество.
При торговле импортными товарами прямой экономический эффект рассчитывается проще, он может быть выражен формулой [17, с.243]:
где ЭЭимп. – экономический эффект импорта;
Ц – цена реализации товаров на внутреннем рынке;
Зимп. – затраты на импорт.
Величина ЭЭимп. характеризует прибыль от реализации импортных товаров народного потребления, она может использоваться при покупке товаров народного потребления, при анализе и планировании внешнеэкономической деятельности [18, c. 74].
В качестве оценочного показателя уровня развития внешнеторговых связей применяется коэффициент сбалансированности внешнеторговой деятельности [17, с.251]:
где С – внешнеторговое сальдо;
ТО – товарооборот.
При анализе считают, что в пределах изменений значения коэффициента Ксб. [-0,5; 0,5] – внешнеторговые связи являются более-менее сбалансированными. Если Ксб. находится в пределах [-1; -0,5] можно говорить о большой несбалансированности внешнеторговых связей при значительном превышении импорта. Если Ксб. в пределах [0,5; 1] – внешнеторговые связи несбалансированны при значительном превышении экспорта.
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКДРЕВ»
3.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Витебскдрев»
Многоотраслевое хозяйство ОАО «Витебскдрев» в настоящее время является одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий в Республики Беларусь и располагает производственными мощностями для переработки до 1200 м3 древесного сырья в сутки.
Производственное объединение «Витебскдрев» было организовано В 1975 г. на базе двух производственных объединений: деревообрабатывающего и производящего окна и балконные двери.
В 1994 году приказом Мингосимущества Республики Беларусь № 320 от 31.08.94г. государственное предприятие Производственное деревообрабатывающее объединение «Витебскдрев» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Витебскдрев».
Форма собственности ОАО «Витебскдрев» частная, принадлежность капитала – национальный. Вся хозяйственно-финансовая деятельность предприятия подлежит государственному контролю.
Размер уставного фонда по состоянию на 01.01.2010 г. составляет - 3831,087 млн. руб. [23] Распределение уставного фонда представлено на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1 – График распределения долей в Уставном фонде ОАО «Витебскдрев» по состоянию на 01.01.2004 года
Источник: собственная разработка на основании информации, полученной из интернет-ресурсов и публикаций в печатных изданиях
Сырьевая база ОАО «Витебскдрев» обеспечивается древесиной собственной заготовки и поставщиками материалов и комплектующих, резидентами Республики Беларусь.
Конкурентными фирмами по выпуску ДСП являются ОАО «Мозырьдрев», «Пинскдрев», «Речицадрев» и «Мостодрев». Все эти предприятия в своём составе имеют цеха по выпуску ДСП для производства мебели, они производят древесностружечную плиту толщиной 16 мм.
В то же время «Витебскдрев» является единственным предприятием производящим ДСП толщиной 12 мм. для мебели и строительную плиту толщиной 18 мм.
Конкурирующими фирмами по производству ДВП являются ОАО «Борисовдрев» и «Бобруйскдрев».
ОАО «Витебскдрев» выпускает и реализует следующие виды продукции:
Основные технико-экономические показатели производственно- хозяйственной деятельности ОАО «Витебскдрев» приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Витебскдрев» за 2009-2010 г.г.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности