Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование внешнеторговой деятельности, как основной составляющей внешнеэкономической деятельности.
Для этого поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с теоретическими основами внешнеторговой деятельности, с помощью рассмотрения законодательной базы и основных субъектов.
Рассмотреть внешнеторговую деятельность в России
Ознакомиться с деятельностью Всемирной торговой организации и последствия вступления России
Выявить возможные проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности в России
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая сущность внешнеторговой деятельности…………….5
1.1 Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность: сущность и понятия…………………………………………………………………………….5
1.2. Законодательная база внешнеторговой деятельности. Методы регулирования внешней торговли……………………………………………….7
1.3. Субъекты внешнеторговой деятельности…………………………………12
Глава 2. Особенности внешнеторговой деятельности России………………..16
2.1. Внешнеторговая деятельность РФ………………………………………..16
2.2. Россия и Всемирная торговая организация……………………………….19
2.3. Проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности в РФ…………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………
Министерство образования и науки России
Государственное
бюджетное образовательное
Восточно-Сибирский
государственный университет
(ГОУ ВПБО ВСГУТУ)
Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Организация и
управление внешнеэкономической
НА ТЕМУ:
Внешнеторговая
деятельность, как основная составляющая
внешнеэкономической
Выполнил: Митрофанов И.Л.
Гр. 569-1
Проверила: Пляскина Г.Е.
Улан – Удэ
2013
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая сущность внешнеторговой деятельности…………….5
1.1 Внешнеэкономическая
и внешнеторговая деятельность:
сущность и понятия………………………………
1.2. Законодательная база
1.3. Субъекты внешнеторговой деятельности…………………………………12
Глава 2. Особенности внешнеторговой деятельности России………………..16
2.1. Внешнеторговая деятельность РФ………………………………………..16
2.2. Россия и Всемирная
торговая организация…………………………
2.3. Проблемы и перспективы
развития внешнеторговой
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………34
Приложение 2……………………………………………………………………35
Введение
Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.
В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.
Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых переживает трансформационные изменения. Социально-экономические противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают активные научные дискуссии о целях, форме и содержании, методах и способах оптимального внешнеторгового режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.
Цель данной курсовой работы – исследование внешнеторговой деятельности, как основной составляющей внешнеэкономической деятельности.
Для этого поставлены следующие задачи:
Глава 1. Теоретическая сущность внешнеторговой деятельности
Внешнеэкономическая деятельность – в широком понимании: рыночная деятельность субъектов, наделенных национальными государственными полномочиями. Материальной основой развития внешнеэкономической деятельности является международное разделение факторов производства.
В узком понимании: это
предпринимательская
Внешнеэкономическая деятельность – действия предприятий и организаций, направленные на реализацию своей производственной или иной деятельности за пределами национальных границ государства.
Существуют различные формы международного бизнеса:
1. Экспорт/импорт
2. Лицензионная торговля (лицензионные контракты)
3. Совместное
4. Прямые капиталовложения (вывоз капитала)
5. Многонациональные
(транснациональные)
6. Альянсы (союзы,
Внешнеэкономический комплекс страны – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей. Внешнеэкономический комплекс представляет собой органическую часть экономики страны. Результаты производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности внешнеэкономического комплекса предназначены для экспорта и для внутреннего потребления. Становление внешнеэкономического комплекса определяется, с одной стороны, органичностью его связи с системой в целом, а с другой – спецификой взаимодействия с мировым рынком.
Внешнеэкономический комплекс состоит из двух основных частей включающих:
1. Фирмы и предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы и предприятия, являющиеся потребителями импорта.
2. Фирмы и предприятия,
занятые поставками товаров
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, и потребителей товаров и услуг; равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ; обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России; обеспечение обороны страны и безопасности государства; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории России.
Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.
Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности распространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфику предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.
В системе регулирования внешних экономических связей приоритетное место занимают средства экономического характера, и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществляются экспортно-импортные операции.
В настоящее время основу российского законодательства составляют законы:
- "О таможенном тарифе";
- "О мерах
по защите экономических
- "О военно-техническом
сотрудничестве Российской
- "О координации
международных и
- "Об экспортном контроле";
- Таможенный кодекс;
- "Об основах
государственного
- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.
В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специальными разделами.
В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли.
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.
Участники внешнеторговой деятельности:
- внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают главными субъектами внешнеторговых связей;
- государственные
внешнеторговые организации -
- участники мелкооптовой торговли.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер.
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:
- таможенно-тарифное регулирование;
- методы нетарифного регулирования;
- запреты и ограничения внешней торговли;
- меры экономического
и административного характера,
В данном законе зафиксировано также положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.
Специально сформулированы положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, и потребителей товаров и услуг; равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ; обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России; обеспечение обороны страны и безопасности государства; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории России.