Внешнеторговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Государства, проводящие протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К этим инструментам относятся тарифы на экспорт и импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры. Таким образом, целью данной контрольной работы является рассмотрение современной внешнеторговой политики государств относительно моделей поведения их на мировом рынке. Задачи данной работы – изучить основные направления внешнеторговой деятельности государств, методы регулирования этой деятельности, в частности, тарифные и нетарифные методы, а также проверить уровень своих знаний с помощью практических тестовых заданий.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
Сущность политики фритледерства и политики протекционизма...................4
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики.Демпинг..........9
Тесты.....................................................................................................................14
Заключение.................................................................................................................16
Список использованной литературы.......................................................................17

Файлы: 1 файл

кр по мэ 2.docx

— 33.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение......................................................................................................................3

  1. Сущность политики фритледерства и политики протекционизма...................4
  2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики.Демпинг..........9
  3. Тесты.....................................................................................................................14

Заключение.................................................................................................................16

Список использованной литературы.......................................................................17

 

Введение

Разные страны занимают в  мировой экономике в целом  и на отдельных товарных рынках различное  положение. Для защиты своих интересов  каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

•изменение степени и  способа включения данной страны в международное разделение труда;

• изменение объема экспорта и импорта;

• изменение структуры  внешней торговли;

• обеспечение страны необходимыми ресурсами 

• изменение соотношения  экспортных и импортных цен.

Существует два основных направления внешнеторговой политики:  политика свободной торговли или фритредерства и протекционизм.

Государства, проводящие протекционистскую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. К этим инструментам относятся тарифы на экспорт и  импорт (таможенные пошлины) и нетарифные барьеры.

Таким образом, целью данной контрольной работы является рассмотрение современной внешнеторговой политики государств относительно моделей поведения  их на мировом рынке. Задачи данной работы – изучить основные направления  внешнеторговой деятельности государств, методы регулирования этой деятельности, в частности, тарифные и нетарифные методы, а также проверить уровень  своих знаний с помощью практических тестовых заданий.

1.Сущность политики  фритледерства и политики протекционизма

В условиях развития международных  экономических отношений все  большую значимость приобретает  оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя  торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит  его место в современной мировой  экономике.

Основными направлениями  внешнеторговой политики государства  являются протекционизм (защита) и фритредерство (полная свобода торговли).

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Основным посылом развития «свободной торговли» явилась возникшая  в XVIII веке необходимость сбыта избыточного  импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания  обесценения денег, инфляции, а также  для экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии.

В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением  труда и современным вариантом  теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет  к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство  является противоположностью  протекционизма, то все его позитивные аспекты  выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной  торговли состоят в том, что она:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных  производителей, так и на мировом  рынке в целом;

• позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• создает возможности  для использования международной  специализации, которая является основой  роста прибылей производителей, и  потребителей;

• содействует расширению границ рынка: создает oсновы для  массового производства и получения  положительного эффекта от него.

Современный французский  экономист М. Пебро дает классическое определение свободы торговли: «это наиболее благоприятное правило  игры для лидирующей экономики». Страны, у которых наблюдается серьезный  разрыв в уровнях технологических  укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода  торговли будет проявляться для  стран с более низким технико-технологическим  укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значимую выгоду от обмена, чем бедная. «Слепое  применение принципа свободы торговли привело бы к подчинению слабого  сильным, к возникновению объективной  ситуации экономического колониализма, невыносимой для стран», — делает вывод М. Пебро. 
Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества.

Традиционный протекционизм  — это теория и практика регулирования  внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов  национальной экономики от иностранной  конкуренции.

На практике протекционизм  развивается и применяется с  периода возникновения международных  торговых отношений. В XX в. особенно сильное  влияние протекционизма наблюдалось  в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в XXI в., как специфическая  мера защиты экономических субъектов  национальной экономики. Внешним проявлением  протекционизма является положительное  сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских  тенденций. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами  и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма:

1. отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства);

2.скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики;

3. селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки;

4. интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

1) при единообразии применения  импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению  ко всем субъектам, без каких-либо  исключений;

2) при повышении размеров  пошлин и субсидий по мере  увеличения глубины переработки  и при полной отмене пошлин  на импортируемое сырье;

3) при сплошном обложении  импортными пошлинами всех товаров  и изделий, либо уже производимых  в стране, либо тех, производство  которых в принципе имеет смысл  развивать (как правило, в размере  не менее 25-30%, но и не на  уровне, который является запретительным  для любого конкурирующего импорта);

4) при отказе от таможенного  обложения импорта товаров, производство  которых невозможно или нецелесообразно  (например, бананов на севере Европы).

Основными аргументами выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

2. В условиях протекционизма  секторы национальной экономики.  защищенные его барьерами, теряют  стимулы к развитию, поскольку  механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и  инновациям уничтожаются возможностями  сохранять высокие уровни доходов  и монопольные привилегии.

3. Протекционизм обладает  определенным мультиплицирующим  эффектом: технологическая взаимосвязь  между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей  технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

4. Протекционизм наносит  ущерб экономическим интересам  потребителей: отечественный потребитель  дороже платит за товар причем, не только за импортный, облагаемый  таможенной пошлиной, но и за  товары национальной промышленности.

5. В условиях протекционизма  национальная экономика не может  оптимально использовать преимущества  международной специализации, поскольку  более дешевые импортные товары  не могут попасть в страну  в связи с вводимыми ограничениями. 

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.[1, 93-98]

 

2.Тарифные и  нетарифные методы внешнеторговой  политики. Демпинг

Основными и наиболее распространенными  протекционистскими мерами являются тарифные и нетарифные барьеры. Основными же формами тарифных методов являются: таможенный тариф на импорт, таможенный тариф на экспорт и таможенный союз.

Таможенные тарифы на импорт, или импортные пошлины – это  государственные сборы с ввозимой продукции, пропускаемой через границу  страны под контролем таможенного  ведомства. Введение такой пошлины  повышает цену не только на импортируемый  товар, но и на среднюю цену данного  товара на национальном рынке, что выгодно  национальным производителям данного  товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных  производителей от низких цен, которые  возникают вследствие конкуренции  со стороны импортных товаров. С  ростом цен у отечественных потребителей нет другого выхода, как только сокращать потребление и импортных, и отечественных товаров. В целом  положительный эффект от введения тарифа на импорт, наблюдаемый у отечественных  производителей, не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет  отечественный потребитель. Государство  же в этих условиях получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины  и подоходного налога с производителей. 
            Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт. В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает. Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными производителями, настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его. Однако таможенный тариф на экспорт может быть целесообразен, когда экспорт продукции находится под административным контролем государства.  
Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами. 
           Еще одной формой тарифных методов является таможенный союз. Это соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнеторгового тарифа. 
Таможенные тарифы конкретизуются совокупностью ставок таможенных пошлин – простейшего способа осуществления торговой политики, представляющего собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. 
           По способу взимания пошлины делятся на: 1) специфические пошлины, подразумевающие установление фиксированного сборке каждой единицы товара; 
2) стоимостная, или адвалорная, пошлина, которая устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров; 3) комбинированная пошлина, устанавливающая размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения.  
               В практике мировой торговли и международных отношений выделяются также конъюнктурные таможенные пошлины:

Информация о работе Внешнеторговая политика государства