Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:01, курсовая работа
Объектом данной работы является внешнеэкономическая политика КНР.
Предметом – особенности внешнеэкономической политики КНР.
Целью данной курсовой работы является выявление основных тенденций развития внешнеэкономической политики КНР.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.
Теоретические основы внешнеэкономической политики Китая
1.1.
Общая характеристика экономики Китая
5
1.2.
Правовые основы внешнеэкономической деятельности Китая
5
1.2.1.
Внешняя торговля в Китае
7
1.2.2
Свободные экономические зоны Китая
9
2.
Вступление Китая в ВТО и его последствия
15
2.1.
Вступление Китая в ВТО
15
2.2
Социально-экономические последствия вступления Китая в ВТО
17
3.
Тенденции и перспективы развития Китая
24
Заключение
27
Список использованной литературы
29
Приложение
Членство
в ВТО, по мнению китайских экономистов,
сделает Китай еще более
Однако, ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. Обязательства Китая перед ВТО сводятся к следующему:
- снижение
тарифов на промышленную
- снижение
тарифов на
- открытие
для иностранного капитала
- право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет;
- право
заниматься распределением
- право
на экспорт в Китай без
- постепенная отмена нетарифных мер (НТМ), таких как квоты и лицензии на сотни видов продукции, имея в виду, что несоответствующие правилам ВТО НТМ должны быть отменены до 1 января 2005 года;
- отмена
монополии государства на
Вступление
Китая в ВТО имеет и
Традиционно
сельское хозяйство было и остается
базой и основным ресурсным источником
феноменальных успехов
Китай при вступлении в ВТО согласился ограничить свои будущие расходы на сельскохозяйственные субсидии 8,5% общей стоимости отечественной сельскохозяйственной продукции, пошлины на сельскохозяйственную продукцию обязался снизить к январю 2004 г. до 17%, а на приоритетные американские товары продуктовой ориентации в среднем до 14%. Китай снизит импортные тарифы на такие виды продукции, как рапсовое, сливочное масло, мандарины и вино, до 9—18% по сравнению с нынешним уровнем, составляющим от 25% до 85% [23].
В качестве защитных мер для сельского хозяйства Пекин оставил за собой право пользоваться системой импортных квот на ввоз сельхозпродукции, аналогичных квотам, используемым в США и Западной Европе. Была обнародована квота на импорт пшеницы. В 2003 г. она составила 9,052 млн тонн, в 2006 г. – 9,3 млн тонн, а в 2010 г – 9, 64 млн.тонн (Приложение, диаграмма 3). [26].
По прогнозам экспертов, импорт сельхозпродукции в КНР в ближайшее десятилетие будет возрастать ежегодно на $1,5 млрд в год. Выигрыш от этого роста получат в первую очередь США — один из главных мировых производителей кукурузы и пшеницы.
После вступления
Китая в ВТО иностранным
Результатом
таких изменений может стать
то, что государственные фирмы-
Увеличение
числа зарубежных сетевых операторов
с их современной технологической
базой несомненно расширит возможности
заимствования технологий для китайских
производителей оборудования. Однако
снижение тарифов на ввоз оборудования
может оказать сильное влияние,
так как отечественные
В области нефтересурсов Китай достиг договоренности о постепенном открытии секторов сырой и переработанной нефти для частных торговцев и отмене государственной монополии на торговлю нефтью, в результате чего 4 млн тонн нефтепродуктов и 10% импорта сырой нефти перейдет частному сектору.
Через три
года после вступления в ВТО Пекин
открыл сектор розничной торговли нефтью
и разрешил иностранным фирмам иметь
по меньшей мере по 30 полностью принадлежащих
им бензозаправочных станций. Дополнительное
количество таких станций может
быть построено совместными
В результате указанных мероприятий, под давлением ВТО, Китай теряет свою монополию в нефтяном секторе [23].
Определенные изменения претерпевает и сектор услуг Китая, в частности банковское дело. Договоренности с ВТО в банковской сфере предоставляют для Китая широкое поле для маневров. Лишь через два года после вступления Китая в ВТО иностранным банкам было разрешено совершать в юанях сделки с китайскими фирмами, а географические ограничения были отменены только через пять лет. Китай добился от ВТО режима ограничения получения кредитов за границей компаниями и физическими лицами.
Банковский
сектор Китая сильно коррумпирован
и обременен старыми долгами.
Банки стараются улучшить свое не
слишком благополучное
В рамках вступления в ВТО Китай разрешил совместным предприятиям (СП) и иностранным фирмам с небольшой долей участия иностранного капитала работать на рынке управления фондами на тех же условиях, что и китайские фирмы. Через три года после вступления Китая в ВТО иностранным компаниям было разрешено иметь 49%-ю долю в СП.
Интеграция КНР в ВТО и достижение соответствия требованиям этой организации предполагает внесение изменений примерно в 1300 национальных законов, в основном касающихся пошлин, налогообложения и разного рода административных барьеров на пути бизнеса. У этого процесса есть две стороны.
Как видно из приведенных выше фактов, основным тревожным последствием является возрастающая конкуренция со стороны западных фирм, для которых китайский рынок ранее был недоступен по причине практически запретительных ввозных пошлин и других ограничительных мер. В первую очередь это касается базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора.
Первая половина XXI в. станет в экономическом развитии Китая решающей. За этот исторический отрезок времени Китай должен завершить индустриализацию и информатизацию народного хозяйства.
Экономическое развитие приведет к возникновению ряда важных процессов:
1. Продолжающийся
стабильный и высокий
По мере того как возможности экономического развития страны начнут исчерпываться, возрастет конкуренция на внутреннем рынке страны. Это приведет к многократному увеличению интенсификации китайской экономики.
2. В ближайшие 50 лет кардинальные изменения произойдут в структуре производства страны. Многоуровневая система потребительского спроса сформирует многоотраслевую производственную структуру. Разница в доходах, получаемых на различных рабочих местах, возрастет. Одновременно произойдет многократное расширение сферы индивидуального потребления и его разновидностей в зависимости от уровня дохода.
3. Всесторонний
технологический прогресс
4. Произойдет
существенное изменение
5. Произойдет
кардинальное
6. Проблемы модернизации села и занятости в аграрном секторе еще более обострятся. Разница в доходах между городским и сельским населением будет по-прежнему возрастать. Но если не решать сложившуюся неблагоприятную тенденцию, невозможно говорить о полнокровной модернизации страны. Положение осложняется и тем, что естественный прирост населения в сельской местности происходит более быстрыми темпами, нежели в городе. По мере сокращения свободных земельных ресурсов и прогресса аграрных технологий спрос на рабочую силу в сельском хозяйстве будет сокращаться. Все большая часть аграрного населения окажется излишней. Поэтому следует ускоренными темпами развивать промышленность и сферу услуг в мелких и средних городах, куда устремится избыточная рабочая сила.
7. Со всей остротой встанет проблема гармонического соотношения экономики и экологии. Ожидается, что экологическая ситуация начнет исправляться кардинальным образом только после 2030 г., когда в основном завершится процесс индустриализации страны и многократно возрастет ее экономическая мощь при оптимальном использовании факторов производства.
8. Интеграция Китая в мировую экономику многократно усилится. Вступление Китая в ВТО создало для этого все условия. Однако все чаще будут возникать трения Китая с развитыми странами в области экономики, финансов и торговли. После вступления в ВТО будет наблюдаться динамичный рост Китая в сфере мировой торговли. При этом те страны, которые начнут терять свои позиции в мировой экономике, могут инициировать возникновение финансовых, политических и экономических кризисов. На первый план выйдут такие проблемы, как сохранение национальной безопасности и социальной стабильности.
Вероятно перемещение центра мировой цивилизации в Восточную Азию (Китай, Японию, Корею).
Если Китаю не удастся наладить массовое производство высоких технологий и сформировать информационную экономику, то разрыв между ним и развитыми странами будет только возрастать. Если же удастся, то к 2050 г. он догонит по уровню экономического развития передовые страны. Однако учитывая, что Китай приступил к индустриализации своей экономики в позднее время, что народонаселение страны огромно и что уровень развития экономики в целом еще недостаточно высок, Китаю придется столкнуться на пути своего развития с неисчислимыми трудностями и за 100 лет пройти тот путь, которые прочие развитые страны преодолевали за 200.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеэкономическая
политика Китая строится на основе
концепции многополюсности
В основе нынешнего китайского курса лежит идея «комплексной государственной мощи». Ее суть в том, что в современных условиях сила государства и его влияние на международной арене определяются не только величиной производственного потенциала, но и уровнем экономического и научно-технического развития, а также взвешенным внешнеполитическим курсом.