Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:49, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.
Введение 3
1.Особенности становления российско-вьетнамских внешнеторговых отношений.
1.1 Историческая основа развитий современных внешнеэкономических связей России и Вьетнама. 4
1.2 Организационно-правовые механизмы развития внешнеэкономического развития. 8
2.Аналаз развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама.
2.1 Характеристика современного этапа развития
внешней торговли. 12
2.2 Особенности инвестиционного сотрудничества Российских и Вьетнамских предприятий. 19
3. Проблемы и пути решения внешнеэкономического развития между Россией и Вьетнамом.
3.1 Современные проблемы внешнеэкономического сотрудничества российских и вьетнамских компаний. 24
3.2 Концепция развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама. 28
Заключение 34
Список литературы 35
Курсовая на тему:
«Внешнеторговые
отношения России с Вьетнамом»
Содержание
Введение 3
1.Особенности становления
российско-вьетнамских
1.1 Историческая основа
развитий современных
1.2 Организационно-правовые
механизмы развития
2.Аналаз развития
2.1 Характеристика современного этапа развития
внешней торговли. 12
2.2 Особенности инвестиционного
сотрудничества Российских и
Вьетнамских предприятий.
3. Проблемы и пути решения внешнеэкономического развития между Россией и Вьетнамом.
3.1 Современные проблемы
внешнеэкономического
3.2 Концепция развития
внешнеэкономических связей
Заключение 34
Список литературы 35
Введение
Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) на протяжении последнего десятилетия проводит курс обновления и добилась первых очень важных и вдохновляющих результатов. Многие предприниматели со всего мира проявляют всё больший интерес к процессу обновления всех сторон общественно-экономической жизни вьетнамского народа. Современный Вьетнам открыт для сотрудничества по множеству направлений со всеми странами. Особая благодарность вьетнамского народа к России, его трудолюбие и гостеприимство, уникальное расположение Вьетнама, его природные богатства и высочайшие темпы экономического развития – всё это дает основание российским предпринимателям считать Вьетнам одним из перспективнейших направлений сотрудничества.
Сегодня Вьетнам, является одной из самый перспективных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вьетнам – единственное в мире государство, не сломленное американской войной, сегодня показывает свою полную экономическую независимость и конкурентоспособность. И теперь России есть чему учиться у Вьетнама, и направлений для сотрудничества между РФ и СРВ имеется гораздо больше, чем десяток лет назад.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью торгового сотрудничества России и Вьетнама и неоднозначностью данных отношений.
Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.
1.Особенности
становления российско-
1.1 Историческая основа развитий современных внешнеэкономических связей России и Вьетнама
Весьма важное и увлекательное для историка дело — найти истоки того или иного общественного явления. В большинстве случаев это не просто, так как многое, прежде чем стать чем - то значимым, покрывается пылью веков, лишается объективных свидетельств. История отношений между Россией и Вьетнамом в этом смысле не исключение. Став ярким явлением международной жизни 50— 80-х годов XX века, крепкая дружба и всестороннее сотрудничество между народами Советского Союза и Вьетнама, привлекли внимание исследователей. Авторы выходивших в те годы работ задавались вопросом об истоках этих отношений, но их начало, как правило, связывали с Октябрьской революцией и приездом вьетнамских революционеров на учебу в Советскую Россию. В лучшем случае вспоминали о плавании в 1860-е гг. писателя К.М. Станюковича и его записках о Вьетнаме. В установлении и развитии связей России с Вьетнамом нужны были более солидные, чем интерес к неизведанному, общественные предпосылки и государственные потребности. Они реально возникают на рубеже XVII—XVIII вв., когда русские землепроходцы достигают берегов Тихого океана, находят пролив между Азией и Америкой, а в результате реформ Петра Первого создается морской флот России. Интерес России к Тихоокеанскому региону начинает приобретать конкретные очертания. [1] К тому времени образованная публика в России, в том числе правящая верхушка, безусловно, знали о существовании вьетнамского государства. В начале XVIII в. в России появляются первые проекты установления контактов с государствами Юго-Восточной Азии. Люди в России понимали, что снабжать продуктами первой необходимости поселенцев на западном берегу американского континента, на Камчатке и других дальневосточных рубежах удобнее и дешевле, скупая необходимый товар в странах Юго-Восточной Азии (где риса, сахара, хлопчатобумажных тканей и джута для корабельных канатов производилось предостаточно), чем везти из Центральной России. В 1820е г. интерес к развитию связей с регионом Юго-Восточной Азии у российского государства ослабевает. Торговым судам США и Англии предоставляют право свободного плавания на Дальнем Востоке, американцам передаются форт Росс в Калифорнии, упраздняется Российско — Американская компания и экономический интерес снижается до минимума.
Внешнеполитический курс Советского Союза, по сравнению с 1975-1984 гг. претерпел некоторые изменения в 1985-1991 гг., отразившиеся и на политике в Восточной Азии, что было связано с появлением нового советского руководства во главе с М.С. Горбачёвым и вместе с ним – политики «нового политического мышления».
Концепция, являясь тесно связанной с политическим курсом «перестройки» в СССР, была призвана кардинально изменить положение СССР на международной арене. С помощью выдвинутой доктрины Советский Союз стремился уйти от образа «империи зла».
Построенный на концепции «нового мышления» внешнеполитический курс был направлен на глобальном уровне – на преодоление конфронтации и противостояния, уменьшение международной напряженности, региональном уровне – мирное урегулирование региональных конфликтов, а в двусторонних отношениях – налаживание и развитие отношений совсеми государствами региона, за сотрудничество и добрососедские отношения. Таким образом, новый курс привел к кардинальному изменению внешнеполитической ориентации страны и оказал сильное воздействие на преобразование всей мировой системы межгосударственных отношений.
В прошедшие до перестройки годы встречи между высшими руководителями СССР и СРВ происходили регулярно. Во время этих официальных и неофициальных встреч вырабатывались оценки международной обстановки, перспективы и направление совместной внешнеполитической деятельности. Несмотря на то, что официально в 1985-1991 гг. отношения между СССР и СРВ продолжались в русле уже провозглашенных принципов, СССР в этот период выдвигал на передний план связи с западными странами и США, улучшение отношений с КНР. Взаимные встречи и контакты между руководителями СССР и СРВ происходили все реже. Значение Вьетнама во внешней политике СССР падало.
В стратегическом отношении до 1985 г. важным основанием для серьёзного внимания СССР к Вьетнаму было желание одержать победу над США в регионе и внедрение «социалистического лагеря» в Юго-Восточной Азии. Это и объяснилось советское присутствие в военных базах во Вьетнаме. Однако в 1988 г. М. С. Горбачёв предлагал отказаться от военной базы в Камрани, в том случае если бы США покинули военные базы на Филиппинах.
Среди проблем в советско-вьетнамских военно-политических связях во второй половине 80-х гг. важнейшими были возобновившийся китайско-вьетнамский конфликт и тесно связанная с ним «камбоджийский конфликт».[2] Продолжающаяся гражданская война в Кампучии, вынуждала Вьетнам просить у Советского Союза все новых и новых поставок вооружений и военного имущества для своей армии.
В рамках новой восточной политики и нового политического мышления СССР был взят курс на достижение политического урегулирования камбоджийского конфликта. Опыт показал, что военными методами камбоджийский конфликт не решить, а просто вывод вьетнамских войск из этой страны означил бы вновь ввергнуть страну в режим Пол Пота. Советский Союз полагал, что урегулирование ситуации в Кампучии возможно лишь через изменение в общем контексте политического климата в Юго-Восточной Азии, улучшения китайско-вьетнамских отношений, а в более широком плане – и китайско-советских, и советско-американских отношений.
С целью срочного урегулирования камбоджийского вопроса переговоры, официальные и неофициальные встречи высших руководителей партий и государств СССР и СРВ несколько участились.
Одновременно с вьетнамским руководством, камбоджийский конфликт обсуждался Советским Союзом с США и Китаем. Интересно, что США заняли во внешнеполитической стратегии КНР то же место, что и Советский Союз. В результате серии обсуждений США и СССР пришли к пониманию, что необходимо прекратить военную помощь всем участникам конфликта. СССР обещал прекратить поддержку Вьетнама, США – убедить Таиланд выдворить со своей территории базировавшихся там «красных кхмеров».
Также с 1989 г. СССР перестал оказывать СРВ военную помощь. Одновременно военное сотрудничество между двумя странами перешло от помощи к продаже оружия. Таким образом, военное сотрудничество СССР и Вьетнама к 1991 г. по сути себя исчерпало.
В целом, роль СССР в урегулировании камбоджийского конфликта заметно снижалась. Если в период подготовки и проведения первого этапа Парижской конференции по Камбодже советская дипломатия еще проявляла определенную активность в отношении камбоджийского урегулирования, то уже к середине 1991 г. она была фактически сведена к минимуму. Снижение влияния Советского Союза в Восточной Азия детерминировалось не только прозападной политикой нового мышления, но и распадом социалистического лагеря в Европе. Руководство СССР в большей степени было занято собственными внутриполитическими проблемами и уже не имело реальных рычагов воздействия на сложившуюся на Индокитайском полуострове ситуацию.
Главнейшей ролью в создании необходимых политических, юридических и иных условий для развития всего комплекса двусторонних экономических отношений является Российско-Вьетнамская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В данное время проведено 9 заседаний МПК (последнее - в декабре 2002 г.). В последние годы сильно активизировались партнерские связи на межрегиональном уровне. Вьетнам остаётся традиционным и перспективным экономическим партнером России. На данном этапе основным объектом сотрудничества является совместное предприятие по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ "Вьетсовпетро"- крупнейший российский инвестиционный проект за рубежом.
1.2 Организационно-правовые
механизмы развития
История вьетнамо-российских отношений насчитывает десятилетия, они принесли народам обеих стран огромную пользу с точки зрения как безопасности и национальной обороны, так и экономического развития. Можно без преувеличения сказать, что в годы существования социалистического содружества Вьетнам был важнейшим политическим союзником Советского Союза в Юго-Восточной Азии, особенно после ухудшения его отношений с Китаем. Вьетнам, как подлинный стратегический партнер, получил огромную помощь от СССР, выдавшего льготные долгосрочные кредиты.[3] Благодаря им Вьетнам заложил основы национальной экономики, подготовил отряд кадров во многих сферах. С 19900х годов в отношениях двух стран наступил принципиально новый период. Несомненно, нельзя не признать, что в 90-е годы вьетнамо-российские отношения в сфере экономики ослабли, но все-таки в конце этой декады был сделан явный шаг вперед. Что касается других сфер сотрудничества, то, хотя в них и наблюдалось некоторое возрождение, оно было слабым. Это четко видно из анализа инвестиционных и торговых отношений, который дан ниже вместе с выделением основных этапов их эволюции.
Последствием пяти лет перестройки при М. Горбачеве (1986— 1991) стал тяжелый кризис российской экономики, начиная с 1991 г. Распад Советского Союза привел к тому, что торгово-экономические связи со странами — традиционными друзьями, в числе которых был Вьетнам, оборвались. На VI съезде Коммунистической партии Вьетнама (1986 г.) был дан старт политике обновления. Преодолевая острый дефицит источников помощи и внешних рынков, СРВ тогда вынуждена была обратить внимание на рынки Юго-Восточной Азии и развитых европейских стран. В то же время пришлось мобилизовать внутренние ресурсы, всемерно освобождая производственные силы, чтобы преодолеть трудности и испытания этого периода. Если раньше (в советский период) товарооборот между двумя странами составлял миллиарды долларов, то затем из-за факторов, отмеченных выше, он упал до самых низких значений, что наиболее наглядно видно на примере торговли товарами (табл.1).
Таблица1. Товарооборот между Вьетнамом и Россией в 1992-1998 гг. млн. долл.
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Вьетнамский экспорт |
100,1 |
144,3 |
288,7 |
144,8 |
186,5 |
159,1 |
224,8 |
Российский импорт |
104,8 |
135,4 |
90,2 |
80,8 |
84,7 |
119,1 |
132,6 |
Торговый оборот |
204,9 |
279,7 |
378,9 |
225,6 |
271,2 |
278,9 |
357,4 |
Начиная с дружественного визита в Россию премьер-министра Во Ван Киета и подписания Соглашения об основах дружественных отношений между СРВ и РФ от 16 июня 1994 г., вьетнамо-российские отношения стали постепенно восстанавливаться. Возобновились дружественные визиты, рабочие и научные поездки на всех уровнях, сессии межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Вершиной развития отношений между странами в этот период стал официальный визит в РФ президента Чан Дык Лыонга (август 1998г.), в ходе которого стороны подписали Совместную вьетнамо-российскую декларацию; Соглашение о правовой взаимопомощи; Соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации нефтеперегонного завода Зунгкуат во Вьетнаме; Соглашение о межбанковских расчетах, протокол о сотрудничестве между министерствами юстиции. Торговые отношения между двумя странами, хотя и улучшились, но испытали негативное влияние финансово-валютного кризиса в Юго-Восточной Азии, который распространился на многие страны, в т.ч. в 1998 г. и на Россию[4]. Из-за этого и ввиду того, что механизм взаиморасчетов не был должным образом отлажен, товарооборот между странами все еще оставался скромным (табл.1). Период 1999—2005 гг. Стабильное развитие Вьетнама и постепенный выход России из экономического и общественно-политического кризиса создали надежные предпосылки для развития отношений между двумя странами в начале XXI века. Визит в Россию премьер-министра Фан Ван Кхая в сентябре 2000г. и подписание Соглашения между правительствами СРВ и РФ о кредитах, ранее предоставленных Вьетнаму, а также других соглашений и протоколов, таких как Соглашение о культурном сотрудничестве, Соглашение об образовании и подготовке кадров, создали правовую основу для ускорения развития всесторонних отношений между Вьетнамом и РФ. В торговых отношениях двух стран был отмечен значительный рост (табл. 2). Хотя с 1991 по 2005 г. товарооборот существенно вырос, он все еще не отвечал потенциалу обеих стран. В 1999—2005 гг. объем торговли между двумя странами резко увеличился, хотя экспорт Вьетнама в Россию до 2001 г. переживал спад, импорт же нарастал гораздо быстрее, создавая отрицательное сальдо торгового баланса, равное всему объему экспорта. Выдающимся событием во вьетнамо-российских отношениях в начале нового века стал визит во Вьетнам президента В. Путина (28 февраля — 2 марта 2001 г.). Главы государств всесторонне рассмотрели двусторонние отношения и с удовлетворением отметили, что они полностью удовлетворяют основным интересам народов обеих стран[3]. Вьетнамо-российские отношения внесли активный вклад в развитие и процветание обеих стран и поднялись на новый уровень — отношений стратегического партнерства.
Информация о работе Внешнеторговые отношения России с Вьетнамом