Внешнеторговая деятельность, как основная составляющая внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование внешнеторговой деятельности, как основной составляющей внешнеэкономической деятельности.
Для этого поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с теоретическими основами внешнеторговой деятельности, с помощью рассмотрения законодательной базы и основных субъектов.
Рассмотреть внешнеторговую деятельность в России
Ознакомиться с деятельностью Всемирной торговой организации и последствия вступления России
Выявить возможные проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности в России

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая сущность внешнеторговой деятельности…………….5
1.1 Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность: сущность и понятия…………………………………………………………………………….5
1.2. Законодательная база внешнеторговой деятельности. Методы регулирования внешней торговли……………………………………………….7
1.3. Субъекты внешнеторговой деятельности…………………………………12
Глава 2. Особенности внешнеторговой деятельности России………………..16
2.1. Внешнеторговая деятельность РФ………………………………………..16
2.2. Россия и Всемирная торговая организация……………………………….19
2.3. Проблемы и перспективы развития внешнеторговой деятельности в РФ…………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсач по О и У ВЭД.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: 1) таможенно-тарифного регулирования; 2) нетарифного регулирования; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Совокупность ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, является таможенным тарифом РФ.

Нетарифное регулирование  является методом государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемого путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Лицензия является официальным  документом, который разрешает осуществление  экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Соответственно лицензирование – это есть разрешительный порядок ввоза (вывоза) определенных товаров.

Согласно действующему порядку лицензирования и квотирования при экспорте и импорте отдельных  товаров оформляются генеральные  или разовые лицензии.

Лицензирование в сфере  внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  • введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  • реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных.

Основанием для получения  лицензии на ввоз (вывоз) товаров, в отношении которых действует особый порядок, служат решения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Запреты и ограничения  внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью могут вводиться: 1) в связи с участием России в международных санкциях; 2) в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ; в) в связи с мерами валютного регулирования и как ответные меры в отношении дискриминационных действий отдельных государств.

Среди мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, выделяют:

  • мероприятия, осуществляемые Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, содействующие развитию внешнеторговой деятельности;
  • кредитование участников внешнеторговой деятельности, создание систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;
  • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;
  • ведение внешнеторговой статистики и обеспечение свободного доступа к ней всем участникам внешнеторговой деятельности;
  • обеспечение благоприятных условий для доступа российских физических и юридических лиц на внешние рынки.

Во внешнеторговой деятельности выделяют особые режимы ее осуществления  – приграничную торговлю и свободные  экономические зоны. Приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международных договоров России с сопредельными иностранными государствами, предусматривающих предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий.

Свободные экономические  зоны – особый режим хозяйственной (в том числе внешнеторговой) деятельности на территории свободных экономических зон, который устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах. Под свободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Условиями успешного  развития внешнеэкономического комплекса  являются: наращивание экспортного  потенциала, включение в различные  формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм. Успешное развитие отраслей, входящих во внешнеэкономический комплекс, оказывает воздействие на совершенствование экономики страны в целом.

    1. Субъекты внешнеторговой деятельности

Основные положения  об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". (далее – ФЗ о внешнеторговой деятельности).

Согласно ст. 10 ФЗ о  внешнеторговой деятельности любые  российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может  быть ограничено в случаях, предусмотренных  международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Исходя из смысла этой статьи, субъекты внешнеторговой деятельности различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных  лиц.

Российским лицом является лицо - юридическое лицо, созданное  в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К иностранному лицу относится  физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом  по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

К резидентам Российской Федерации:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие  в Российской Федерации на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами  территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения  резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  Федеральным законом и принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезидентами являются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в  Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные  подразделения нерезидентов

Согласно ст. 50 Закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации.

При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими  торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем, ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.

Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  внешнеторговой деятельности России

2.1. Внешнеторговая  деятельность Российской Федерации

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд.долларов и  по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов (рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долларов (рост на 29,0%).

Сальдо торгового баланса  в 2011 году сохранило высокий уровень  – 201,2 млрд.долларов (152,2 млрд. долларов в 2010 году). Со странами дальнего зарубежья  сальдо торгового баланса составило 167,9 млрд.долларов (129,4 млрд.долларов в 2010 году). Со странами СНГ сальдо торгового баланса по сравнению с 2011 годом возросло и составило 33,3 млрд. долл. против 22,8 млрд.долларов в 2010 году.

Экспорт России в 2011 году составил 468,1 млрд.долларов и по сравнению  с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долларов (рост на 33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долларов (рост на 32,7%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья – на 43,5%, в страны СНГ – на 34,7%), нефтепродукты (соответственно на 45,2% и 57,1%) и природный газ (соответственно на 52,7% и 28,6%).

Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2010 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд.долл. в январе до 47,0 млрд.долл. в июле (см.рис.1). Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд.долл.США в августе до 28,2 млрд.долл.США в декабре.

В январе-сентябре 2012г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка  России, 339,8 млрд.долларов США (57,4% к  январю-сентябрю 2008г.), в том числе экспорт - 208,2 млрд.долларов (55,7%), импорт - 131,5 млрд.долларов (60,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 76,7 млрд.доларов США (в январе-сентябре 2010г. - 155,0 млрд.долларов).

  Однако еще раз  отметим, что рост российской  внешней торговли обеспечен не столько увеличением физических объемов экспорта, сколько ростом цен на ресурсы, которые, как известно, составляют основную статью доходов нашей страны от внешнеэкономической деятельности.

Мировая конъюнктура  как по нефти и газу, так и по металлам, до кризиса была очень благоприятная. Что касается металлов, то мировая конъюнктура тоже очень позитивная: наблюдается рост более чем в два раза. Производство же в России растет не слишком высокими темпами, и цены намного опережают рост производства и экспорта. Кроме того, из-за роста цен изменилось и соотношение экспорта и импорта (торговое сальдо) - экспорт стал выше.

Информация о работе Внешнеторговая деятельность, как основная составляющая внешнеэкономической деятельности