Внешнеэкономическая деятельность Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
Опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического и социального развития. Страна является одним из лидеров мирового развития, поэтому актуальным является не только характеристика ее нынешнего состояния, но и выявление тенденций в развитии, которые помогут определить перспективы страны на будущее.

Содержание работы

Введение. 3
Общие сведения о Японии 4
2.1 Структура ВВП. 8
2.2 Внешнеэкономические отношения 15
Географическая структура 20
Заключение. 26

Файлы: 1 файл

Внешнеэк. деятельность.docx

— 80.64 Кб (Скачать файл)

Наибольший вес в японском импорте традиционно имеет статья «топливо», доля которого в 2010 г. составила 28,5%. Вторую и третью позиции занимают «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» и «механическое оборудование и техника, компьютеры» — 12,5% и 8,1% соответственно. Кроме них, важными позициями импорта в 2010 г. были «руды» (4,5%), «оптика, приборы, медицинская техника» (3,2%), «органические соединения», «фармацевтическая продукция» (по 2,3%), «средства наземного транспорта» (2,1%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внешнеторговые  связи России и Японии. Основные  тенденции и факторы их определяющие

1.1. Экономические  основы внешнеторговых связей.

Российско-японский внешнеторговый оборот в 2004 г. оказался рекордно высоким, значительно превысив наиболее оптимистические  ожидания. Его объем составил $8,8 млрд., что на 47% или $2,8 млрд. превышает  значение предыдущего года. Отметим, что по сравнению с 2002 г. объем  торгового оборота между двумя  странами увеличился на $4,6 млрд. или  более чем в два раза.

Экспорт России в Японию по итогам 2004 г. возрос на $1,5 млрд. или  на 36% и составил $5,7 млрд. По отношению  к 2002 г. объем российского экспорта в долларовом выражении увеличился на $2,4 млрд. или на 73%.

Импорт России из Японии в 2004 г. составил $3,2 млрд., что на $1,5 млрд. превышает значение 2003 г. В сравнении  с 2002 г. объем импорт России возрос более  чем в 3 раза.

Динамика внешнеторгового  оборота между Россией и Японией  за последние годы представлена на рис. 1.[2]

Рис.1 Внешняя торговля России и Японии ($ млрд.)

Существенных изменений  в товарной структуре российского  экспорта на протяжении последних лет  не происходило. Исключением стали  поставки минерального сырья и топлива  на японский рынок, удельный вес которых  в стоимостном объеме экспорта увеличился за последнее время с 13% до 24%. Основу российского экспорта в Японию по-прежнему составляют цветные и драгоценные  металлы (33% стоимостного объема экспорта), морепродукты (19%) и лесоматериалы (11%).

Основную часть российского  импорта из Японии составляют транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее  оборудование, средства связи и прочая машино - техническая продукция.

Инвестиционная деятельность японских компаний на российском рынке  остается довольно незначительной. По данным Росстата, объем накопленных  инвестиций в России из Японии к  концу 2004 г. составил $0,7 млрд., в том  числе прямые инвестиции составили $0,1 млрд. Это составляет всего 1% от валового объема аккумулированного иностранного капитала в России. Наиболее перспективными двусторонними проектами, в которых  принимают участие ряд японских компаний в настоящее время, являются "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Вывод:Значительный рост внешнеторгового оборота в долларовом выражении между Россией и Японией в последние годы в существенной мере обусловлен не приростом физического объема, а динамикой курса американской валюты на мировом валютном рынке. Значительное повышение удельного веса топлива и минерального сырья в структуре экспорта также объясняется активным ростом мировых цен на энергоносители.

Более активный рост импорта  по сравнению с приростом объемов  экспорта частично объясняется реальным укреплением рубля к японской йене, способствующим ограничению роста цен на импортируемые из Японии товары, что делает их более привлекательными для российских покупателей и потребителей даже в условиях отсутствия отечественных аналогов японской продукции. Несмотря на номинальное обесценение рубля к йене, существенное различие между темпами роста потребительских цен в двух странах обусловило повышение конкурентоспособности японских товаров в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Как видно из предыдущих частей, Япония – страна, опыт которой даст возможность многим странам добиться улучшения как экономического, так и социального уровня. Интересна также возможность применения японского опыта в Республике Беларусь. Утверждать, что такая возможность существует нам позволяет некоторая схожесть в проблемах и путях развития этих стран. Так, в обоих государствах довольно скудный природно-ресурсный потенциал, и в тоже время распространены энерго и материалоемкие отрасли промышленности. Решением этой проблемы для Японии стал практически 98% импорт сырья. Чтобы не тратить огромные средства на импорт, страна специализируется на более перспективных, чем добывающая промышленность, отраслях хозяйства (сфера услуг, обрабатывающая промышленность, в том числе наукоемкие производства). Экспорт продукции таких отраслей позволяет не только сохранять положительное сальдо внешнеторгового баланса, но и получать значительную прибыль. Как видно, перспективным направлением для Беларуси является развитие наукоемких отраслей и экспорт их продукции, прибыль от которого не только покроет расходы на импорт ресурсов, но и обеспечит устойчивый рост доходов государства.

В социальной сфере также  наблюдаются схожие тенденции в  развитии двух стран. Для Республики Беларусь также характерна проблема старения нации и снижения численности  населения. Для снижения коэффициента смертности следует воспользоваться  японским опытом в сфере здравоохранения. Для повышения коэффициента рождаемости  необходимо проводить целенаправленную политику по поддержке молодых семей.

Выводом из всего вышеизложенного  может служить заключение о том, что Япония – страна, у которой  следует перенимать опыт по созданию благоприятной обстановки как в  экономической, так и в социальной сферах жизни общества.

 

 

Литература.

 

1.      Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. – 6-е изд. – М.: Московский Лицей, 2003. – с.217 – 226.    

2.  Социально-экономическая география зарубежного мира/ Под ред. В.В. Вольского. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2003. – 624с. 

3.   Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. II: Региональная картина мира. – М.: Дрофа, 2004. – с. 225 – 258.

 

 
4.    А.С. Булатов, учебник «Мировая экономика», «Юристъ» 2001 г.

 

5. www.japan.polpred.ru

13.  Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные отношения. М.: Феникс,2005. с. 67-78.

 

 


Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Японии