Внешнеторговые отношения России с Вьетнамом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1.Особенности становления российско-вьетнамских внешнеторговых отношений.
1.1 Историческая основа развитий современных внешнеэкономических связей России и Вьетнама. 4
1.2 Организационно-правовые механизмы развития внешнеэкономического развития. 8
2.Аналаз развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама.
2.1 Характеристика современного этапа развития
внешней торговли. 12
2.2 Особенности инвестиционного сотрудничества Российских и Вьетнамских предприятий. 19
3. Проблемы и пути решения внешнеэкономического развития между Россией и Вьетнамом.
3.1 Современные проблемы внешнеэкономического сотрудничества российских и вьетнамских компаний. 24
3.2 Концепция развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама. 28
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

(106527)Внешнеторговые отношения России с Вьетнамом.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая на тему:

«Внешнеторговые отношения России с Вьетнамом» 
Содержание

Введение          3

1.Особенности становления  российско-вьетнамских внешнеторговых  отношений. 

1.1 Историческая основа  развитий современных внешнеэкономических  связей России и Вьетнама.    4

1.2 Организационно-правовые  механизмы развития внешнеэкономического  развития.       8

2.Аналаз развития внешнеэкономических  связей России и Вьетнама.

2.1 Характеристика современного  этапа развития 

внешней торговли.         12

2.2 Особенности инвестиционного  сотрудничества Российских и  Вьетнамских предприятий.        19

3. Проблемы и пути решения  внешнеэкономического развития  между Россией и Вьетнамом.

3.1 Современные проблемы  внешнеэкономического сотрудничества российских и вьетнамских компаний.      24

3.2 Концепция развития  внешнеэкономических связей России  и Вьетнама.           28

Заключение         34

Список литературы        35 
Введение

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) на протяжении последнего десятилетия проводит курс обновления и добилась первых очень важных и вдохновляющих результатов. Многие предприниматели со всего мира проявляют всё больший интерес к процессу обновления всех сторон общественно-экономической жизни вьетнамского народа. Современный Вьетнам открыт для сотрудничества по множеству направлений со всеми странами. Особая благодарность вьетнамского народа к России, его трудолюбие и гостеприимство, уникальное расположение Вьетнама, его природные богатства и высочайшие темпы экономического развития – всё это дает основание российским предпринимателям считать Вьетнам одним из перспективнейших направлений сотрудничества.

Сегодня Вьетнам, является одной из самый перспективных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вьетнам – единственное в мире государство, не сломленное американской войной, сегодня показывает свою полную экономическую независимость и конкурентоспособность. И теперь России есть чему учиться у Вьетнама, и направлений для сотрудничества между РФ и СРВ имеется гораздо больше, чем десяток лет назад.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью торгового сотрудничества России и Вьетнама и неоднозначностью данных отношений.

Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.

 

1.Особенности  становления российско-вьетнамских внешнеторговых отношений

1.1 Историческая  основа развитий современных  внешнеэкономических связей России и Вьетнама

Весьма важное и увлекательное для историка дело — найти истоки того или иного общественного явления. В большинстве случаев это не просто, так как многое, прежде чем стать чем - то значимым, покрывается пылью веков, лишается объективных свидетельств. История отношений между Россией и Вьетнамом в этом смысле не исключение. Став ярким явлением международной жизни 50— 80-х годов XX века, крепкая дружба и всестороннее сотрудничество между народами Советского Союза и Вьетнама, привлекли внимание исследователей. Авторы выходивших в те годы работ задавались вопросом об истоках этих отношений, но их начало, как правило, связывали с Октябрьской революцией и приездом вьетнамских революционеров на учебу в Советскую Россию. В лучшем случае вспоминали о плавании в 1860-е гг. писателя К.М. Станюковича и его записках о Вьетнаме. В установлении и развитии связей России с Вьетнамом нужны были более солидные, чем интерес к неизведанному, общественные предпосылки и государственные потребности. Они реально возникают на рубеже XVII—XVIII вв., когда русские землепроходцы достигают берегов Тихого океана, находят пролив между Азией и Америкой, а в результате реформ Петра Первого создается морской флот России. Интерес России к Тихоокеанскому региону начинает приобретать конкретные очертания. [1] К тому времени образованная публика в России, в том числе правящая верхушка, безусловно, знали о существовании вьетнамского государства. В начале XVIII в. в России появляются первые проекты установления контактов с государствами Юго-Восточной Азии. Люди в России понимали, что снабжать продуктами первой необходимости поселенцев на западном берегу американского континента, на Камчатке и других дальневосточных рубежах удобнее и дешевле, скупая необходимый товар в странах Юго-Восточной Азии (где риса, сахара, хлопчатобумажных тканей и джута для корабельных канатов производилось предостаточно), чем везти из Центральной России. В 1820е г. интерес к развитию связей с регионом Юго-Восточной Азии у российского государства ослабевает. Торговым судам США и Англии предоставляют право свободного плавания на Дальнем Востоке, американцам передаются форт Росс в Калифорнии, упраздняется Российско — Американская компания и экономический интерес снижается до минимума.

Внешнеполитический курс Советского Союза, по сравнению с 1975-1984 гг. претерпел некоторые изменения в 1985-1991 гг., отразившиеся и на политике в Восточной Азии, что было связано с появлением нового советского руководства во главе с М.С. Горбачёвым и вместе с ним – политики «нового политического мышления».

Концепция, являясь тесно связанной с политическим курсом «перестройки» в СССР, была призвана кардинально изменить положение СССР на международной арене. С помощью выдвинутой доктрины Советский Союз стремился уйти от образа «империи зла».

Построенный на концепции «нового мышления» внешнеполитический курс был направлен на глобальном уровне – на преодоление конфронтации и противостояния, уменьшение международной напряженности, региональном уровне – мирное урегулирование региональных конфликтов, а в двусторонних отношениях – налаживание и развитие отношений совсеми государствами региона, за сотрудничество и добрососедские отношения. Таким образом, новый курс привел к кардинальному изменению внешнеполитической ориентации страны и оказал сильное воздействие на преобразование всей мировой системы межгосударственных отношений.

В прошедшие до перестройки годы встречи между высшими руководителями СССР и СРВ происходили регулярно. Во время этих официальных и неофициальных встреч вырабатывались оценки международной обстановки, перспективы и направление совместной внешнеполитической деятельности. Несмотря на то, что официально в 1985-1991 гг. отношения между СССР и СРВ продолжались в русле уже провозглашенных принципов, СССР в этот период выдвигал на передний план связи с западными странами и США, улучшение отношений с КНР. Взаимные встречи и контакты между руководителями СССР и СРВ происходили все реже. Значение Вьетнама во внешней политике СССР падало.

В стратегическом отношении до 1985 г. важным основанием для серьёзного внимания СССР к Вьетнаму было желание одержать победу над США в регионе и внедрение «социалистического лагеря» в Юго-Восточной Азии. Это и объяснилось советское присутствие в военных базах во Вьетнаме. Однако в 1988 г. М. С. Горбачёв предлагал отказаться от военной базы в Камрани, в том случае если бы США покинули военные базы на Филиппинах.

Среди проблем в советско-вьетнамских военно-политических связях во второй половине 80-х гг. важнейшими были возобновившийся китайско-вьетнамский конфликт и тесно связанная с ним «камбоджийский конфликт».[2] Продолжающаяся гражданская война в Кампучии, вынуждала Вьетнам просить у Советского Союза все новых и новых поставок вооружений и военного имущества для своей армии.

В рамках новой восточной политики и нового политического мышления СССР был взят курс на достижение политического урегулирования камбоджийского конфликта. Опыт показал, что военными методами камбоджийский конфликт не решить, а просто вывод вьетнамских войск из этой страны означил бы вновь ввергнуть страну в режим Пол Пота. Советский Союз полагал, что урегулирование ситуации в Кампучии возможно лишь через изменение в общем контексте политического климата в Юго-Восточной Азии, улучшения китайско-вьетнамских отношений, а в более широком плане – и китайско-советских, и советско-американских отношений.

С целью срочного урегулирования камбоджийского вопроса переговоры, официальные и неофициальные встречи высших руководителей партий и государств СССР и СРВ несколько участились.

Одновременно с вьетнамским руководством, камбоджийский конфликт обсуждался Советским Союзом с США и Китаем. Интересно, что США заняли во внешнеполитической стратегии КНР то же место, что и Советский Союз. В результате серии обсуждений США и СССР пришли к пониманию, что необходимо прекратить военную помощь всем участникам конфликта. СССР обещал прекратить поддержку Вьетнама, США – убедить Таиланд выдворить со своей территории базировавшихся там «красных кхмеров».

Также с 1989 г. СССР перестал оказывать СРВ военную помощь. Одновременно военное сотрудничество между двумя странами перешло от помощи к продаже оружия. Таким образом, военное сотрудничество СССР и Вьетнама к 1991 г. по сути себя исчерпало.

В целом, роль СССР в урегулировании камбоджийского конфликта заметно снижалась. Если в период подготовки и проведения первого этапа Парижской конференции по Камбодже советская дипломатия еще проявляла определенную активность в отношении камбоджийского урегулирования, то уже к середине 1991 г. она была фактически сведена к минимуму. Снижение влияния Советского Союза в Восточной Азия детерминировалось не только прозападной политикой нового мышления, но и распадом социалистического лагеря в Европе. Руководство СССР в большей степени было занято собственными внутриполитическими  проблемами и уже не имело реальных рычагов воздействия на сложившуюся на Индокитайском полуострове ситуацию.

Главнейшей ролью в создании необходимых политических, юридических и иных условий для развития всего комплекса двусторонних экономических отношений является Российско-Вьетнамская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В данное время проведено 9 заседаний МПК (последнее - в декабре 2002 г.). В последние годы сильно активизировались партнерские связи на межрегиональном уровне. Вьетнам остаётся традиционным и перспективным экономическим партнером России. На данном этапе основным объектом сотрудничества является совместное предприятие по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ "Вьетсовпетро"- крупнейший российский инвестиционный проект за рубежом.

1.2 Организационно-правовые  механизмы развития внешнеэкономического  развития

История вьетнамо-российских отношений насчитывает десятилетия, они принесли народам обеих стран огромную пользу с точки зрения как безопасности и национальной обороны, так и экономического развития. Можно без преувеличения сказать, что в годы существования социалистического содружества Вьетнам был важнейшим политическим союзником Советского Союза в Юго-Восточной Азии, особенно после ухудшения его отношений с Китаем. Вьетнам, как подлинный стратегический партнер, получил огромную помощь от СССР, выдавшего льготные долгосрочные кредиты.[3] Благодаря им Вьетнам заложил основы национальной экономики, подготовил отряд кадров во многих сферах. С 19900х годов в отношениях двух стран наступил принципиально новый период. Несомненно, нельзя не признать, что в 90-е годы вьетнамо-российские отношения в сфере экономики ослабли, но все-таки в конце этой декады был сделан явный шаг вперед. Что касается других сфер сотрудничества, то, хотя в них и наблюдалось некоторое возрождение, оно было слабым. Это четко видно из анализа инвестиционных и торговых отношений, который дан ниже вместе с выделением основных этапов их эволюции.

Последствием пяти лет перестройки при М. Горбачеве (1986— 1991) стал тяжелый кризис российской экономики, начиная с 1991 г. Распад Советского Союза привел к тому, что торгово-экономические связи со странами — традиционными друзьями, в числе которых был Вьетнам, оборвались. На VI съезде Коммунистической партии Вьетнама (1986 г.) был дан старт политике обновления. Преодолевая острый дефицит источников помощи и внешних рынков, СРВ тогда вынуждена была обратить внимание на рынки Юго-Восточной Азии и развитых европейских стран. В то же время пришлось мобилизовать внутренние ресурсы, всемерно освобождая производственные силы, чтобы преодолеть трудности и испытания этого периода. Если раньше (в советский период) товарооборот между двумя странами составлял миллиарды долларов, то затем из-за факторов, отмеченных выше, он упал до самых низких значений, что наиболее наглядно видно на примере торговли товарами (табл.1).

Таблица1. Товарооборот между Вьетнамом и Россией в 1992-1998 гг. млн. долл.

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Вьетнамский экспорт

100,1

144,3

288,7

144,8

186,5

159,1

224,8

Российский импорт

104,8

135,4

90,2

80,8

84,7

119,1

132,6

Торговый оборот

204,9

279,7

378,9

225,6

271,2

278,9

357,4


Начиная с дружественного визита в Россию премьер-министра Во Ван Киета и подписания Соглашения об основах дружественных отношений между СРВ и РФ от 16 июня 1994 г., вьетнамо-российские отношения стали постепенно восстанавливаться. Возобновились дружественные визиты, рабочие и научные поездки на всех уровнях, сессии межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Вершиной развития отношений между странами в этот период стал официальный визит в РФ президента Чан Дык Лыонга (август 1998г.), в ходе которого стороны подписали Совместную вьетнамо-российскую декларацию; Соглашение о правовой взаимопомощи; Соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации нефтеперегонного завода Зунгкуат во Вьетнаме; Соглашение о межбанковских расчетах, протокол о сотрудничестве между министерствами юстиции. Торговые отношения между двумя странами, хотя и улучшились, но испытали негативное влияние финансово-валютного кризиса в Юго-Восточной Азии, который распространился на многие страны, в т.ч. в 1998 г. и на Россию[4]. Из-за этого и ввиду того, что механизм взаиморасчетов не был должным образом отлажен, товарооборот между странами все еще оставался скромным (табл.1). Период 1999—2005 гг. Стабильное развитие Вьетнама и постепенный выход России из экономического и общественно-политического кризиса создали надежные предпосылки для развития отношений между двумя странами в начале XXI века. Визит в Россию премьер-министра Фан Ван Кхая в сентябре 2000г. и подписание Соглашения между правительствами СРВ и РФ о кредитах, ранее предоставленных Вьетнаму, а также других соглашений и протоколов, таких как Соглашение о культурном сотрудничестве, Соглашение об образовании и подготовке кадров, создали правовую основу для ускорения развития всесторонних отношений между Вьетнамом и РФ. В торговых отношениях двух стран был отмечен значительный рост (табл. 2). Хотя с 1991 по 2005 г. товарооборот существенно вырос, он все еще не отвечал потенциалу обеих стран. В 1999—2005 гг. объем торговли между двумя странами резко увеличился, хотя экспорт Вьетнама в Россию до 2001 г. переживал спад, импорт же нарастал гораздо быстрее, создавая отрицательное сальдо торгового баланса, равное всему объему экспорта. Выдающимся событием во вьетнамо-российских отношениях в начале нового века стал визит во Вьетнам президента В. Путина (28 февраля — 2 марта 2001 г.). Главы государств всесторонне рассмотрели двусторонние отношения и с удовлетворением отметили, что они полностью удовлетворяют основным интересам народов обеих стран[3]. Вьетнамо-российские отношения внесли активный вклад в развитие и процветание обеих стран и поднялись на новый уровень — отношений стратегического партнерства.

Информация о работе Внешнеторговые отношения России с Вьетнамом