Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования - на основании изучения современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК» сформулировать основные предложения по эффективной интеграции экономики республики в мирохозяйственные связи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
разработки категориального аппарата внешнеэкономической деятельности;
анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»;
формирование предложений разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы внешнеэкономической деятельности…………………..5
1.1 Характеристика и развитие внешнеэкономической деятельности….5
1.2 Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности……7
1.3 Основные формы внешнеэкономической деятельности
Российских предприятий……………………………………………..10
1.4 Государственное регулирование внешнеэкономической
Деятельности…………………………………………………………..16
Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности………………….21
2.1 Характеристика ОАО «НЛМК»………………………………………21
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»………24
2.3 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности
ОАО «НЛМК»………………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………..34
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт из России и импорт в Россию осуществляется без количественных ограничений. Ограничения могут вводиться только в исключительных случаях, таких как ограничение экспорта стратегически важного сырья и товаров для избегания нанесения ущерба национальной экономике.
Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.
В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Государство всячески содействует российским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны. Предприятия с иностранным участием льготами при налоговом и таможенном обложении. Так от налога на добавленную стоимость освобождены:
- технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему;
- товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями;
- кредитные средства;
- товары, ввозимые в счет погашения государственных кредитов.
От взимания таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, ввозимые работниками предприятий с иностранными инвестициями для собственных нужд.
Высокоэффективным инвестиционным проектам, срок окупаемости которых не превышает двух лет и в которые частный инвестор вкладывает собственные средства, предоставляется государственная поддержка, не менее 20 % от стоимости проекта .
Размер государственной помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливается в зависимости от категории проекта, и не может превышать:
- 50 % стоимости для проектов, обеспечивающих производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов;
- 40 % для проектов, обеспечивающих производство экспортных товаров несырьевых отраслей;
- 30 % для проектов, обеспечивающих производство импортозамещающей продукции;
- 20 % для проектов, обеспечивающих производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.
Размер государственной помощи в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 % заемных средств, необходимых для его осуществления.
Условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.
В целом режим хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями такой же, как и для всех российских предприятий, хотя первые пользуются некоторыми льготами при налоговом и таможенном обложении.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
Глава 2. Анализ
внешнеэкономической
Новолипецкий металлургический комбинат является одним из крупнейших металлургических комбинатов мира и третьим по величине производителем стали в России. Компания специализируется на производстве листового проката широкого сортамента.
НЛМК расположен в центре европейской части России, в городе Липецке, вблизи крупнейшего железорудного бассейна Европы - Курской магнитной аномалии (КМА). Комбинат находится в регионе с наиболее развитой в России транспортной сетью и имеет стратегически выгодное местоположение для потребителей. Компания имеет удобный доступ к экспортным рынкам - выходы к портам на Балтийском и Черном морях.
НЛМК - предприятие
полного металлургического
Компания имеет наиболее современную производственную базу в российской металлургии - около 95% стали выплавляется в кислородных конвертерах, остальное - в электродуговых печах. Вся производимая сталь разливается на установках непрерывной разливки.
В структуре производства листового проката НЛМК имеет самую высокую долю холоднокатаного проката среди металлургических компаний России. На внутренний рынок приходится 29% продаж металлопродукции НЛМК.
Доля НЛМК на российском рынке листовой стали - 18%, стали с полимерным покрытием - 65%.
Доля компании на российском рынке горячекатаного проката достигает 17%, холоднокатаного проката - 24%, оцинкованного проката - 14%. Компания является крупнейшим в Европе производителем электротехнических сталей. НЛМК - крупнейший в России производитель товарных слябов и один из крупнейших производителей штрипсов (заготовки для производства труб).
НЛМК намерен инвестировать в развитие добычи коксующихся углей на новых месторождениях Кузбасса 100 млн. долл. Планируется, что добыча на этих месторождениях будет ежегодно составлять 6-10 млн. тонн.
Суммарное производство готового проката черных металлов в России, рассчитанное по методологии Госкомстате, то есть вместе с заготовкой, в настоящее время находится на уровне 47-48 млн. тонн в год (47,2 млн. тонн в 2010 году) при средней загрузке производственных мощностей заводов 80%. При этом 54% готового проката в 2010 году было отправлено на экспорт. Таким образом, производство проката черных металлов в России в высокой степени зависимо от конъюнктуры внешних рынков.
В большей степени
экспортно-ориентированным
Рисунок 1. Поставщики готового проката черных металлов для российской автомобильной промышленности, тыс. тонн
На производстве листового проката специализируются три ведущих предприятия в отрасли (так называемая «большая тройка») - Северсталь (Череповец, Вологодская обл.), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК; Челябинская обл.) и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК; Липецкая обл.). Основной рынок сбыта для Северстали и НЛМК - США и Европа, для Магнитки - Азия. На три этих компании приходится свыше 50% производства проката черных металлов в РФ. Экспорт играет для них ключевую роль, обеспечивая до 70% поступлений. Во многом благодаря стабильным поступлениям денег от экспорта "большая тройка" сумела в течение 90-х сохранить хорошее финансовое состояние и провести значительную модернизацию. Кроме того, именно эти заводы являются основными поставщиками проката для крупнейшего его потребителя на внутреннем рынке – автомобильной промышленности. В 2010 году на Северсталь пришлось 47% поставок проката отечественному автопрому, на НЛМК – 12,5% . Для Северстали поставки автомобильным заводам являются стратегическим направлением, так как на них приходится более четверти всех продаж компании на внутреннем рынке. Другой крупный игрок российской черной металлургии - Евразхолдинг, контролирующий Нижнетагильский (НТМК; Свердловская обл.), Западно-Сибирский (Запсиб) и Кузнецкий металлургические комбинаты (КМК; оба - Новокузнецк, Кемеровская обл.). Все три комбината специализируются на производстве менее дорогого (по сравнению с листовым) сортового проката. Доля экспорта у всех трех ниже, чем у "большой тройки", и составляет около 40 - 50%, доходообразующее направление - внутренний рынок. Крупнейший потребитель продукции НТМК и КМК - Министерство путей сообщения (МПС) (15 и 25% реализации комбинатов соответственно), закупающее рельсовый прокат. Значительная часть рельсового проката, производимого КМК и НТМК, продается в страны ближнего зарубежья.
Основная проблема Евразхолдинга - КМК, доставшийся ему "в нагрузку" к Запсибу. Технологии, используемые на КМК, одни из самых отсталых, это единственный комбинат, на котором во времена СССР так и не успели провести полную реконструкцию.
По отдельным видам проката структура потребления по отраслям может быть рассмотрена на примере продаж НЛМК на внутреннем рынке в 2010 году.
С точки зрения увеличения объемов потребления наиболее перспективные ниши на российском рынке готового металла принадлежат прокату для нужд железных дорог, прокату с покрытиями (в первую очередь, оцинкованному листу и листу с полимерным покрытием), а также прокату из нержавеющей стали.
2.2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК».
В 2010 г. Группа НЛМК поставляла металлопродукцию в более чем 60 стран мира. По итогам конкурса «Лучший российский экспортер года» Компания удостоена Диплома Министерства промышленности и торговли РФ за победу в номинации «Черная металлургия (черные металлы) - Лучший экспортер отрасли». НЛМК поставляет свою продукцию всем промышленным секторам российской экономики - в строительстве, производстве машин и оборудования, транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, производстве труб.
Сбыт осуществляется по двум каналам:
Служба вице-президента по продажам НЛМК отвечает за разработку и внедрение политики ценообразования, а также сбыт продукции. В её состав входят также два сервисных центра в г. Липецке и Уссурийске.
Сбытовая политика Компании основана на развитии долгосрочных взаимоотношений с заказчиками, включая конечных потребителей, которые закупают продукцию через наших партнеров-оптовиков посредством обеспечения стабильного качества, конкурентных цен и своевременных поставок.
Рисунок 2 Продажи по регионам в 2010 г. (данные на основании физических объемов поставок продукции)
Политика ОАО "НЛМК"
в области закупок
Основную долю продаж НЛМК в стоимостном выражении составляет продукция конечных переделов (73% от общего объема продаж), включая спектр продукции из стали для общего применения и специализированных марок сталей.
Основными потребителями
холоднокатаного проката
Экспорт составляет 71% продаж металлопродукции комбината. Металл НЛМК поставляется в 81 страну мира. Основными экспортными рынками сбыта продукции НЛМК в настоящий момент являются Европа, Азия, Америка и Ближний Восток.
Превалирующими рынками сбыта в 2010г являлись: Юго-Восточная Азия - 61% поставок, Европа без стран ЕС - 10%, Северная Америка - 7,5%, страны ЕС - 7,5%, Россия и СНГ - 6%. В текущем году поставки увеличатся в ЮВА, а также в страны ЕС, где прекращено антидемпинговое расследование в отношении электротехнической стали НЛМК. (Таблица 1)
Таблица 1.
Отгрузка металлопродукции ОАО «НЛМК» в 1 кв. 2010 г., тыс. т.
Продукция |
Внутренний рынок |
Экспорт |
НЛМК-ДВ |
Экспорт СНГ |
Всего металлопродукции |
Чугун |
59 |
77 |
48 |
184 | |
Слябы |
810 |
810 | |||
Горячекатаный прокат |
207 |
344 |
1 |
3 |
555 |
Холоднокатаный прокат, |
224 |
300 |
22 |
1 |
547 |
в т.ч. динамная сталь |
14 |
28 |
9 |
51 | |
Трансформаторная сталь |
3 |
10 |
11 |
24 | |
Прокат с покрытием, |
87 |
25 |
1 |
113 | |
в т.ч. оцинкованная сталь |
54 |
15 |
1 |
70 | |
Итого |
577 |
1556 |
24 |
52 |
2209 |
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия