Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 11:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании внешнеэкономической деятельности открытого акционерного общества «Витебскдрев» и в оценке эффективности данной деятельности.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность внешнеэкономической деятельности предприятий;
описать способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...................4
Сущность внешнеэкономической деятельности предприятий ...............4
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий в Республике Беларусь.........................................6
Методические подходы к оценке эффективности внешне-экономической деятельности .............................................9
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВИТЕБСКДРЕВ»........................................................13
3.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Витебскдрев»….....13
3.2 Изучение товарной и географической структуры ОАО «Витебскдрев»……………………...........................................................................16
3.3 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО «Витебскдрев»……………………...........................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................33
Основные показатели работы |
Ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение |
Темп роста, % |
Объем выпуска продукции |
млн. руб. |
31422 |
41221 |
9799 |
131,2 |
Прибыль от реализации |
млн. руб. |
3099 |
3994 |
895,0 |
128,9 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
10,7 |
10,8 |
0,1 |
- |
Среднесписочная численность |
чел. |
1469 |
1496 |
27 |
101,8 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
380,8 |
493,3 |
112,5 |
129,5 |
Окончание Таблицы 3.1
Производительность труда |
млн. руб. |
21,39 |
27,55 |
6,16 |
128,8 |
Объем экспорта |
тыс. долл. США |
5800,98 |
6080,46 |
279,48 |
104,8 |
Валютные поступления |
тыс. долл. США |
5179,0 |
5811,8 |
632,8 |
112,2 |
Объем импорта, тыс. долл. США |
тыс. долл. США |
133,0 |
607,0 |
474,0 |
456,4 |
Объем инвестиций |
млн. руб. |
2010,0 |
1062,0 |
-944,0 |
52,9 |
Коэффициент текущей ликвидности на 01.01 каждого года |
0,684 |
0,911 |
0,227 |
- | |
Коэффициент обеспеченности оборотными средствами на 01.01 каждого года |
-0,635 |
-0,114 |
0,521 |
- |
Источник: собственная разработка на основании информации, полученной из интернет-ресурсов и публикаций в печатных изданиях
Как видно из таблицы 3.1 в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился объем выпуска продукции на 9799 млн. руб. или на 31,2%. Так же увеличилась прибыль реализованной продукции на 895 млн. руб. или на 28,9%, что произошло за счет увеличения объема реализации продукции.
Рентабельность реализованной продукции увеличилась, но не значительно - на 0,1 п.п. (в 2010 году она составила 10,8%, а в 2009 году - 10,7%).
Так же положительным моментом является увеличение объема экспорта (на 279,48 тыс. долл. США или на 4,8%), негативным - уменьшение объема инвестиций на 944 млн. руб. ил на 47,1%.
Производительность труда увеличилась на 28,8% или на 6,16 млн. руб. Это связано с приобретением ОАО «Витебскдрев» высоко технологического оборудования, в результате использования которого сократилось время на перенастройку оборудования при обработке деталей разных типоразмеров, а также за счет более высоких скоростей обработки.
В 2010 году увеличилась среднесписочная численность на 27 человек, что тоже связано с вводом в действие нового оборудования.
Среднемесячная заработная плата увеличилась на 112,5 тыс. руб. или на 29,5%. Это произошло за счет увеличения тарифной ставки в 2010 году, также за счет увеличения выпуска продукции.
Несмотря на то, что финансовое положение ОАО «Витебскдрев» в 2010 году улучшилось (коэффициенты ликвидности возросли), наблюдается дефицит оборотных (в частности денежных) средств на покрытие своих краткосрочных обязательств (кредиторской задолженности).
Коэффициент текущей ликвидности в 2009 году и в 2010 году имеет значение менее нормативного для данной отрасли (меньше 1,2), коэффициент обеспеченности оборотными средствами как 2009 году, так и в 2010 отрицателен (-0,635 и -0,114 соответственно). Это свидетельствует о больших суммах краткосрочных обязательств наряду с низким значением оборотного капитала.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в нашей нестабильной и неустойчивой экономической обстановке ОАО «Витебскдрев» старается снизить затраты на производство и реализацию продукции, потери рабочего времени, увеличить экспорт и прибыльность, хотя имеет такие же проблемы, как и все промышленные предприятия нашей республики – высокая изношенность основных средств, дефицит собственных оборотных средств.
3.2 Изучение товарной и географической структуры
ОАО «Витебскдрев»
Осуществление внешнеэкономической деятельности предприятия строится на действующей системе нормативно-правововй базы в республике, которая отражает состояние внешнеэкономической политики страны. Основы выхода предприятий на международную арену определяет Закон «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» [19].
ОАО «Витебскдрев» осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность путем заключения контрактов с иностранными партнерами. Подготовкой и согласованием соответствующих контрактов для осуществления экспортно-импортных операций занимается отдел внешнеэкономических связей.
ОАО «Витебскдрев» имеет широкие связи на внешнем рынке и самостоятельно осуществляет экспортно-импортные операции. На территории предприятия расположен Пункт таможенного оформления «Витебскдрев» при Витебской Таможне [23].
В последние годы осуществлялись поставки продукции в 24 страны, в том числе в 14 стран дальнего зарубежья: Польша, Германия, Эстония, Латвия, Литва, Швеция, Венгрия, Италия, Чехия, Бельгия, Афганистан, Сербия, Словакия; 10 странах ближнего зарубежья – Россия, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Грузия, Туркменистан. Для обеспечения повышения конкурентоспособности продукции на ОАО «Витебскдрев» была разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, основанная на стандартах ИСО серии 9000.
С целью улучшения экологических показателей деятельности предприятия и предотвращения загрязнения окружающей среды на ОАО «Витебскдрев» создана и внедрена система управления окружающей средой на основе стандартов серии 14000 [23].
Экспорт продукции постоянно увеличивается, повышается спрос и на внутреннем рынке. Это происходит во многом благодаря тому, что реализация осуществляется непосредственно через сбытовые службы предприятия. Подъездные железнодорожные пути и близость автомагистралей позволяют без проблем организовать транспортировку материалов и изделий в любом направлении. Таможенное оформление грузов также производится на месте.
Наглядную информацию о структуре реализации по регионам можно увидеть на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Отгрузка продукции ОАО «Витебскдрев» в 2009 году
Источник: собственная разработка на основании информации, полученной из интернет-ресурсов и публикаций в печатных изданиях
Как видно из рисунка 3.2, основной объем реализации продукции ОАО «Витебскдрев» производит на внутреннем рынке Республики Беларусь. Он составляет 49,27 процентов в общем объеме реализованной продукции. Остальная продукция экспортируется в страны СНГ и страны дальнего зарубежья.
Среди стран СНГ наибольший удельный вес экспортной продукции приходится на Российскую Федерацию – 41,55 процентов, на Казахстан – 4,48 процентов, на Украину – 2,62 процента. Незначительный удельный вес в экспорте приходится на Узбекистан, Азербайджан и прочие страны.
Среди стран дальнего зарубежья наибольший объем реализованной продукции приходится на Германию и Латвию.
Географическая структура экспорта продукции ОАО «Витебскдрев» по регионам представлена в таблице 3.3.1.
Таблица 3.2 – Географическая структура экспорта продукции ОАО «Витебскдрев» за 2009 – 2010 годы
Страна |
2009 год |
20010 год |
Отклонение
|
Темп роста, % | |||
тыс.$ США |
Уд. вес, п.п. | ||||||
тыс.$ США |
Уд. вес, % |
тыс.$ США |
Уд. вес, % | ||||
Экспорт всего в том числе: |
9093,3 |
100,0 |
9105,5 |
100,0 |
+12,2 |
0,0 |
100,1 |
Дальнее зарубежье из них: |
510,9 |
5,6 |
287,6 |
3,2 |
-223,3 |
-2,4 |
56,3 |
-Бельгия |
- |
0,0 |
0,5 |
0,2 |
+0,5 |
+0,2 |
100,0 |
-Венгрия |
5,2 |
1,0 |
- |
0,0 |
-5,2 |
-1,0 |
0,0 |
-Германия |
244,7 |
47,9 |
66,9 |
23,3 |
-177,8 |
-24,6 |
27,3 |
-Испания |
35,9 |
7,0 |
16,3 |
5,7 |
-19,6 |
-1,3 |
45,4 |
-Италия |
- |
0,0 |
25,1 |
8,7 |
+25,1 |
+8,7 |
100,0 |
-Кипр |
3,2 |
0,6 |
- |
0,0 |
-3,2 |
-0,6 |
0,0 |
-Латвия |
112,2 |
22,0 |
62,1 |
21,6 |
-50,1 |
-0,4 |
55,4 |
-Литва |
- |
0,0 |
18,9 |
6,6 |
+18,9 |
+6,6 |
100,0 |
-Нидерланды |
1,7 |
0,3 |
6,8 |
2,4 |
+5,1 |
+2,1 |
400,0 |
-Польша |
20,5 |
4,0 |
32,6 |
11,3 |
+12,1 |
+7,3 |
159,0 |
-США |
- |
0,0 |
15,0 |
5,2 |
+15,0 |
+5,2 |
100,0 |
-Франция |
77,2 |
15,1 |
4,0 |
1,4 |
-73,2 |
-13,7 |
5,2 |
-Чехия |
10,3 |
2,0 |
24,2 |
8,4 |
+13,9 |
+6,4 |
235,0 |
-Эстония |
- |
0,0 |
15,2 |
5,3 |
+15,2 |
+5,3 |
100,0 |
СНГ из них: |
8582,4 |
94,4 |
8817,9 |
96,8 |
+235,5 |
+2,4 |
102,7 |
-Россия |
7564,9 |
88,1 |
7388,8 |
81,2 |
-176,1 |
-6,9 |
97,7 |
-Азербайджан |
- |
0,0 |
42,7 |
0,5 |
+42,7 |
+0,5 |
100,0 |
-Казахстан |
345,1 |
4,0 |
784,8 |
8,9 |
+439,7 |
+4,9 |
227,4 |
-Украина |
459,1 |
5,4 |
461,1 |
5,2 |
+2,0 |
-0,2 |
100,4 |
-Молдова |
7,1 |
0,1 |
15,1 |
0,2 |
+8,0 |
+0,1 |
212,7 |
-Кыргыстан |
- |
0,0 |
1,2 |
0,0 |
+1,2 |
0,0 |
100,0 |
-Армения |
19,2 |
0,2 |
- |
0,0 |
-19,2 |
-0,2 |
0,0 |
-Таджикистан |
92,7 |
1,1 |
- |
0,0 |
-92,7 |
-1,1 |
0,0 |
-Узбекистан |
94,3 |
1,1 |
124,2 |
1,4 |
+29,9 |
+0,3 |
131,7 |
Источник: собственная разработка на основании информации, полученной из интернет-ресурсов и публикаций в печатных изданиях
По данным таблицы 3.2 наибольший удельный вес в структуре экспорта продукции приходится на страны СНГ. Их удельный вес в реализованной на внешнем рынке продукции в 2009 году составляет 96,8 процентов, что на 2,4 процентных пункта больше по сравнению с 2010 годом. В 2010 году в страны СНГ было отгружено продукции на 8817,9, что на 235,5 тыс.$ США или на 2,7 процентов больше по сравнению с 2009 годом.
Среди стран СНГ самым крупным торговым партнером ОАО «Витебскдрев» является Россия. В 2010 году ее удельный вес в экспорте продукции составил 81,2 процента.
В 2010 году в Россию было отгружено продукции на 7388,8 тыс.$ США, что на 176,1 тыс.$ США или на 2,3 процента меньше по сравнению с 2009 годом.
В торговле с другими постоянными торговыми партнерами наблюдается увеличение поставок.
Так, например, в Казахстан в 2010 году экспортные поставки увеличились на 439,7 тыс.$ США или на 127,4 процента по сравнению с 2009 годом и составили 784,8 тыс.$ США.
На Украину в 2010 году было отгружено продукции на 461,1 тыс.$ США, что на 2 тыс.$ США или на 0,4 процента больше по сравнению с 2009 годом.
В Узбекистан реализация продукции в 2010 году увеличилась на 29,9 тыс.$ США или на 31,7 процентов по сравнению с 2009 годом.
В Республику Молдова в 2010 году было экспортировано продукции на 15,1 тыс.$ США, что на 8 тыс.$ США или на 112,7 процентов больше по сравнению 2009 годом.
В 2010 году ОАО «Витебскдрев» были освоены новые рынки сбыта продукции.
В Азербайджан было отгружено продукции на 42,7 тыс.$ США. Доля Азербайджана в экспорте продукции в 2010 году составила 0,5 процентов.
В Кыргыстан ОАО «Витебскдрев» экспортировало продукции на 1,2 тыс.$ США.
В отчетном году не осуществлялись поставки в страны Армении и Таджикистана.
В страны дальнего зарубежья ОАО «Витебскдрев» экспортирует продукцию в малых объемах. В 2010 году в страны дальнего зарубежья было экспортировано продукции на 287,6 тыс.$ США, что на 223,3 тыс.$ США меньше по сравнению с прошлым годом. Темп роста составил 56,3 процента. Удельный вес экспорта этих стран в 2010 году составил 3,2 процента, что на 2,4 процентных пункта меньше по сравнению с 2009 годом.
Наибольший удельный вес экспорта продукции в странах дальнего зарубежья занимает Германия и Латвия.
В 2010 году в Германию было экспортировано продукции на 66,9 тыс.$ США, что на 177,8 тыс.$ США или 72,7 процентов меньше по сравнению с 2009 годом.
В Латвию в 2010 году экспортные поставки уменьшились на 50,1 тыс.$ США или на 44,6 процентов и составили 62,1 тыс.$ США.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности