Внешнеэкономическая стратегия США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целями моей курсовой работы являются:
исследовать экономику США на современном этапе, факторы ее развития;
установить основные тенденции современного развития экономики США;
установить основные направления внешнеэкономической стратегии Соединённых Штатов Америки.

Содержание работы

Резюме 3
Глава 1. Виды внешнеэкономической стратегии государства 4
1. 1. Стратегия частичной изоляции 4
1. 2. Стратегия протекционизма 4
1. 3. Стратегия свободной торговли («фритрейдерство») 6
1.4. Стратегия наполнения дефицитного рынка – «протекционизм наоборот». 6
Глава 2. Характеристика экономики США 8
2.1. Экономический потенциал 8
2.2. Структура экономики, перспективы развития 13
Глава 3. Внешнеэкономические связи США 17
3.1. Краткий аналитический обзор внешней торговли США 17
3.2. Меры государственной поддержки национального экспорта 18
3.3. Информация о деятельности США в ВТО, ОЭСР и других международных организациях 20
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное 
бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Санкт-Петербургский государственный 
инженерно-экономический университет»

Кафедра мировой экономики

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Внешнеэкономическая стратегия США.»

 

 

Выполнил (а):

студент (кА) гр. № 1393

Гонтарь Анастасия

 

Руководитель:

Буравлёв Илья Александрович

к.э.н.

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Резюме 3

Глава 1. Виды внешнеэкономической стратегии государства 4

1. 1.    Стратегия частичной изоляции 4

1. 2.    Стратегия протекционизма 4

1. 3.    Стратегия свободной торговли («фритрейдерство») 6

1.4.    Стратегия наполнения дефицитного рынка – «протекционизм наоборот». 6

Глава 2. Характеристика экономики США 8

2.1.  Экономический потенциал 8

2.2. Структура экономики, перспективы развития 13

Глава 3. Внешнеэкономические связи США 17

3.1. Краткий аналитический обзор внешней торговли США 17

3.2. Меры государственной поддержки национального экспорта 18

3.3. Информация о деятельности США в ВТО, ОЭСР и других международных организациях 20

Список литературы 23

 

 

Резюме

 

К началу ХХI века США сохранили  за собой статус экономической сверхдержавы, укрепив его в 1990-е годы благодаря  динамичному развитию «новой экономики», основанной на использовании передовых  информационных технологий, упрочили свои позиции лидера в сфере инноваций  и привлечения иностранных инвестиций, неоднократно занимая верхнюю строчку  в рейтинге конкурентоспособности  стран.

В современном мире США  – это страна, оказывающая большое  влияние на мировой рынок и  международные отношения. Изучение США, как страны наиболее богатой  в текущий период времени, наиболее влияющей на мировую экономику, интеграции её экономики в мировое хозяйство  представляет определенный интерес. На современном этапе лидерство  США в мировой экономике обеспечивается главным образом над другими  странами по масштабам и богатству  рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе  мирохозяйственных связей с другими  странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала. 

Целями моей курсовой работы являются:

  • исследовать экономику США на современном этапе, факторы ее развития;
  • установить основные тенденции современного развития экономики США;
  • установить основные направления внешнеэкономической стратегии Соединённых Штатов Америки.

США по-прежнему играют ключевую роль в мировой экономике и  международных экономических отношениях, значительно опережая своих экономических конкурентов и заметно воздействуя на общее состояние глобальных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Виды внешнеэкономической стратегии государства

 

  В зависимости от того, ограничивает или, напротив, стимулирует государство  ввоз (вывоз) товаров, выделяют четыре основных вида его внешнеэкономической  стратегии:

  • Стратегия частичной изоляции
  • Стратегия протекционизма
  • Стратегия свободной торговли
  • Стратегия наполнения дефицитного рынка

  1. 1.    Стратегия частичной изоляции

Проводится с целью  не допустить на внутренний рынок  определенные категории товаров. Например, киновидеопродукцию, печатные издания, противоречащие идеологии и образу жизни населения страны.

    1. 2.    Стратегия протекционизма

От латинского «protectio» - защита, покровительство – стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Обычно она сочетается со стимулированием экспортного производства и, в той или иной степени с импортозамещением. И принимается государством под давлением предпринимательских структур, если национальное производство неконкурентоспособно. Протекционизм – это создание отечественным предпринимателям особо льготных условий, что для национальной экономики имеет различные последствия.

 С одной стороны,  ограничение импорта наносит  ущерб потребителям и стране  в целом, поскольку не используются  выгоды международного разделения  труда. С другой, – «тепличные» условия для местных предпринимателей в виде протекционистских мер против иностранных конкурентов крайне необходимы в момент становления национальных компаний и фирм. Они позволяют новым формам хозяйствования выжить, набрать силы.

К примеру, стремительный  успех японского  автомобилестроения во многом объясняется  политикой  протекционизма, которую  проводило  правительство в условиях становления  знаменитых ныне фирм («Мазда», «Нисан», «Тойота»). В 1932 г. правительство резко повысило пошлины на импорт зарубежных машин и запчастей, чтобы защитить эти еще не окрепшие автокомпании от американских гигантов автомобильной индустрии.

Возможны  и отрицательные  последствия протекционизма для  национальной экономики. «Тепличные»  условия могут привести к консервации  технологически устаревшего производства (эффект монополии).

Здесь мы видим классический пример противоречий между долгосрочными  экономическими интересами страны в  целом и отдельных групп ее граждан. Если вся страна почти всегда выигрывает от международной торговли и участия в международном  разделении труда, то некоторые группы ее граждан могут от этого пострадать и будут требовать защиты «национальной  экономики».

Эта проблема крайне остра  в странах  СНГ, где продукция  многих отраслей не в состоянии конкурировать  на внутреннем рынке с импортными товарами, если распахнуть двери на отечественный рынок дешевой  и качественной зарубежной продукции.

В этом случае немалое число  предприятий обанкротится и закроется, а их бывшие работники будут безуспешно искать средства к существованию. Например, уже в 1992 г. стала возможной ситуация, когда импортное мясо (например, из Эстонии) в России оказалось дешевле  продукции местных ферм (особенно тех, что расположены в соседствующей  с Эстонией Псковской области). Для  жителей российских городов переход  на импортное мясо был бы выгодным, но тогда российское животноводство лишилось бы рынка сбыта и, не имея (из-за бурной инфляции) возможности  быстро снизить свои затраты, просто разорилось бы. Аналогичная ситуация вполне реальна для легкой и пищевой  промышленности, производства бытовой  электроники и тд. Видимо, рынок стран СНГ будет довольно долго охраняться от широкого доступа импортных товаров с помощью мер государственного регулирования, и прежде всего таможенных пошлин (тарифов).

Политика  протекционизма пользуется особой популярностью  в  развивающихся странах. Они  используют ее для осуществления  структурных  изменений, поддержки  национальной промышленности с целью импортозамещения.

Немаловажно здесь и то, что при замещении  импорта  собственным производством  используется дешевая и доступная  рыночная информация. Развивающиеся страны могут  иметь недостаточно опыта, чтобы  судить, какие из тысяч однородных товаров они могли бы успешнее продавать за рубежом. Но центральные  планирующие органы (и частные  предприниматели) могут легко определить, какой товар пользовался бы высоким  спросом на собственном рынке. Для  этого им нужно лишь взглянуть  на статьи импорта, и у них в  руках будет целое меню товаров  с гарантированным рынком сбыта. Если новые отечественные производители  в состоянии решать проблемы издержек и качества, есть все основания  обеспечить им таможенную защиту.

    1. 3.    Стратегия свободной торговли («фритрейдерство»)

Стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговле. Обычно она проводится странами, занимающими  лидирующее положение на рынке, которым  нет необходимости опасаться  подрыва конкурентоспособности  своих товаров.

Политика в большей  мере ориентирована на свободную  торговлю также в странах, где  ввозимая продукция не конкурирует  с внутренним производством или  является сырьем для важных отраслей. Если импорт не вступает в конкурентную борьбу с внутренним производством, политические силы страны легче приходят к тому мнению, что он должен обходиться покупателю как можно дешевле. Протекционизм  неубедителен, когда нечего защищать.

Аналогично  товар, являющийся важным сырьем для  отраслей, более  крупных по сравнению  с отраслями, конкурирующими с зарубежным производством, обычно освобождается от пошлины (или  она очень невелика), хотя, конечно, есть исключения.

1.4.    Стратегия  наполнения дефицитного рынка  – «протекционизм наоборот».

Эффективна только в случае большого дефицитного национального рынка, на котором найдется место всем.

Условия претворения той  или иной стратегии  могут быть жесткими, когда, выбранная  государством, она проводится по всем товарам и  рынкам. Условия могут  быть и  мягкими, если это происходит по отдельным  товарам и рынкам.

Мягкость  позволяет большинству  государств сочетать в своей деятельности несколько  внешнеэкономических  стратегий. Например, страны «Общего  рынка» придерживаются протекционизма при торговле друг с другом сельскохозяйственными  товарами, в то время как по большинству  других коллективно выбрана стратегия  свободной торговли. США в отношении  Японии по многим товарам придерживаются принципов свободной торговли, но в автомобилестроении между этими  странами существует взаимный протекционизм, который приводит нередко к так  называемым «торговым войнам».

 «Торговая война» –  крайняя форма ограничений на  путях международной торговли. Она  представляет собой взаимное  принятие правительствами двух  стран мер по ограничению доступа  на их внутренние рынки экспортных  товаров друг друга. Конечно,  в таких «войнах» сегодня не звучат выстрелы и не льется кровь, но страсти и без этого кипят нешуточные.

Например, в сентябре 1992 г. на грани такой  войны оказались  США и Китай. Причиной стал отказ  КНР снять  устанавливаемые на пути импорта товаров из США барьеры  в виде прямых запретов, квот, лицензий, завышенных требований к соблюдению стандартов качеств. Реакция на такое  поведение китайских властей  не была бы столь резкой, если бы последние  не сумели добиться значительного преимущества в торговле с США: в 1991 г. они продали  американцам товаров на 12,7 млрд. долл. больше, чем сами купили у них. Именно это и вынудило одного из официальных представителей правительства  США заявить: «Китай быстро становится важнейшей фигурой в международной  торговой системе. Мы не можем позволить  стране с таким уровнем торговли играть по своим собственным правилам. Если они хотят получать прибыль  от экспорта, они должны разрешить  и импорт».

В соответствии с этой позицией США пригрозили Китаю, что установят  на широкий круг товаров, импортируемых  из этой страны (на сумму около 4 млрд. долл. в год), такие высокие таможенные пошлины, что цены их товаров на американском рынке повысятся вдвое. В ответ  китайские власти заявили, что они  в этом случае тоже введут карательные  таможенные тарифы на американские товары, в том числе на компьютеры, самолеты, автомашины и т.д., причем на ту же величину – 4 млрд. долл.

 Долгий опыт “торговых  войн” подсказал наиболее развитым  странам, что здесь проигрывают  обе стороны и лучше не допускать  начала “боевых действий”. Это  породило в международной торговле  добровольное ограничение экспорта.

Понимание огромного  значения международной торговли для  успешного  развития и высокой  вероятности  конфликтов в этой сфере, а также  болезненные раны от «торговых войн»  заставили многие страны в XX в. приступить к поиску новых методов организации мирового рынка.

 

Глава 2. Характеристика экономики США

2.1. Экономический потенциал

Внешнеэкономическая политика США  в начале XXI века порождает немало противоречивых оценок в политических кругах, со стороны ученых и специалистов, а также в широких слоях  населения в Соединенных Штатах и в других странах современного мира. Эта противоречивость связана  с радикальными переменами в международной  экономической позиции США, которые  совершились в исторически короткие сроки и не сразу получили адекватное осмысление.

Очевидное экономическое превосходство  США над другими странами мира вызывает вопросы относительно обоснованности и надежности этого положения. Не оспаривая факт мирового лидерства  США по экономическому потенциалу, по достижениям в области научно-технического прогресса, по финансовому могуществу и мировому влиянию в этих и  других областях, аналитики остаются в настороженном ожидании неожиданных  кризисных потрясений, способных  подорвать основы этого благополучия.

Оценивая подобные опасения, следует  признать, что для них имеются  определенные основания, которые вытекают из процессов глобализации, охвативших мировую экономику и неуклонно  изменяющих ее облик. США принадлежит  одна из ключевых ролей в мировых  глобализационных процессах, которая  не всегда получала достаточно полную и объективно обоснованную оценку, так как этому сильно мешают наслоения, связанные с противоречиями и  негативными последствиями на макро- и микроуровне в ходе этих процессов.

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия США