Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:45, курсовая работа
В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.
Введение………………………………………………………………….3с.
Глава 1. Основные цели, принципы, приоритетные направления внешнеэкономических связей России……………………………………...5
1. Основы внешнеэкономической политики…………………………..5
2.Основная цель внешнеэкономической политики
Российской Федерации………………………………………………….8
Глава 2. Анализ достижения поставленной цели внешнеэкономической политики Российской Федерации………………………………………….10
1. Специализации российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг…….10
2. Создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром – ЕврАзЭС………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..19
Библиографический список………………………………………………20
Проанализировав
информацию Министерства промышленности
и торговли РФ, можно сказать о
том, что в России очень малый
процент предприятий
Внешняя торговля Российской Федерации услугами: роялти и услуги в области исследований и разработок (по методологии платежного баланса) 4
Показатель |
Годы | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Роялти и лицензионные платежи, сальдо, млн долл. |
–1 703 |
–2 410 |
–4 141 |
–3 613 |
–4 511 |
–5 292 |
-6 965 |
Экспорт, млн долл. |
299 |
396 |
453 |
394 |
519 |
748 |
664 |
Импорт, млн долл. |
–2 002 |
–2 806 |
–4 595 |
–4 107 |
–5 031 |
–6 040 |
- 7 629 |
Услуги в области исследований и разработок, млн. долл. |
281 |
383 |
406 |
264 |
261 |
303 |
230 |
Экспорт, млн долл. |
416 |
486 |
508 |
371 |
394 |
418 |
399 |
Импорт, млн долл. |
–135 |
–103 |
–102 |
–107 |
–73 |
–115 |
169 |
В рамках данной цели, возможно, следует исходя из проведенного анализа, в литературе5 предлагаются, на мой взгляд, взвешенные предложения, которые могли бы способствовать расширению российского экспорта высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также интеллектуальных услуг.
Во-первых, необходимо поддерживать продвижение инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг на внешних рынках за счет частичного или полного возмещения необратимых затрат по выходу на внешние рынки, к которым относятся участие в выставочной деятельности, проведение международных маркетинговых исследований, патентования за рубежом, за счет средств региональных и федерального бюджетов (в вопросе патентования, расходы на которое на развитых рынках в сотни раз превышают внутрироссийские).
Во-вторых, создать, возможно, в рамках существующих министерств РФ, предпринимательских объединений малых и средних предприятий, институциональные механизмы, занимающиеся координацией деятельности, защитой интересов, выдвижением законодательных инициатив, решением специфических проблем и преодолением барьеров, возникающих при выходе малых инновационно-активных предприятий, очерченных в исследовании, на внешние рынки. В отношении упрощения таможенных процедур правительство России активизировало в последнее время процесс совершенствования таможенного администрирования, направленного на упрощение и ускорение таможенных процедур в целях улучшения инвестиционного климата, что также будет способствовать расширению инновационного экспорта.
2. Создание
евразийского экономического
Для усиления позиций в мировой экономике России сегодня крайне важно определить ключевые направления развития и географических преобразований внешнеэкономических связей. Наиболее приоритетным направлением для России являются страны СНГ. Общность культуры, истории, экономики – являются теми факторами, которые могут быть активно использованы Россией для реализации своих экономических интересов. Пространство стран СНГ может и должно быть использовано Россией как плацдарм для реализации важнейших экономических задач по превращению России в ведущую экономическую державу мира. Поэтому крайне важным является усиленное формирование интегрированного евразийского экономического пространства, которое предполагает дальнейшее укрепление ЕврАзЭС.
В условиях глобализации и усиления конкуренции во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к возникновению и укреплению региональных экономических объединений. С учетом сохраняющихся кризисных явлений в мировой финансово-экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами группы государств более успешно действуют в глобальной экономике, получая реальные конкурентные преимущества.
По пути наращивания
многостороннего сотрудничества идут
и государства – участники
Содружества Независимых госуда
Во "главу угла" при этом ставятся интересы граждан стран СНГ, задача поддержания и упрочения между ними традиционных связей. Объективным преимуществом такого объединения являются языковая общность, схожие мировоззренческие и жизненные стандарты, отлаженные производственные модели взаимодействия.
Как неоднократно подчеркивало руководство Российской Федерации, евразийская интеграция - стратегический выбор России. При этом особое значение имеетразвитие взаимодействия в рамках наиболее комплексных и глубоких интеграционных форматов - Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали ядром евразийской интеграции.
Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:
Ориентиры работы Москвы, Астаны и Минска на перспективу зафиксированы в принятой на саммите Высшего Евразийского экономического совета 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции6.
Курс на дальнейшее развитие и углубление евразийских интеграционных процессов был подтвержден в ходе состоявшегося 19 декабря 2012 г. в Москве7 очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
В ходе заседания принято решение № 218 «О реализации основных направлений интеграции», предусматривающее, в частности, поручение правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии обеспечить проведение кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и подготовку на этой основе к 1 мая 2014 г. проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. Также решено проводить не менее трех саммитов ВС на уровне глав государств (очередной состоялся в Астане в мае 2013 г.) и одной встречи на уровне глав правительств в год.
В рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства в настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию и обеспечению функционирования Таможенного союза. Заработала единая система регулирования во многих ключевых экономических областях. Сформирована единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведения согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
С 1 июля 2011 года осуществлен
перенос таможенного, санитарного,
ветеринарного, карантинного фитосанитарного,
транспортного государственного контроля
с российско-белорусской и
Планомерно идет работа по созданию Единого экономического пространства «тройки». С 1 января 2012 года вступил в силу пакет из 17 соглашений9, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В развитие этого базового пакета до 2015 года предусматривается принять более пятидесяти международных нормативно-правовых документов, а также внести необходимые изменения в национальные законодательства России, Белоруссии и Казахстана.
Создав Таможенный союз,
стороны обеспечили свободу передвижения
товаров. Введя в действие пакет
международных договоров ЕЭП, - обеспечили
также предпосылки для
Практические результаты интеграции
Новые интеграционные форматы уже приносят вполне конкретную практическую отдачу. Выражается она не только в цифрах прироста ВВП и взаимной торговли, хотя и они значительны. Например, за первые полгода с начала полномасштабной работы ТС в июле 2011 года объем взаимной торговли государств – участников Таможенного союза вырос почти на 40 процентов, за январь-сентябрь 2012 с.г. - на 10 процентов. В целом по государствам ТС/ЕЭП прирост произведенного ВВП за январь-сентябрь 2012 г. составил 4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, в т.ч. ВВП России – на 3,8 процента, Белоруссии – на 2,5 процента, Казахстана – 5,2 процента.
Прямым результатом функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства является также улучшение общего инвестиционного климата в странах ТС и ЕЭП, обеспечение более комфортных условий ведения бизнеса, в том числе малого и среднего, создание новых рабочих мест. По актуальным статистическим данным, количество безработных, состоящих на учете в органах занятости населения на начало октября 2012 г., в целом по странам Таможенного союза и Единого экономического пространства было ниже аналогичного показателя 2011 года на 19,6 процента (в Белоруссии снижение составило 12,8 процента, России – 19,1 процента, Казахстане – 30,5 процента).
Наднациональный орган евразийского интеграционного проекта
Важным элементом, способствующим углублению евразийской интеграции, является создание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия, приступившая к работе с 1 февраля 2012 г., - это единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. В соответствии с соглашениями по ЕЭП, а также Договором о Евразийской экономической комиссии10 на наднациональный уровень ЕЭК передан целый ряд функций и полномочий. К ведению Комиссии перешли вопросы таможенно-тарифного и технического регулирования, установления торговых режимов в отношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая политика, ряд других позиций.
Принципиально важно, что механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-либо государства-участника Таможенного союза. В ее руководящий орган – Коллегию – входят по три представителя от каждого из государств «тройки». Комиссия становится ключевой структурой на евразийском пространстве. Постепенно государства ТС и ЕЭП будут передавать ей все новые и новые полномочия.
Возможное расширение интеграционного проекта
Российская сторона
рассматривает евразийскую
Страны ТС и ЕЭП
стремятся к дальнейшему
ВЫВОД: В целом рассмотрев текущее состояние дел в достижении поставленных целей, в рамках двух направлений, можно сказать что по направлениям связанным с развитием инновационных технологий и экспортом данного вида услуг, в настоящее время существует ещё много сложностей, как экономических, так и маркетинговых в виде конкурентоспособности отечественной отросли.