Внешнеэкономическая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является внешнеэкономическая политика КНР.
Предметом – особенности внешнеэкономической политики КНР.
Целью данной курсовой работы является выявление основных тенденций развития внешнеэкономической политики КНР.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.
Теоретические основы внешнеэкономической политики Китая

1.1.
Общая характеристика экономики Китая
5
1.2.
Правовые основы внешнеэкономической деятельности Китая
5
1.2.1.
Внешняя торговля в Китае
7
1.2.2
Свободные экономические зоны Китая
9
2.
Вступление Китая в ВТО и его последствия
15
2.1.
Вступление Китая в ВТО
15
2.2
Социально-экономические последствия вступления Китая в ВТО
17
3.
Тенденции и перспективы развития Китая
24
Заключение
27
Список использованной литературы
29
Приложение

Файлы: 1 файл

2Внещнеэкономическая политика китая - копия.docx

— 93.96 Кб (Скачать файл)

Членство  в ВТО, по мнению китайских экономистов, сделает Китай еще более привлекательным  объектом для иностранных инвесторов. А дополнительный приток финансовых средств в Китай повлечет за собой  создание дополнительного числа  высокооплачиваемых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную  казну и получение Китаем доступа  к современным технологиям.

  Однако, ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. Обязательства Китая перед ВТО сводятся к следующему:

- снижение  тарифов на промышленную продукцию,  имеющую важнейшее значение для  американских компаний, с 25% до 7%;

- снижение  тарифов на сельскохозяйственную  продукцию, имеющую важнейшее  значение для американских фермеров,  с 31% до 14%;

- открытие  для иностранного капитала целого  ряда секторов в сфере услуг,  в том числе таких, как банковские  услуги, страхование, телекоммуникации;

- право  прямого импорта и экспорта  в Китай и из него в течение  трех лет;

- право  заниматься распределением всех  товаров в Китае не позднее  трех лет с момента вступления (за исключением того, что химические  удобрения, сырая нефть и нефтепродукты  могут распределяться на уровне  оптовой торговли по прошествии  не более чем пяти лет после  вступления, а химические удобрения  могут продаваться на уровне  розничной торговли по прошествии  не более чем пяти лет после  вступления);

- право  на экспорт в Китай без создания  инвестиционного присутствия в  этой стране;

- постепенная  отмена нетарифных мер (НТМ), таких  как квоты и лицензии на  сотни видов продукции, имея  в виду, что несоответствующие  правилам ВТО НТМ должны быть  отменены до 1 января 2005 года;

- отмена  монополии государства на импорт  сельскохозяйственных и промышленных товаров. [23]

Вступление  Китая в ВТО имеет и положительную  и отрицательную стороны. Очевидно, что обязательства Китая перед  ВТО повлекут за собой ряд последствий для экономики страны.

Традиционно сельское хозяйство было и остается базой и основным ресурсным источником феноменальных успехов экономических  реформ Китая. Поэтому последствия  вступления в ВТО для сельского  хозяйства имеют критическое  значение.

Китай при  вступлении в ВТО согласился ограничить свои будущие расходы на сельскохозяйственные субсидии 8,5% общей стоимости отечественной  сельскохозяйственной продукции, пошлины  на сельскохозяйственную продукцию  обязался снизить к январю 2004 г. до 17%, а на приоритетные американские товары продуктовой ориентации в среднем до 14%. Китай снизит импортные тарифы на такие виды продукции, как рапсовое, сливочное масло, мандарины и вино, до 9—18% по сравнению с нынешним уровнем, составляющим от 25% до 85% [23].

В качестве защитных мер для сельского хозяйства  Пекин оставил за собой право  пользоваться системой импортных квот на ввоз сельхозпродукции, аналогичных  квотам, используемым в США и Западной Европе. Была обнародована квота на импорт пшеницы. В 2003 г. она составила 9,052 млн тонн, в 2006 г. – 9,3 млн тонн, а в 2010 г – 9, 64 млн.тонн (Приложение, диаграмма 3). [26].

По прогнозам  экспертов, импорт сельхозпродукции в  КНР в ближайшее десятилетие  будет возрастать ежегодно на $1,5 млрд в год. Выигрыш от этого роста  получат в первую очередь США  — один из главных мировых производителей кукурузы и пшеницы.

После вступления Китая в ВТО иностранным предпринимателям  разрешено иметь 25%-ю долю в фирмах мобильной связи, через год — 35%-ю и через три года — 49%-ю. В Интернете, страничной организации  и других услугах с добавленной  стоимостью иностранные фирмы могут  сразу же получать 30%-ю долю в китайских  компаниях в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Импортные тарифы на многие высокотехнологичные  виды продукции, например телекоммуникационное оборудование, будут постепенно отменяться.

Результатом таких изменений может стать  то, что государственные фирмы-гиганты  в области телекоммуникаций пострадают по мере активизации конкуренции  между внутренними операторами, когда за счет иностранных инвестиций будут формироваться дополнительные элементы их инфраструктуры и услуг.

Увеличение  числа зарубежных сетевых операторов с их современной технологической  базой несомненно расширит возможности  заимствования технологий для китайских  производителей оборудования. Однако снижение тарифов на ввоз оборудования может оказать сильное влияние, так как отечественные производители  начнут проигрывать в конкурентной борьбе рынка телекоммуникационной техники, не имея государственной защиты производителей в виде высоких тарифов.

В области  нефтересурсов Китай достиг договоренности о постепенном открытии секторов сырой и переработанной нефти  для частных торговцев и отмене государственной монополии на торговлю нефтью, в результате чего 4 млн тонн нефтепродуктов и 10% импорта сырой  нефти перейдет частному сектору.

Через три  года после вступления в ВТО Пекин  открыл сектор розничной торговли нефтью и разрешил иностранным фирмам иметь  по меньшей мере по 30 полностью принадлежащих  им бензозаправочных станций. Дополнительное количество таких станций может  быть построено совместными предприятиями  с участием ведущих китайских  нефтяных компаний.

В результате указанных мероприятий, под давлением  ВТО, Китай теряет свою монополию в нефтяном секторе [23].

Определенные  изменения претерпевает и сектор услуг Китая, в частности банковское дело. Договоренности с ВТО в банковской сфере предоставляют для Китая  широкое поле для маневров. Лишь через два года после вступления Китая в ВТО иностранным банкам было разрешено совершать в юанях  сделки с китайскими фирмами, а географические ограничения были отменены только через  пять лет. Китай добился от ВТО  режима ограничения получения кредитов за границей компаниями и физическими  лицами.

Банковский  сектор Китая сильно коррумпирован  и обременен старыми долгами. Банки стараются улучшить свое не слишком благополучное положение  путем расширения набора услуг, подписания соглашений о сотрудничестве с иностранными банками и осуществления региональных слияний. Ряд ограничений, поставленных на пути иностранных банков, действительно  замедлит приход иностранцев в банковскую сферу КНР. Иностранные же банки  будут искать талантливых китайских  специалистов и за счет предложения  им выгодных условий отвлекать из китайских банков значительное количество сотрудников.

В рамках вступления в ВТО Китай разрешил совместным предприятиям (СП) и иностранным  фирмам с небольшой долей участия  иностранного капитала работать на рынке  управления фондами на тех же условиях, что и китайские фирмы. Через  три года после вступления Китая  в ВТО иностранным компаниям  было разрешено иметь 49%-ю долю в  СП.

Интеграция  КНР в ВТО и достижение соответствия требованиям этой организации предполагает внесение изменений примерно в 1300 национальных законов, в основном касающихся пошлин, налогообложения и разного рода административных барьеров на пути бизнеса. У этого процесса есть две стороны.

Как видно  из приведенных выше фактов, основным тревожным последствием является возрастающая конкуренция со стороны западных фирм, для которых китайский рынок  ранее был недоступен по причине  практически запретительных ввозных  пошлин и других ограничительных мер. В первую очередь это касается базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора.

 

 

  1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КНР

 

Первая  половина XXI в. станет в экономическом развитии Китая решающей. За этот исторический отрезок времени Китай должен завершить индустриализацию и информатизацию народного хозяйства.

Экономическое развитие приведет к возникновению  ряда важных процессов:

1. Продолжающийся  стабильный и высокий экономический  рост приведет к кардинальному  повышению рейтинга КНР в мире. В первую половину XXI в. Китай войдет в тройку мировых лидеров (вместе с США и ЕС). Если в 1978-1995 гг. технологический прогресс обеспечивал 39,85% всех произведенных в Китае благ, то в 2030 г. этот показатель составит 50, а в 2050 г. — более 60%. За ближайшие полвека по мере роста среднего дохода населения потенциал китайской экономики многократно возрастет. Разрыв между Китаем и развитыми странами многократно сократится.

По мере того как возможности экономического развития страны начнут исчерпываться, возрастет конкуренция на внутреннем рынке страны. Это приведет к многократному  увеличению интенсификации китайской  экономики.

2. В ближайшие  50 лет кардинальные изменения произойдут в структуре производства страны. Многоуровневая система потребительского спроса сформирует многоотраслевую производственную структуру. Разница в доходах, получаемых на различных рабочих местах, возрастет. Одновременно произойдет многократное расширение сферы индивидуального потребления и его разновидностей в зависимости от уровня дохода.

3. Всесторонний  технологический прогресс повлияет  на стремительное развитие производственной  структуры. При имеющемся ныне  разрыве уровней развития технологий  между Китаем и мировыми экономическими  лидерами Китай обязан заимствовать  в кратчайшие сроки новейшие  западные технологии и на их  основе осуществлять собственные  исследования. В большинстве областей  науки и техники Китай достигнет  передового мирового уровня.

4. Произойдет  существенное изменение имеющихся  противоречий экономического развития  Китая. Основное современное социально-экономическое  противоречие Китая (соотношения  уровня производительных сил  и потребностей населения) уступит  место противоречию между уровнем  производительных сил и потребностью  их качественного развития. Все  это требует всемерно развивать  качественную составляющую экономического  роста, повышать покупательную  способность населения, осуществлять  рациональное распределение ресурсов.

5. Произойдет  кардинальное совершенствование  традиционных форм производства, ключевыми отраслями национальной  экономики станут сферы применения  высоких технологий. К 2030 г., когда  темпы прироста населения станут, как ожидается, нулевыми, а затем и отрицательными, когда процесс индустриализации в основном завершится, в потребительской структуре населения произойдут кардинальные изменения. Спрос на традиционную продукцию постепенно снизится.

6. Проблемы модернизации села и занятости в аграрном секторе еще более обострятся. Разница в доходах между городским и сельским населением будет по-прежнему возрастать. Но если не решать сложившуюся неблагоприятную тенденцию, невозможно говорить о полнокровной модернизации страны. Положение осложняется и тем, что естественный прирост населения в сельской местности происходит более быстрыми темпами, нежели в городе. По мере сокращения свободных земельных ресурсов и прогресса аграрных технологий спрос на рабочую силу в сельском хозяйстве будет сокращаться. Все большая часть аграрного населения окажется излишней. Поэтому следует ускоренными темпами развивать промышленность и сферу услуг в мелких и средних городах, куда устремится избыточная рабочая сила.

7. Со всей остротой встанет проблема гармонического соотношения экономики и экологии. Ожидается, что экологическая ситуация начнет исправляться кардинальным образом только после 2030 г., когда в основном завершится процесс индустриализации страны и многократно возрастет ее экономическая мощь при оптимальном использовании факторов производства.

8. Интеграция Китая в мировую экономику многократно усилится. Вступление Китая в ВТО создало для этого все условия. Однако все чаще будут возникать трения Китая с развитыми странами в области экономики, финансов и торговли. После вступления в ВТО будет наблюдаться динамичный рост Китая в сфере мировой торговли. При этом те страны, которые начнут терять свои позиции в мировой экономике, могут инициировать возникновение финансовых, политических и экономических кризисов. На первый план выйдут такие проблемы, как сохранение национальной безопасности и социальной стабильности.

Вероятно  перемещение центра мировой цивилизации в Восточную Азию (Китай, Японию, Корею).

Если  Китаю не удастся наладить массовое производство высоких технологий и  сформировать информационную экономику, то разрыв между ним и развитыми  странами будет только возрастать. Если же удастся, то к 2050 г. он догонит  по уровню экономического развития передовые  страны. Однако учитывая, что Китай  приступил к индустриализации своей  экономики в позднее время, что  народонаселение страны огромно  и что уровень развития экономики  в целом еще недостаточно высок, Китаю придется столкнуться на пути своего развития с неисчислимыми  трудностями и за 100 лет пройти тот путь, которые прочие развитые страны преодолевали за 200.[16]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внешнеэкономическая политика Китая строится на основе концепции многополюсности мира, которая сводится к признанию объективной закономерности развития нескольких «центров силы» и, следовательно, необходимости поддержания между ними мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Китай предполагает переход от политики, основанной на классической концепции баланса сил, к построению системы международных отношений, где бы учитывалась не столько реальная мощь того или иного государства, сколько его объективные национальные интересы.

В основе нынешнего китайского курса лежит  идея «комплексной государственной  мощи». Ее суть в том, что в современных  условиях сила государства и его  влияние на международной арене  определяются не только величиной производственного  потенциала, но и уровнем экономического и научно-технического развития, а  также взвешенным внешнеполитическим курсом.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика Китая