Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:12, контрольная работа
Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
Опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического и социального развития. Страна является одним из лидеров мирового развития, поэтому актуальным является не только характеристика ее нынешнего состояния, но и выявление тенденций в развитии, которые помогут определить перспективы страны на будущее.
Введение. 3
Общие сведения о Японии 4
2.1 Структура ВВП. 8
2.2 Внешнеэкономические отношения 15
Географическая структура 20
Заключение. 26
Обрабатывающая промышленность
является основой всей промышленной
структуры (23,5% ВВП и 20,5% занятых) и
в настоящее время переживает
период структурной перестройки, когда
взят курс на приоритетное развитие наукоемких
отраслей, производящих высокотехнологичную
продукцию с высокой
По объему выплавки стали Япония вышла на первое место в мире. Отрасль на 100% базируется на привозном сырье (импорт железной руды и коксирующегося угля). Цветная металлургия тоже базируется на привозном сырье, однако собственная выплавка не обеспечивает спрос, например, 99% алюминия ввозится.
Япония занимает первое место в мире по производству многих видов продукции машиностроения – станков с числовым программным управлением, судов, бытовой электроники, электронных компонентов, промышленных роботов, а по объему выпуска химической продукции и производству автомобилей – второе место.
Характерной чертой сельскохозяйственного
производства в Японии является низкая
для развитых стран производительность
труда и более высокая
Япония обладает высокоразвитой транспортной и коммуникационной сетями. Послевоенная эра характеризуется взрывным ростом автомобильного и авиационного транспорта и падением доли железнодорожного транспорта. Основным видом транспорта является автомобильный (52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок). Протяжённость автодорог – 1,2 млн. км, из них около 5 тыс. км скоростных. Протяжённость железных дорог – около 30 тыс. км. Тоннаж морского торгового флота Японии занимает второе место в мире.[6;603]
Качественное
Внутренняя торговля –
одна из крупнейших отраслей экономики
Японии. В 2003 году в ее оптовом секторе
было 425,9 тыс. предприятий с 4,5 млн. занятых
при годовом объеме продаж, равном
495,5 трлн. Иен. Соответствующие показатели
для розничной торговли – 1,4 млн.
предприятий, 8,0 млн. занятых и 143,8 млрд.
иен. И в оптовой, и в розничной
торговле преобладающее большинство
предприятий относится к
Валютное положение Японии в последнее время укрепляется. Однако японские власти пока не стремятся форсировать повышение роли иены как международной валюты, опасаясь негативных последствий для экономики страны.[10]
Япония всегда отличалась высоким уровнем обслуживания производства и населения. В последние десятилетия, однако, внедрение в эту сферу многочисленных достижений НТП изменило эту сферу до неузнаваемости. Так, производство деловых услуг стало новой отраслью экономики, включающей информационное обслуживание, консультирование по управленческим, техническим и финансовым вопросам, лизинг, инжиниринг, маркетинг, посредничество в поиске необходимых кадров и т.д. Рост материального благосостояния населения стимулировал небывалую диверсификацию видов его обслуживания, развития новых отраслей бытового сервиса. В важную отрасль хозяйства превратилась индустрия туризма (около 3 млн. зарубежных туристов ежегодно посещают Японию). В 2003 году в области деловых услуг и услуг населению действовали 1,5 млн. предприятий с 11,8 млн. занятых (объем продаж 201,7 трлн. иен).[6; 604]
Важную роль в развитии и интернационализации японской экономики играет ее внешнеэкономическая деятельность. В 70-80-х годах Япония превратилась в одну из крупнейших торговых держав мира. В настоящее время Япония сохраняет традиции третьей страны-экспортера после США и ФРГ, однако по многим направлениям внешнеэкономической деятельности стала лидером.
За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта. В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,4% (2003 г). Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов.
На первых этапах экономического
развития структура производства предопределила
большую зависимость Японии от развивающихся
стран – около половины ее экспорта
и свыше 40% импорта. Юго-Восточная
Азия и страны Персидского залива
до сих пор являются главным рынком
поставок энергетического сырья. Поставки
рудного и химического сырья
в последние десятилетия
О степени вовлечённости страны в мировую торговлю принято судить по экспортным и импортным квотам её экономики. Экспортная квота Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении – 10,4%. Эти значения более чем вдвое ниже соответствующих показателей для всех крупных стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте США. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле даёт товарный состав её экспорта и импорта:
Таблица 1.
Товарный состав внешней торговли Японии, % к итогу
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Источник [10]
Япония – одна из крупнейших
мировых торговых держав. Хозяйство
в очень большой степени
В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоемких высокотехнологичных производств, таких как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.
Объем внешней торговли Японии постоянно растет. Основными торговыми партнерами являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 20% импорта). Крупными партнерами являются Республика Корея, остров Тайвань, Китай.
Увеличивается объем торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнеторгового оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны Персидского залива.
Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является вывоз капитала. По объему инвестиций страна превратилась в одного из мировых лидеров наряду с США и Великобританией. Причем растет доля вложения капитала в развитые страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира.
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).
Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причем, с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоемких производств (путем строительства предприятий в развивающихся странах), происходит перенос в эти страны и некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее рентабельным (перевозятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).
Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают «Тоета мотор», «Нисан мотор», «Хонда мотор» - в автомобилестроении; «Хитачи», «Сони», «НЕК» - в электронике; «Тошиба», «Фудзи», «Кэнон» - в производстве компьютерной техники.
Одним из важнейших факторов
экономического развития Японии является
широкое участие в
В целом в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоемких отраслей промышленности – «научно-производственной лабораторией мира».[3; 222]
Товарная структура внешней торговли Японии в 2010 году 25.03.11
В товарной структуре экспорта Японии наибольший вес традиционно имеет продукция общего и специального машиностроения, доля которого в 2010 г. составила 42%, что существенно ниже показателей середины 2000-х гг. (45-49%). Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которого в кризис несколько снизилась по сравнению с прежними показателями — 23% против 24–25%. Значительный удельный вес имеют химические товары (13% в 2010 г.) и металлопродукция (10,5%).
В японском экспорте доминируют 3 статьи машинно-технической продукции, на которые в сумме приходится 55–60% поставок. Место и вес этих статей по отдельности от года к году меняется, в 2010 г. они выглядели так: 1) «механическое оборудование и техника, компьютеры» (19,5%), 2) «средства наземного транспорта» (19%), 3) «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (17%). Другими важными экспортными позициями в 2010 г. были «неклассифицированные товары» (5,2%), «оптика, приборы, медицинская техника» (5,1%), «чёрные металлы» (5%), «пластмассы» (3,8%), «суда» (3,4%) и «органические соединения» (2,9%).
В товарной структуре импорта Японии главную роль с середины 2000-х гг. играет топливо (28,5% в 2010 г.), отодвинувшее на второе место продукцию общего и специального машиностроения (24%). Важными товарными группами также являются химические товары (10,5% в 2010 г.), продовольствие (8,5%), металлопродукция и продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (по 6,5%).