Внешнеэкономическая деятельность Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
Опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического и социального развития. Страна является одним из лидеров мирового развития, поэтому актуальным является не только характеристика ее нынешнего состояния, но и выявление тенденций в развитии, которые помогут определить перспективы страны на будущее.

Содержание работы

Введение. 3
Общие сведения о Японии 4
2.1 Структура ВВП. 8
2.2 Внешнеэкономические отношения 15
Географическая структура 20
Заключение. 26

Файлы: 1 файл

Внешнеэк. деятельность.docx

— 80.64 Кб (Скачать файл)

Обрабатывающая промышленность является основой всей промышленной структуры (23,5% ВВП и 20,5% занятых) и  в настоящее время переживает период структурной перестройки, когда  взят курс на приоритетное развитие наукоемких отраслей, производящих высокотехнологичную  продукцию с высокой добавленной  стоимостью.

По объему выплавки стали  Япония вышла на первое место в  мире. Отрасль на 100% базируется на привозном  сырье (импорт железной руды и коксирующегося угля). Цветная металлургия тоже базируется на привозном сырье, однако собственная выплавка не обеспечивает спрос, например, 99% алюминия ввозится.

Япония занимает первое место  в мире по производству многих видов  продукции машиностроения – станков  с числовым программным управлением, судов, бытовой электроники, электронных компонентов, промышленных роботов, а по объему выпуска химической продукции и производству автомобилей – второе место.

Характерной чертой сельскохозяйственного  производства в Японии является низкая для развитых стран производительность труда и более высокая себестоимость  продукции вследствие все еще малых размеров хозяйств и фрагментарности земельных участков. Малые размеры хозяйств делают невозможным применение в широких масштабах сельскохозяйственной техники, что снижает возможности страны по расширению масштабов сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство играет значительную роль в экономики Японии, хотя удельный вес сельскохозяйственной продукции в ВНП снизился до 1,9%. Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле – на 85%, в овощах – на 86%, во фруктах – на 47%, в мясе – на 56%, в молочных продуктах – на 72%, в пшенице – на 7%. По ситуации на 2003 год аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).[10]

Япония обладает высокоразвитой транспортной и коммуникационной сетями. Послевоенная эра характеризуется  взрывным ростом автомобильного и авиационного транспорта и падением доли железнодорожного транспорта. Основным видом транспорта является автомобильный (52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок). Протяжённость автодорог – 1,2 млн. км, из них около 5 тыс. км скоростных. Протяжённость железных дорог – около 30 тыс. км. Тоннаж морского торгового флота Японии занимает второе место в мире.[6;603]

Качественное совершенствование  технической базы транспорта – основное направление ее развития (рост числа  авто- и железнодорожных магистралей для движения с высокой скоростью, внедрение электронно-вычислительной и информационной техники в системы управления перевозками и транспортные средства, новые формы транспортного обслуживания и т.д.). Коммуникационная сеть Японии представлена как традиционными (почта, телеграф, телефон, которые быстро модернизируются), так и новыми видами техники и обслуживания (мобильные телефоны, факсимильная связь, кабельное телевидение, системы телетекста, видеотекста, Интернет).

Внутренняя торговля –  одна из крупнейших отраслей экономики  Японии. В 2003 году в ее оптовом секторе  было 425,9 тыс. предприятий с 4,5 млн. занятых  при годовом объеме продаж, равном 495,5 трлн. Иен. Соответствующие показатели для розничной торговли – 1,4 млн. предприятий, 8,0 млн. занятых и 143,8 млрд. иен. И в оптовой, и в розничной  торговле преобладающее большинство  предприятий относится к категории  мельчайших, мелких и средних, но «погоду» в обеих суботраслях делают крупные. В сфере оптовой торговли – это универсальные торговые дома, в розничной – крупные универмаги, супермаркеты и общенациональные цепные системы.

Валютное положение Японии в последнее время укрепляется. Однако японские власти пока не стремятся  форсировать повышение роли иены как международной валюты, опасаясь негативных последствий для экономики  страны.[10]

Япония всегда отличалась высоким уровнем обслуживания производства и населения. В последние десятилетия, однако, внедрение в эту сферу  многочисленных достижений НТП изменило эту сферу до неузнаваемости. Так, производство деловых услуг стало  новой отраслью экономики, включающей информационное обслуживание, консультирование по управленческим, техническим и  финансовым вопросам, лизинг, инжиниринг, маркетинг, посредничество в поиске необходимых кадров и т.д. Рост материального  благосостояния населения стимулировал небывалую диверсификацию видов его обслуживания, развития новых отраслей бытового сервиса. В важную отрасль хозяйства превратилась индустрия туризма (около 3 млн. зарубежных туристов ежегодно посещают Японию). В 2003 году в области деловых услуг и услуг населению действовали 1,5 млн. предприятий с 11,8 млн. занятых (объем продаж 201,7 трлн. иен).[6; 604]

 

2.2 Внешнеэкономические отношения

Важную роль в развитии и интернационализации японской экономики играет ее внешнеэкономическая  деятельность. В 70-80-х годах Япония превратилась в одну из крупнейших торговых держав мира. В настоящее время Япония сохраняет традиции третьей страны-экспортера после США и ФРГ, однако по многим направлениям внешнеэкономической деятельности стала лидером.

За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более  чем в 70 раз, его темпы почти  в два раза опережали прирост  мирового экспорта. В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,4% (2003 г). Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов.

На первых этапах экономического развития структура производства предопределила большую зависимость Японии от развивающихся  стран – около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная  Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья  в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах  – Канаде, Австралии и Новой  Зеландии. Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США.[3; 220]

О степени вовлечённости  страны в мировую торговлю принято  судить по экспортным и импортным  квотам её экономики. Экспортная квота  Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении – 10,4%. Эти значения более чем вдвое ниже соответствующих показателей для всех крупных стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте США. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле даёт товарный состав её экспорта и импорта:

Таблица 1.

Товарный состав внешней  торговли Японии, % к итогу

 

 
 

Статьи

1980 г.

1990 г.

2003 г.

Экспорт

Продовольствие

1,2

0,5

0,5

Промышленные полуфабрикаты

28,6

17,6

18,4

Производственное оборудование

40

54

59,8

Потребительские товары кратковременного пользования

1,1

0,9

0,8

Потребительские товары длительного  пользования

28,5

25,2

17,7

Прочие

1,7

1,8

2,8

Импорт

Продовольствие

11,5

13,8

13,7

Промышленные полуфабрикаты

77,1

54,3

43,3

Производственное оборудование

6,5

14

24

Потребительские товары кратковременного пользования

1,9

6

8,1

Потребительские товары длительного  пользования

1,7

8,8

8,6

Прочие

1,3

3,1

2,3




 

 

Источник [10]

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство  в очень большой степени зависит  от импорта топлива и промышленного  сырья. Но структура импорта значительно  меняется. Уменьшается доля сырьевых товаров и увеличивается удельный вес готовой продукции из НИС  Азии. Страна ввозит также некоторые  виды новейших машин и оборудования из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоемких высокотехнологичных производств, таких как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объем внешней торговли Японии постоянно растет. Основными торговыми  партнерами являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 20% импорта). Крупными партнерами являются Республика Корея, остров Тайвань, Китай.

Увеличивается объем торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнеторгового  оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны Персидского  залива.

Важным направлением внешнеэкономической  деятельности Японии является вывоз  капитала. По объему инвестиций страна превратилась в одного из мировых  лидеров наряду с США и Великобританией. Причем растет доля вложения капитала в развитые страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция  внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать  свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с  американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее  в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского  капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

Расширяются масштабы зарубежного  предпринимательства японских фирм. Причем, с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоемких производств (путем строительства предприятий в развивающихся странах), происходит перенос в эти страны и некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее рентабельным (перевозятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают «Тоета мотор», «Нисан мотор», «Хонда мотор» - в автомобилестроении; «Хитачи», «Сони», «НЕК» - в электронике; «Тошиба», «Фудзи», «Кэнон» - в производстве компьютерной техники.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной  торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий преобладают развивающиеся страны. Но в последние годы растет экспорт технологии в США и европейские страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями новейших технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и прочих.

В целом в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоемких отраслей промышленности – «научно-производственной лабораторией мира».[3; 222]

 

 

Товарная структура внешней торговли Японии в 2010 году 25.03.11

В товарной структуре экспорта Японии наибольший вес традиционно имеет продукция общего и специального машиностроения, доля которого в 2010 г. составила 42%, что существенно ниже показателей середины 2000-х гг. (45-49%). Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которого в кризис несколько снизилась по сравнению с прежними показателями — 23% против 24–25%. Значительный удельный вес имеют химические товары (13% в 2010 г.) и металлопродукция (10,5%).

В японском экспорте доминируют 3 статьи машинно-технической продукции, на которые в сумме приходится 55–60% поставок. Место и вес этих статей по отдельности от года к году меняется, в 2010 г. они выглядели так: 1) «механическое оборудование и техника, компьютеры» (19,5%), 2) «средства наземного транспорта» (19%), 3) «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (17%). Другими важными экспортными позициями в 2010 г. были «неклассифицированные товары» (5,2%), «оптика, приборы, медицинская техника» (5,1%), «чёрные металлы» (5%), «пластмассы» (3,8%), «суда» (3,4%) и «органические соединения» (2,9%).

В товарной структуре импорта Японии главную роль с середины 2000-х гг. играет топливо (28,5% в 2010 г.), отодвинувшее на второе место продукцию общего и специального машиностроения (24%). Важными товарными группами также являются химические товары (10,5% в 2010 г.), продовольствие (8,5%), металлопродукция и продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (по 6,5%).

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Японии