Внешнеэкономическая деятельность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3с.
Глава 1. Основные цели, принципы, приоритетные направления внешнеэкономических связей России……………………………………...5
1. Основы внешнеэкономической политики…………………………..5
2.Основная цель внешнеэкономической политики
Российской Федерации………………………………………………….8
Глава 2. Анализ достижения поставленной цели внешнеэкономической политики Российской Федерации………………………………………….10
1. Специализации российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг…….10
2. Создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром – ЕврАзЭС………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..19
Библиографический список………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике там дела.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

2013 год

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………….3с.

Глава 1. Основные цели, принципы, приоритетные направления внешнеэкономических  связей России……………………………………...5

1. Основы внешнеэкономической  политики…………………………..5

2.Основная цель внешнеэкономической политики

Российской Федерации………………………………………………….8

Глава 2. Анализ достижения поставленной цели внешнеэкономической  политики Российской Федерации………………………………………….10

1. Специализации российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг…….10

2. Создание евразийского  экономического пространства с  интеграционным ядром – ЕврАзЭС………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………..19

Библиографический список………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В октябре 2008 г. Правительство  Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую  стратегию страны до 2020 года1, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

Необходимость разработки этого документа обусловлена как проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины  связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Долговременной целью  внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих  мировых экономических держав XXI века. В этой связи Внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020(концепция долгосрочного развития), в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.

В настоящей курсовой работе я ставлю следующие цели:

1. Определить основные цели, принципы, приоритетные направления внешнеэкономических связей России.

2. Проанализировать исполнение  утвержденной концепции, в разрезе достижения поставленных целей и приоритетных направлений.

Для достижения поставленных целей я предполагаю использовать следующие источники:

1.Внешнеэкономическую  стратегию страны до 2020 года;

2.  Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР-2020)

3. аналитические статьи  в сфере внешней экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные цели, принципы, приоритетные направления внешнеэкономических связей России.

1. Основы  внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.

Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России,  долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе  в области внешнеэкономических  связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.

Во-первых, усиливается активность государств в мировой экономической политике. Скоординированные действия стран в торгово-политической сфере обуславливают необходимость разработки долгосрочного видения и долгосрочной стратегии России в данной области. В условиях усиления международной конкуренции возрастает необходимость создания всего спектра внешнеэкономических инструментов, которыми обладают развитые страны мира. Во-вторых, переход российской экономики на инновационный путь развития предполагает реализацию крупных стратегических инициатив и проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики, с привлечением потенциала других стран и иностранных компаний. Необходима долговременная координация таких проектов, что требует повышения системности разработки внешнеэкономической политики и увязки ее с приоритетами внутренней политики. В-третьих, российские компании активно выходят на мировой рынок. В этой связи они нуждаются в системной и масштабной поддержке со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, преодоления барьеров по доступу на внешние рынки.

Стратегия определяет ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития.

При этом решаются следующие  основные задачи:

Определение приоритетных направлений  внешнеэкономической политики Российской Федерации в долгосрочной перспективе, путей и способов их обеспечения;

Определение приоритетов внешнеэкономической политики Российской Федерации по отношению к отдельным странам и регионам мира;

Выбор адекватных инструментов реализации внешнеэкономической политики;

Определение приоритетов развития институтов внешнеэкономической политики и регулирования внешнеторговой деятельности.

Основные принципы внешнеэкономической  политики Российской Федерации:

  - обусловленность внешней экономической  политики целевыми ориентирами  и приоритетными направлениями  внутренней экономической политики;

  - перевод экономики на инновационный путь развития;

  - активное обеспечение реализации  национальных интересов во внешнеэкономической  сфере, включая поддержку экспорта  и прямых инвестиций российских  компаний за рубежом, защиту  интересов российского бизнеса  в случае дискриминации или нарушения его прав;

  - открытость российской экономики,  расширение возможностей доступа  товаров, услуг, капиталов и  рабочей силы на внешние рынки  на основе взаимности и справедливой  конкуренции;

  - предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

  - специализация России в  глобальной экономике на основе  реализации сравнительных преимуществ  как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

  - географическая диверсификация  внешнеэкономических связей, обеспечивающая  закрепление позиций российских  экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

  - активное участие в решении  глобальных проблем с использованием  гуманитарного, инновационного и  технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

  - расширение участия предпринимательского  сообщества в выработке и реализации  внешнеэкономической политики.

2.Основная цель внешнеэкономической политики Российской Федерации.

Согласно утвержденной концепции развития основной целью внешнеэкономического развития нашей страны до 2020 года является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

  • специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
  • усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
  • достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
  • реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
  • усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;
  • географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
  • создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;
  • выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
  • укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;
  • повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

ВЫВОД: В заключении можно отметить, что Российская Федерация ставит перед собой задачи внешнеэкономического развития, путем развития промышленности, инновационных технологий, поднятия экономики страны в целом и укреплении политических и экономических связей со странами СНГ, Азии, Африки и Южной Америки.

 

 

Глава 2. Анализ достижения поставленной цели внешнеэкономической политики Российской Федерации.

И так в первой Главе данной курсовой работы, были рассмотрены основная цель внешнеэкономической политики России, в данном главе я попытаюсь проанализировать текущий процесс в достижении некоторых из поставленных задач, которые на мой взгляд более интересны.

Как было озвучено ранее основной целью является создание условий для достижения Россией  лидирующих позиций в глобальной экономике, а для достижения данной цели требуется:

1. достичь специализации российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг:

в развитых странах сектор интеллектуальных услуг составляет от 20% до 30% общей добавленной стоимости экономики, а в России вес этого сектора не превышал 3-5% даже перед кризисом 2008 года2

В последнее  время проблема конкурентоспособности  российских предприятий и их продукции резко обострилась из-за нарастания давления со стороны иностранных производителей на внутреннем рынке. Реализации инноваций для сохранения внутреннего рынка недостаточно, многие предприятия из-за сокращения продаж принимают решение о выходе на внешние рынки, зачастую характеризующиеся более низким конкурентным прессингом. Налаженный экспорт повышает конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, являясь одновременно стимулом и условием инноваций. Одной из первых задач, способствующих достижению указанной цели, во внешнеэкономической стратегии страны ставится обеспечение специализации российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг 3. В России приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь

15% прямых иностранных  инвестиций, в то время как  почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность. Таким образом, России не удается вырваться из порочного круга сырьевой зависимости. Об этом свидетельствует статистика внешней торговли обмена объектами интеллектуальной собственности и услугами в сфере научных разработок, представленная в таблице.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность России