Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования - на основании изучения современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК» сформулировать основные предложения по эффективной интеграции экономики республики в мирохозяйственные связи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
разработки категориального аппарата внешнеэкономической деятельности;
анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»;
формирование предложений разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы внешнеэкономической деятельности…………………..5
1.1 Характеристика и развитие внешнеэкономической деятельности….5
1.2 Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности……7
1.3 Основные формы внешнеэкономической деятельности
Российских предприятий……………………………………………..10
1.4 Государственное регулирование внешнеэкономической
Деятельности…………………………………………………………..16
Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности………………….21
2.1 Характеристика ОАО «НЛМК»………………………………………21
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»………24
2.3 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности
ОАО «НЛМК»………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………..34
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
1.3 Основные формы внешнеэкономической деятельности российских
Предприятий.
Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.
Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота.
В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.
В международной торговле выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций:
1. Экспортная
операция – это продажа товара
иностранному контрагенту с
2. Импортная
операция – это приобретение
товара у иностранного
3. Реэкспортная
операция – продажа с вывозом
за пределы страны ранее
Во-первых, реэкспорт возникает как естественное продолжение торговой операции. Продавец ввозит товар в страну для реализации его на бирже или аукционе, но он может быть продан покупателю из третьей страны и вывезен. Во-вторых, реэкспорт может появиться из-за перерыва нормального хода реализации товара. Если продавец отправил товар покупателю, но последний по каким-либо мотивам не может его оплатить, то он стремится перепродать товар другому покупателю в этой стране или в третьей стране. Уход товара в третью страну и есть реэкспорт. Это вынужденный реэкспорт. В-третьих, возможно также выполнение реэкспортной операции без предварительного завоза товаров из-за границы, так как они могут быть отправлены новому покупателю, минуя реэкспортную страну. Торговые фирмы многих крупных стран часто прибегают к операциям по перепродаже товаров, используя с целью получения прибыли разницу в ценах на один и тот же товар.
4. Реимпортная операция
– приобретение с ввозом из-за
границы ранее
Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.
Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.
Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.
Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.
К понятию «торговая сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.
Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту.
Но, выходя на внешний рынок, руководство
предприятия должно понимать, что
в современном мировом
«Международная кооперация производства – это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве».
В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:
- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;
- организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;
- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.
Российские предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.
МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.
Одним из важнейших критериев при выборе предприятия наиболее подходящей для него формы МКП, являются отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:
- полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;
- объединение
собственности российских и
- различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.
В применяемой Европейской Экономической Комиссией ООН укрупненной группировке форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.
1. Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.
2. Кооперация по модели 1, дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.
3. Кооперация
по модели 1 с одновременной передачей
оборудования в порядке
4. Совместное производство, предусматривающее:
- использование
технологий, переданных друг другу
сторонами кооперационного
- производство на
их основе кооперированной
- распределение сбыта продукции между участниками МКП.
5. Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.
6. МКП по комплексу
работ, охватываемых всеми
7. Подрядная МКП,
при которой заказчику
На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий.
Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег.
С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП.
В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее СП.
Одним из примеров успешного СП можно привести советско-германское СП КОМПАН, производившее в конце 1980-х — начале 1990-х под эгидой Академии Наук СССР одноимённые персональные компьютеры.
1.4 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Россия провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать российский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.
Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента.
К числу важнейших
В статье 4 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» сформулированы принципы этого регулирования:
- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;
- единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
- единство таможенной территории РФ;
- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- равенство участников и защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности
Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания.
Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия