Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:49, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама; раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама; осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.
Введение 3
1.Особенности становления российско-вьетнамских внешнеторговых отношений.
1.1 Историческая основа развитий современных внешнеэкономических связей России и Вьетнама. 4
1.2 Организационно-правовые механизмы развития внешнеэкономического развития. 8
2.Аналаз развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама.
2.1 Характеристика современного этапа развития
внешней торговли. 12
2.2 Особенности инвестиционного сотрудничества Российских и Вьетнамских предприятий. 19
3. Проблемы и пути решения внешнеэкономического развития между Россией и Вьетнамом.
3.1 Современные проблемы внешнеэкономического сотрудничества российских и вьетнамских компаний. 24
3.2 Концепция развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама. 28
Заключение 34
Список литературы 35
Таблица2. Товарооборот между Вьетнамом и Россией в 1999-2005 гг. млн. долл.
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Вьетнамский экспорт |
114,5 |
122,5 |
194,4 |
500 |
550 |
594 |
601 |
Российский импорт |
240 |
240,6 |
376,7 |
190 |
200 |
213 |
247 |
Торговый оборот |
354,5 |
363,1 |
571,1 |
690 |
750 |
807 |
848 |
2.Аналаз развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама
2.1 Характеристика современного этапа развития внешней торговли
Представить объективные предпосылки сближения России и Вьетнама на современном этапе крайне сложно без сопоставления уровня развития их экономик, механизмов, которые формируют общую внутреннюю и внешнюю политику. Эти условия, подходы к сотрудничеству каждой из сторон, в свою очередь, сложились в ходе рыночных реформ, проведенных в постсоветский период. В обеих странах господствует одна — рыночная система, что сильно облегчает их взаимодействие. Однако она имеет серьезные, принципиальные различия, объективно формирующие невидимые препятствия для выработки общих подходов и обеспечения взаимных интересов. Понятно, что успешно сотрудничать могут страны с различным строем и уровнем развития. И все же высокая степень взаимности, каковой требует формат всеобъемлющего стратегического партнерства, зависит от гомогенности стыкуемых систем и механизмов. Рассмотрим, в каких сферах возникла такая схожесть, единство в итоге рыночных преобразований за последние 25 лет, а в каких нет.
Общим является проведение системных реформ, т. е. изменение прежней общественной системы[5]. В экономике совершен переход от административно-командной, плановой к рыночной системе, в политике — от тоталитарного к правовому демократическому государству (в большей или меньшей, но в разной степени в обеих странах). И там, и там реформы направлены на обеспечение экономического роста, модернизацию и внедрение инноваций. При этом преобразования применены кардинально противоположные. СРВ оперлась на опыт азиатских НИС, Китая и добилась уверенного подъема, Россия же, взяв за основу неолиберальную западную модель, проведя «шоковую терапию», резко затормозила в своем развитии. Подход к изменениям во Вьетнаме характеризуется постепенностью и последовательностью (реформы в духе градуализма): здесь преобразования в экономической области идут впереди политических, а в России — наоборот быстро осуществлен полный слом старого строя, политической сфере отдан явный приоритет[2]. Для реформ в СРВ характерно широкое экспериментирование, на основе которого сложилась политика, которая использовалась на следующих этапах. Россию отличала скоропалительность решений, которые без связи с предыдущими реформами и анализа их последствий распространялись целиком на всю страну, игнорируя специфику регионов. Так произошло с либерализацией цен в начале 1992 г., затем с ваучерной приватизацией. В результате этих мер большинство населения осталось без сбережений, а значительная часть предприятий за бесценок попала в частные руки. Общим наряду со сменой общественной системы выступает потребность в модернизации экономики и связь этого процесса с индустриализацией. В обеих странах процесс модернизации двигается тяжело, что связано как с объективными (сложность создания новых производительных сил на основе научно-технического прогресса), так и с условно субъективными причинами (боязнь отдельных социальных групп переходить к более современным формам производственных отношений). В России и Вьетнаме оба процесса идут одновременно, хотя казалось, что индустриализация в первой завершена намного раньше. Это отягощает бюджет, ведет к сокращению социальных программ и в целом затрудняет переход к инновационной модели в XXI веке. Обе страны, проводя индустриализацию, как и многие развивающиеся страны, использовали два основных источника экономического роста — внутренние ресурсы и внешнеэкономическую по мощь, прежде всего ПИИ. Реформы во Вьетнаме начались с сельского хозяйства, где занята большая часть самодеятельного населения, превалирует переменный, а не постоянный капитал, поэтому подъема удалось добиться легче и быстрей. Двигателями, экспериментальными площадками реформы выступили наиболее развитые районы, которые были к этому больше готовы и как локомотив потянули за собой остальные. В России же центром преобразований стали финансово-банковский сектор и крупнейшие промышленные объекты по всей стране. В итоге не производящие материальных благ банки и торговля превратились в основу бизнеса, а промышленность, самые лакомые части которой оказались приватизированы, во многом деградировала[6]. Если в СРВ основные выгоды от реформ получило государство, направившее часть средств на улучшение жизни большинства населения, то в РФ выигрыш получил узкий слой населения, сформировался олигархический капитал, уровень жизни большинства граждан резко упал. Различия видны и в использовании внешних ресурсов. Вьетнам получил все их виды, в сбалансированной пропорции. Россия, не имея в отличие от него экономической привлекательности и политических «скидок», не увидела значимого притока ни ПИИ, ни международной помощи, ни средств от эмигрантов, поступление же портфельного капитала было де-факто закрыто. Поэтому, в первом случае роль внешних средств, как и зависимость от них, значительны, а во втором нет, определяя опору на «нефтегазовую трубу». Сходство между вьетнамским и российским опытом можно найти в политических аспектах. Прежде всего, это — построение вертикали власти на основе монополии одной партии. Во Вьетнаме она остается в руках КПВ на всем протяжении переходного периода, а в РФ всецело доминирует партия «Единая Россия» в формально многопартийной системе. Но роспуск компартии, слом прежней политической системы в СССР, борьба разных элит за власть задержали процесс модернизации, ослабили роль государства в целом. В России создана отличающаяся от прежней система руководства, произошла смена политических и хозяйственных элит. Основные функции управления сосредоточены в руках прямо избираемого населением президента и руководителей регионов, достаточно полно разделены все три ветви власти. Эта система в целом мало чем отличается от развитых европейских стран, имеет присущие ей преимущества, главным из которых является общая демократичность, и недостатки, выступающие ее обратной стороной, а именно — слабый контроль общественно-политических процессов. Руководство РФ, стремясь компенсировать этот недостаток, избыточно усиливает исполнительную власть, но в отличие от восточноазиатских обществ, в т.ч. с развитыми политическими институтами, политическая система не носит выраженного корпоративно-семейственного характера. Во Вьетнаме не происходит радикальных политических перемен, хотя экономические предпосылки к этому созревают[4]. Причина в том, что лидеры страны стремятся сохранить преемственность и стабильность, а компартия — поддерживать свою руководящую роль на основе успехов в социально-экономической сфере. Управление страной осуществляется коллективно представителями основных политических институтов, причем президент — наименее влиятельная фигура во власти. Проявления демократии здесь ограничены, а многопартийность и плюрализм не допускаются. Вместе с тем, в СРВ также началось обновление политических элит. Государственные чиновники стали регулярно сменяться и отбираться по конкурсу, компартия допустила в свои ряды частных предпринимателей. Это ведет к расширению социальной базы самой партии и власти в целом, причем не за счет трудящихся слоев. Распространение патронажно-клиентельных отношений, рост противостояния так называемых «групп интересов» в перспективе могут ослабить партийное руководство, иметь далеко идущие последствия. С целью предотвращения данной тенденции и поддержания политической стабильности в обществе КПВ проводит меры по расширению гласности и открытости, внутрипартийной демократии, разделению функций партийных и государственных органов, активизации борьбы с коррупцией, нарушениями законов, формированию правового государства, гражданского общества. Поскольку в обеих странах институты гражданского общества еще недостаточно развиты, остается широкое поле для их совершенствования. Гражданское общество вырастает снизу, а не по указанию властей, этот процесс больше контролируется государством в СРВ. В принципе различно влияние оборонного комплекса на стратегию развития. Во Вьетнаме армия напрямую участвует в хозяйственной жизни, является заметной экономической и политически влияятельной силой, а не просто защищает национальный суверенитет. В РФ армия таких функций не выполняет, до недавнего времени происходило ее разрушение и ослабление, расхищение выделяемых на модернизацию средств. Притом оборонный и военно-техниче ский потенциал России во много раз выше еще с советских времен, сегодня внедрение новых образцов вооружений и т. п. подталкивает хозяйственный рост и делает возможной помощь дружественным странам. Принципиален разрыв в уровне экономического развития двух стран ввиду разности исходных рубежей. Россия к 1991 г. была одной из самых промышленно развитых стран мира, а Вьетнам после двух войн отстал от других на много десятилетий. Сегодня РФ создает около 3% мирового ВВП (по ППС) и доход на душу населения в размере 10,5 тыс. долл. Показатели Вьетнама почти в 7 раз ниже. Поэтому России не надо было создавать материальные предпосылки для перехода к капиталистической формации, смена строя произошла в форме верхушечного переворота. Во Вьетнаме же необходим продолжительный переходный период для вызревания новой формации. Соответственно здесь преобладает эволюционный тип развития, остатки административно-командной системы совмещены с рыночной, что придает ей смешанный, гибридный (конвергентный) характер. Характерно, что экономика СРВ благодаря росту высокими темпами увеличивает свои размеры и улучшает показатели по объему и на душу населения, войдя уже в категорию средних. Экономика РФ ввиду слабой динамики роста за более чем 20 лет потеряла прежние позиции и относится сегодня также к группе развивающихся, хотя остается крупной. Вьетнам при сохранении нынешних или близких темпов роста сумеет сделать свою экономику крупной в течение 10— 20 лет[6]. Таким образом, наши страны по уровню, масштабу экономики сближаются: одна повышая позиции, влияние в мировой иерархии, другая отчасти теряя, что требует сотрудничества. Обе страны идут по пути интеграции в мировое хозяйство. В СРВ этот процесс контролируется более жестко, в России слабее — соответственно степени открытости. Но чем выше открытость, тем одновременно больше государство зависит от диктата внешних сил, меньше может обеспечить национальные интересы (что особенно проявилось в России в 1990е г.), и наоборот. Сегодня и РФ, и Вьетнам ищут «золотую середину» в этом вопросе, вследствие чего их возможности и подходы имеют много общего. Вместе удается ослабить негативное влияние центров мирового хозяйства на каждого партнера. Хотя в обеих странах сложилась рыночная экономика, но действуют две её разновидности. В России господствует крупный частный капитал, и власть находится в руках его представителей, она ориентирована на Европу и США, предпочитает рыночное регулирование. В СРВ командные высоты сохраняются за государством, капитализм развивается снизу благодаря активности мелкого, среднего бизнеса, работают механизмы планирования. В отличие от РФ Вьетнам официально привержен курсу на социализм, ориентации на развитые страны Восточной Азии, он больше зависит от Китая, но и активнее защищает свои интересы от посягательств соседа. В СРВ государственное вмешательство в экономику и ограничения на рыночное хозяйство постепенно сокращаются, экономика становится более открытой. В РФ процесс идет в обратном направлении: сначала всё было отдано во власть рыночной стихии, с 2000х годов восстанавливается госрегулирование, т. е. стороны также идут на встречных курсах. Активно внедряется государственно-частное партнерство, при этом государственный капитализм растет как доминирующий уклад. Финансово-промышленные корпорации (группы), получили привилегии и живут за счет госбюджета, показывают низкую эффективность ведения бизнеса, заняты собственным обогащением. Канализация их потенциала для решения задач развития является острой проблемой обеих стран. Вместе с тем последствия кризиса для двух стран оказались далеко не одинаковыми, что и отражает различную степень интеграции каждой в мировую экономику, специфику, а в конечном счете, и эффективность выбранных моделей перехода к рыночной экономике. В России падение мировых цен на основные товары экспорта привело к резкому (почти 8%ному в 2009 г.) сокращению объемов ВВП. Такое падение обусловлено сырьевой структурой экономики и слабым развитием перерабатывающих отраслей, дающих продукцию конечного потребления. Поддержать падающее производство стимулированием внутреннего спроса подобно Вьетнаму и тем самым сохранить высокие темпы экономического роста (4—5%) властям РФ не удалось, как и избежать повторной рецессии в 2012—2013 гг. В СРВ темпы роста экономики, хотя снизились с 7—8 до 5—6% 3 и усилились макродиспропорции, в целом продолжено уверенное развитие. Различие хозяйственной конъюнктуры при однонаправленных тенденциях затрудняет реализацию общих, особенно крупных проектов[3]. Изменения в социальной среде всегда следуют за изменениями в экономической сфере. Эволюция российского и вьетнамского обществ происходила по двум направлениям. Во-первых, по мере перехода к рынку менялось отношение граждан к средствам производства, что видно по материальному положению основных классов общества, и, во-вторых, трансформировалась его социальная структура, происходило формирование среднего класса. Однако, на наш взгляд, ни в одной из двух стран так и не сформировался средний класс, который составлял бы большую часть населения и обеспечивал социальную стабильность в обществе. Наоборот, социальная структура напоминает собой пирамиду, для которой характерно преобладание бедных, социально незащищенных слоев. В СРВ разрыв в доходах верхней (10%) группы населения и нижней составляет 1:15, а в России 1:18, показывая более острые социальные контрасты. Если оценить ситуацию отдельно в городе и деревне, то показатели сильно отличаются в пользу первого, что говорит о большом социальном разрыве между ними. Из данных статистики видно, что в России за чертой бедности живет 13% населения, во Вьетнаме 11%. При этом процесс в период рыночной трансформации идет в противоположных направлениях. Во Вьетнаме доля крайне бедного населения непрерывно сокращалась (до и после мирового кризиса) — в целом в 7 раз, укрепляя социальную стабильность. В России же ранее вполне благополучное и равноправное общество стало жестко дифференцированным, доля лиц со средним доходом резко упала, а бедных выросла. Если оценивать структуру доходов населения РФ по европейским критериям, то за чертой бедности окажется уже 29% населения страны. Таким образом, при наличии внешнего сходства российская модель реформирования, состояние экономики и общества заметно отличаются от вьетнамской[7]. Вьетнам отстает в построении рыночной экономики и уровне развития в целом от России примерно на 20— 30 лет, но быстро подтягивается к нему, де-факто осуществляет догоняющее развитие. К сожалению, Россия тормозит и «приближается» к Вьетнаму по своим возможностям, интересам. Вместе с тем мы обнаруживаем схожесть общественных систем двух стран, растущую с начала XXI века, что означает формирование объективных предпосылок для активизации и расширения взаимного сотрудничества. Вьетнамский опыт как более успешный и гармоничный заслуживает не только изучения, но и применения в России. Главное в нем — комплексный и целостный подход к трансформации общества, обеспечивающий движение по пути социального прогресса. Этот опыт применим для преобразования сложившейся в РФ системы экономического управления и внедрения тех форм производства и отношений хозяйствования, которые ведут к росту и модернизации экономики страны. Очевидна необходимость для России в большей степени учитывать при выборе экономической стратегии, что главной задачей перехода к рынку является кардинальное повышение эффективности развития и экономической динамики, подъем социального благосостояния, а не только достижение либеральных стандартов.
2.2 Особенности
инвестиционного
В инвестиционной сфере на май 2012 г. в СРВ действовало 78 проектов прямых инвестиций из России с объемом зарегистрированных инвестиций 919 млн долл., что ставило РФ на 233е место в списке стран и регионов, инвестирующих во Вьетнам. Всего же на этот момент Россия осуществляла 93 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 2,07 млрд долл., занимая 188-е место из 101 стран и регионов, инвестирующих в СРВ (табл. 3).
Таблица 3.Динамика инвестиций из России во Вьетнам, млн.долл. (Источник: Росстат)
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Инвестиции и инвестиционные доходы |
12,6 |
76,9 |
231,7 |
120,4 |
18,4 |
Прямые инвестиции |
2,3 |
0,6 |
222,1 |
114,9 |
12,1 |
Накоплено инвестиций на конец отчетного периода |
33,9 |
33,4 |
234,2 |
362,7 |
390,3 |
Накоплено прямых инвестиций |
28,9 |
23,3 |
227,9 |
355,5 |
377,6 |
Поступило прямых инвестиций и инвестиционных доходов (всего) |
22,4 |
17 |
36,3 |
38,1 |
23,6 |
Поступило прямых инвестиций |
- |
- |
- |
- |
- |
Накоплено инвестиций на конец отчётного периода (всего) |
11,9 |
15,3 |
24,7 |
55,2 |
196,3 |
Накоплено прямых инвестиций (всего) |
0,1 |
0,1 |
0,09 |
0,1 |
0,1 |
Вьетнамские инвестиции в РФ за прошедшие несколько лет быстро выросли, и если в 2008 г. они составляли около 100 млн долл., то в июле 2012 г. уже 776 млн. На май 2013 г. Вьетнам осуществлял 16 инвестиционных проектов в РФ с общим объемом инвестиций 1,7 млрд долл. В будущем вьетнамские компании планируют внести 1,7 млрд долл в качестве уставного капитала в два проекта по строительству торговых центров в Москве и 2 млрд в СП «Русвьетпетро» 15 . Благодаря тому, что РФ проводит стратегию развития Сибири и Дальнего Востока, для вьетнамских предприятий открывается дополнительная возможность инвестировать и развиваться на ее территории. Правительство России обязалось проводить стимулирующую политику, предоставлять льготы инвесторам в эти регионы в таких отраслях, как текстильная и обувная промышленность, выпуск морепродуктов, мебели и т. п. Множество больших инвестиционных проектов было согласовано и реализуется в обеих странах. Особое место занимают совместные проекты по разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама: • СП «Вьетсовпетро» ведет эффективную деятельность в течение 30 лет; • ОАО «Газпром» и компания ТНККВР реализуют совместные со своими вьетнамскими партнерами проекты по освоению месторождений газа. На территории России нефтегазовое СП «Русвьетпетро» добыло первый миллион тонн сырой нефти. Другое СП — «Газпромвьет» получило сертификат о регистрации и активно приступило к деятельности. В целом, сотрудничество в нефтегазовой области — это блестящий образец вьетнамо-российского экономического взаимодействия. Российское руководство, также как и вьетнамское, удовлетворено его результатами. Обе стороны выражают надежду, что накопленный за время эффективной совместной работы опыт будет успешно применен в других областях двустороннего взаимодействия. Вьетнам, как и другие страны Восточной Азии, вступил на путь активного развития промышленного производства и урбанизации. Для обеспечения этого процесса ему необходимо много дешевой энергии и электроэнергии, в частности. Россия же является одним из ведущих мировых производителей атомного энергетического оборудования и крупнейшим поставщиком энергоносителей[5]. Поэтому развитие сотрудничества в области атомной энергетики, включая возведение на территории Вьетнама первой АЭС и нового Центра ядерной науки и технологий, является приоритетом обеих сторон. Россия подтвердила строгую приверженность выполнению графика работ, а также безопасному и качественному вводу атомной электростанции в строй в установленные сроки. Атомный энергопроект придаст импульс российско-вьетнамской кооперации во многих смежных отраслях, усилит ее модернизационную составляющую. Он призван стать символом дружбы и взаимовыгодного сотрудничества России и Вьетнама в XXI веке. При поддержке правительств обеих стран реализуются совместные проекты по добыче боксита, титана во Вьетнаме, по добыче угля на Дальнем Востоке, а также проекты в электроэнергетической и авиационной областях. Объединенная компания РУСАЛ (ОК РУСАЛ) заинтересована в создании в СРВ бокситно-глиноземного комплекса на базе месторождения Быньфыок на границе с Камбоджей (оценочные запасы бокситов — до 700 млн т). Предполагаемые объемы производства глинозема — 1—1,5 млн т в год, добычи бокситов — 2,5—3 млн т в год. Примерный объем инвестиций — 1,2—1,5 млрд долл. без учета затрат на инфраструктуру. В настоящее время ОК РУСАЛ продолжает работу с компанией «Анвиен» над согласованием плана геологоразведки месторождения. Новым перспективным направлением может стать сотрудничество в области поставок во Вьетнам российской авиатехники. С российской стороны потенциальными поставщиками выступают компании «Ильюшин Финанс Ко.» (самолеты Илл96, Туу204, Анн1488100 на условиях лизинга или экспортного кредитования) и «Гражданские самолеты Сухого» (самолеты «Сухой Суперджетт100»). Российская корпорация «Иркут» предлагает поставлять самолет амфибию Бее200ЧС, а также организовать совместно с заинтересованными местными партнерами сборку беспилотных авиасистем. В ноябре 2010 г. во Вьетнаме прошла презентация нового перспективного самолета МСС21. Кроме того, российская сторона предлагает расширить деятельность СП по ремонту вертолетов «Биенхоа», создать на его основе учебный центр, а также поставлять во Вьетнам вертолеты, в том числе транспортные. В сфере информационных технологий работают российские компании CBOSS, предоставляющая услуги телекоммуникационным предприятиям, и «Softline», занимающаяся распространением лицензионного программного обеспечения, обучением специалистов и консалтингом по использованию информационных технологий. Российские предприниматели, в том числе крупные инвестиционные компании, проявляют интерес к строительству во Вьетнаме гостиниц, туристических комплексов, бизнессцентров и жилых домов[3]. Несколько лет назад девелоперская компания «Миракс» провела проектирование гостиницы в г.Нячанг, а инвестиционно-финансовая компания «Метрополь» подобрала площадку на острове Фукуок для строительства пятизвездочной гостиницы. Стороны решили к 155му заседанию Межправительственной комиссии в 2013 г. разработать проект Дорожной карты торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества до 2015 года. РФ и СРВ настроены на расширение инвестиционного и кредитного сотрудничества, масштабов кооперации в добыче и переработке полезных ископаемых, а также в машиностроительной, топливно-энергетической и других отраслях. Стороны договорились наращивать возможности совместной работы, в том числе используя современные инструменты экономической поддержки (например, государственные гарантии), активнее привлекая международные и российские финансовые институты. Благодаря указанным преимуществам можно ожидать резкого роста двусторонних торгово-экономических отношений в предстоящие годы, как в торговой, так и в инвестиционной сфере. Необходимо создать более прозрачный механизм управления для того, чтобы предприятия более активно искали себе новых партнеров. Возможно, нужна особая политика для госпредприятий, работающих на российском рынке. После того как внесен капитала и уплачен налог на этот капитал, следует вместо налога с оборота применить налог с прироста капитала. Для достижения целей всеобъемлющего стратегического партнерства, двустороннее сотрудничество важно и дальше активизировать, в первую очередь, в передовых для России областях — в атомной энергетике, в электроэнергетике, в освоении природных ресурсов, в авиастроении и в автомобилестроении[5]. Приоритет экономических связей — энергетическая сфера, в том числе не только в сфере добычи энергоресурсов, но и в области их переработки, логистики и реализации.
3. Проблемы и
пути решения
3.1 Современные проблемы внешнеэкономического сотрудничества российских и вьетнамских компаний
В процессе развития отношений между Россией и Вьетнамом выявился ряд проблем, которые нужно внимательно изучить и решить. Прежде всего, недостает взгляда на длительную перспективу развития российско-вьетнамских отношений, стратегии минимум на 10 лет. Россия и Вьетнам в своем сотрудничестве по сей день в большей степени лишь наследуют начатые в советское время проекты, следуют установленным тогда направлениям и формам, так и не создав при этом новых, которые соответствовали бы изменившимся условиям. Это и есть одно из важнейших препятствий на пути развития двусторонних взаимоотношений. Возникли новые международные условия, новые направления сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе, которые вышли за сложившиеся рамки, а значит, требуется свежий взгляд на ситуацию, выявление новых направлений развития российско-вьетнамского сотрудничества. Достойно сожаления, что до сих пор правительства и России, и Вьетнама не выделили средств на должное изучение этих направлений. Механизм российско-вьетнамского сотрудничества претерпел изменения в рыночном направлении, однако все еще остается несовершенным, не соответствует требованиям[2]. Таможенная политика пока не соответствует действительности: Вьетнам в основном ввозит российские машины и оборудование, материалы и сырье, взимая нулевые или очень низкие импортные пошлины, поэтому российские товары попадают во Вьетнам, практически не встречая препятствий. В то же время товары, поступающие из СРВ — текстиль, обувь, сельскохозяйственные и морепродукты и т. д. — наталкиваются на серьезные защитные барьеры. По этой причине вьетнамским товарам очень сложно проникнуть на российский рынок, а Вьетнаму трудно избежать отрицательного баланса в торговле с Россией. Механизм коммерческого кредита и инвестиций во взаимоотношениях двух стран пока не совершенен, поэтому торговым организациям и инвесторам Вьетнама и России очень сложно найти источники капитала, необходимые для их деятельности. Правительства обеих стран еще не уделили должного внимания сбору, экспертизе и распространению информации о торговых и инвестиционных проектах обеих стран, поэтому российские предприниматели не знакомы с вьетнамским рынком, и он им малоинтересен. Коммерческие банки обеих стран пока не нашли подходящего механизма взаиморасчетов, поэтому все торговые и инвестиционные операции приходится совершать через посреднические банки, что ведет к дополнительным расходам. Процедуры прохождения таможенных формальностей в России и во Вьетнаме по-прежнему очень сложны в сравнении с остальными государствами, что негативно воспринимается предпринимателями каждой из стран. Уровень рисков на российском рынке все еще очень высок как в торговле, так и в капиталовложениях[4]. Эти риски вызваны, возможно, несовершенством рыночных институтов в России, сложными процедурами прохождения таможенного контроля, бюрократизмом административного аппарата, а также деятельностью российских криминальных группировок, которая по-прежнему не контролируется. Эти риски увеличивают расходы и потери, что приводит к нестабильной ситуации, в которой вьетнамские предприниматели то получают прибыль, то несут убытки и даже становятся банкротами. Вьетнамские государственные предприятия, все еще сохраняющие монополию внешнеторговой деятельности, постепенно, один за другим уходят с российского рынка, частным же предприятиям очень трудно их заменить. Это объясняет, почему торговлей и инвестированием в самой России по большей части занимаются мелкие частные вьетнамские предприниматели. Правительства двух стран пока не проводят адекватной политики использования и поддержки вьетнамской общины в России и русской общины во Вьетнаме. Вьетнамская община в России насчитывает несколько десятков мелких фирм, несколько сотен тысяч рабочих во многих городах и торговых центрах. Этим людям правительства обеих стран пока не уделяют должного внимания[6]. Политика местных российских властей отличается непостоянством, отчасти жесткостью по отношению к рабочим из Вьетнама и вызывает недовольство вьетнамских фирм и трудящихся. Местные власти не оказывают им должной поддержки и защиты. В то же время правительство СРВ до сих пор не проводит мер по защите интересов вьетнамских граждан в России. Российская община хоть и не встречает во Вьетнаме препятствий для своей деятельности со стороны местных властей, но и политики предоставления льгот высококлассным специалистам и крупным коммерсантам из РФ вьетнамское правительство пока не выработало. Возможно, существуют и другие проблемы в наших отношениях, но, по меньшей мере, именно эти четыре наиболее назрели и должны быть разрешены. Для лучшего понимания проблем вьетнамско-российских экономических отношений сравним их с китайско-российскими отношениями по основным параметрам: китайско-российские торговые отношения также развиваются вяло. Объем двустороннего товарооборота в 1992 году составил 7,6 млрд долл., что равнялось 4,59% внешнеторгового оборота КНР. В 1999 г. доля РФ снизилась до 1,59%, начиная с 2000 года, показатель стал увеличиваться, но в 2003 г. вновь едва достиг 1,85% или 15,67 млрд долл. Торговые отношения России с Китаем развивались лучше, чем с СРВ, по показателям объема экспортно-импортных операций, однако их доля в товарообороте Китая не намного больше, чем доля торговли между Вьетнамом и РФ в товарообороте Вьетнама; • что касается инвестирования, то объем инвестиций Китая в России и наоборот в общем и целом пока мал, количество крупных инвестиционных проектов невелико, а доля успешных среди них низка. На середину 2003 года 503 китайских предприятия осуществляли инвестиции в России на общую сумму 350 млн долл. Россия заа регистрировала в Китае 1471 проект стоимостью инвестиций 760 млн долл., но в реальности было освоено всего 329 млн долл. Россия производит гораздо больше вложений во Вьетнам, чем в Китай, как по зарегистрированному капиталу — 1,6 млрд долл., так и по части его освоения. КНР тоже не устраивает такое развитие отношений с Россией. Китайские ученые видят его причины в механизме сотрудничества, в неблагоприятной инвестиционной среде в России, в том, что РФ и Китай в большей степени конкурируют друг с другом в экономической сфере, нежели сотрудничают. При сравнении вьетнамско-российских экономических отношений является застойное развитие, как торговли, так и инвестиций[3]. Проблема в том, что в течение целого десятилетия, 19900х годов, Россия во внешней стратегии уделяла внимание преимущественно США и Европе, получая огромную финансовую поддержку от европейских стран, от международных организаций и США. Эта поддержка стала важным фактором и легла в основу развития инвестиционных отношений и торговли между Россией и этими странами. Китай и Вьетнам не являлись странами, поддерживающими Россию в финансовом отношении, что и повлияло на развитие взаимоотношений Китая и Вьетнама с Россией. Таким образом, в 1990-е годы двусторонние отношения несли на себе отпечаток советского времени и вступали в новый этап развития, отвечающий ситуации в мире, регионе и в каждой из стран. Несмотря на то, что отношения в сфере торговли, инвестиций, науки, образования и обороны стали развиваться, они совершенно не соответствовали их огромному потенциалу. Правительства РФ и СРВ заключили много новых соглашений, заменивших устаревшие договоренности, но пока их недостаточно, и они не отвечают требованиям развития в новых условиях. Возникло множество вопросов, требующих от правительств наших стран совместного рассмотрения и решения с целью подъема сотрудничества на достойный уровень.
3.2 Концепция развития внешнеэкономических связей России и Вьетнама
Опираясь на вышеупомянутый
анализ факторов, влияющих на развитие
вьетнамско-российских отношений, существующих
проблем и возможностей, сформулируем
ряд предложений по снятию сложившихся
ограничений, чтобы открыть новый этап
сотрудничества. Самое главное и важное
в данном деле — двигаться в направлении
либерализации торговли, инвестиций, международной
интеграции, следуя принципу взаимной
выгоды. Все переговоры на высшем уровне
между двумя странами опираются на эту
важнейшую позицию. Прежде всего, обеспечить
обоюдную экономическую и политическую
выгоду — как в краткосрочном, так и в
долгосрочном плане, и на региональном
и на двустороннем уровне Во времена холодной
войны вьетнамско-советские отношения
строились на основе политического союза,
всесторонней поддержки Советского Союза,
гарантирующего сохранение системы социализма
в Азии[5]. Поэтому Советский Союз и другие
социалистические страны были готовы
оказывать поддержку Вьетнаму, не рассчитывая
на получение экономической выгоды. Но
в настоящее время ситуация изменилась.
Мировой социалистической системы больше
нет, и Вьетнам также больше не является
аванпостом этой системы. Отношения России
с Китаем, Японией, Соединенными Штатами
и др. превратились из враждебных в партнерские.
Россия уделяет больше внимания развитию
сотрудничества с крупными странами, интересы
ее развития тесно связаны с этими странами.
Поэтому выгода России во Вьетнаме, как
в политике, так и в экономике, относительно
уменьшилась в краткосрочном и долгосрочном
плане. Интерес России к Вьетнаму также
стал ниже, чем прежде. Конечно, в последнее
время и в будущем Азиатско-Тихоокеанский
регион, особенно Восточная Азия, будут
продолжать подниматься и играть все более
важную роль. АСЕАН с зоной свободной торговли
АФТА, АСЕМ (Форум «Азия—Европа») тоже
оказывают все более позитивное влияние.
США, Япония, Китай и Европа активизируют
здесь свои действия и увеличивают свое
влияние. В этой ситуации Россия расширяет
связи с государствами Восточной Азии,
особенно с Китаем, Японией, Южной Кореей.
Отношения России с Вьетнамом и АСЕАН,
хотя и укрепились, еще далеки от потенциальных
и отвечающих потребностям развития. Сделать
двусторонние отношения рыночными, либерализовать
их Вьетнамско-советские отношения в период
холодной войны в своей основе не были
рыночными, это была помощь, предоставление
особых льгот. Когда Советский Союз распался
и плановая экономика, построенная по
советской модели, рухнула, то прекратились
и помощь, и особые льготы. Вьетнамско-российские
отношения формировались на основе рыночной
экономики и международной интеграции.
Поэтому торговля между Россией и Вьетнамом
должна вестись на основе цен мирового
рынка, то же касается и капиталовложений
— больше не должно быть никаких особых
льгот. В современных условиях для быстрой
либерализации торговли товарами и услугами,
для оборота капитала, валютного обмена
между Вьетнамом и Россией нужны следующие
предварительные условия: снижение протекционистских
барьеров — и тарифных, и нетарифных. Уровень
этого снижения должен быть выше среднего,
предусмотренного обязательствами перед
ВТО. Если же он будет выше, то когда Вьетнам
и Россия вступят в ВТО, такой шаг не даст
эффекта[1]. Действительно, снижение барьеров
выгодно и России, и Вьетнаму, так как большая
часть вьетнамских товаров, продаваемых
России, таких как продукты сельского
хозяйства и лесоводства, морепродукты,
одежда, обувь, почти не оказывают значительного
влияния на соответствующие отрасли экономики
России. Российские товары, закупаемые
Вьетнамом, такие как оборудование, техника,
сырье и материалы, также почти не оказывают
заметного конкурентного давления на
вьетнамское производство. Снижение защитных
барьеров не только создаст условия для
развития отношений на рыночной основе,
но и принесет выгоду потребителям обеих
стран, которые смогут покупать более
дешевые товары; срок обязательств по
снижению защитных барьеров не должен
быть слишком длинным — примерно 3 года,
он может быть продлен до 5 лет только в
особых сферах. Если срок будет больше
вышеуказанного, то он будет больше срока
обязательств перед ВТО и снижение барьеров
не принесет выгоды; нужен перечень товаров,
для которых барьеры будут ликвидированы
с момента его вступления в силу. Это товары,
в которых заинтересованы обе стороны
и либерализация торговля которыми принесет
конкретную пользу сразу после снятия
барьеров. К данной группе товаров могут
быть отнесены сельскохозяйственные и
морепродукты, кустарно-художественные
изделия, одежда, обувь, поставляемые из
СРВ, и оборудование, техника, вооружение,
сырье и материалы, экспортируемые из
России. Согласовать перечень льготных
проектов взаимного инвестирования Развитие
торговли тесно связано с инвестиционными
отношениями. Инвестиции России во Вьетнаме
на современном этапе в основном сконцентрированы
в нефтегазовой сфере и очень мало идут
в производство с целью дальнейшего экспорта
продукции в РФ. Это и есть основное препятствие
для расширения торговых отношений между
двумя странами. Поэтому необходимо согласовать
перечень льготных проектов для взаимного
инвестирования. На сегодняшний день также
существует мнение, что не нужно предоставлять
льготы России в торгово-инвестиционных
отношениях с СРВ. На практике Вьетнам
предоставил иностранным инвесторам немало
льгот в части и налогообложения, и аренды
земли и т. д. Отдельные партнеры получили
особые льготы, например, Япония, Сингапур
и др. Вьетнамско-американское торговое
соглашение — также пример предоставления
американским фирмам благоприятных условий,
которыми пока не могут воспользоваться
представители других стран. Вот почему
некоторые льготы недоступны российским
фирмам. Кроме того, необходимо учитывать
специфику таких преференций: они должны
быть взаимными и делаться в духе рыночных
принципов[7]. Вьетнам может предоставить
льготы российским инвесторам в следующих
областях: в проектах по строительству
инфраструктуры на условиях ВТО, в особенности
в сфере энергетики; в проектах по разработке
нефтегазовых и рудных месторождений;
в проектах по развитию технологий производства
на экспорт, в том числе в оборонной промышленности;
в проектах по выращиванию и переработке
продуктов сельского, лесного хозяйства
и морепродуктов. Россия может дать вьетнамским
инвесторам льготы в следующих сферах:
переработки и сбыта продуктов в России;
развития малого вьетнамского бизнеса
в России; строительства рынков и супермаркетов
в России. Эти льготы могут касаться налоговых
сборов, ставок земельной аренды, процедуры
регистрации предпринимателей, по меньшей
мере, в форме «без дискриминации» между
российскими и вьетнамскими предпринимателями.
Достичь соглашения по валютному режиму,
кредитам и поддержке торгово-инвестиционной
деятельности Торгово-инвестиционные
отношения между Вьетнамом и Россией могут
эффективно развиваться только при условии
наличия соответствующего валютного режима,
кредитной и иной поддержки. В настоящий
момент этот режим функционирует очень
плохо, что уже оказало негативное влияние
на торговую и инвестиционную деятельность.
Банкам обеих стран необходимо согласовать
режим кредитования, гарантирующий эффективную
поддержку торгового обмена между ними[1].
Он будет стимулировать банки двух стран
к созданию филиалов в России и во Вьетнаме,
поддерживающих торговлю и инвестирование.
Обеспечить прямую или косвенную конвертацию
рубля во вьетнамский донг и наоборот
по операциям текущего счета. Сейчас при
выполнении многих коммерческих сделок
стороны сталкиваются с трудностями в
валютных расчетах и вынуждены нести высокие
расходы на услуги посредников. Предоставить
национальный режим коммерческим банкам
и фирмам РФ в СРВ и наоборот. Ускорить
процесс создания совместных банков двух
стран и в России, и во Вьетнаме. Упростить
таможенные процедуры, въездные и выездные
формальности в обеих странах с целью
благоприятствования. Отменить въездные
и выездные визы для инвесторов и предпринимателей
обеих стран, разрешить им длительное
проживание при деловых поездках. СРВ
может в одностороннем порядке установить
безвизовый режим для туристов, граждан
РФ. Упростить таможенные формальности
на основе общепринятых международных
стандартов и обязательств таможенных
служб обеих стран. Расширить сотрудничество
в сфере образования, науки, технологий
и культуры. Правительствам обеих стран
следует перевести сотрудничество в области
образования, науки и технологий на коммерческую
основу. Российской стороне нужно создать
простой порядок, помогающий вьетнамским
студентам проходить обучение в РФ в различных
формах[2]. Россия может создать благоприятные
условия для экспорта новых технологий
во Вьетнам и их последующего внедрения,
в то же время СРВ должна создавать условия,
благоприятствующие прямому инвестированию
во Вьетнам, в особенности, в сферу высоких
технологий. Расширить культурный обмен
между двумя странами при поддержке правительств
и предпринимательского сектора. Сотрудничать
в подготовке квалифицированных кадров
для экспорта рабочей силы. Расширить
сотрудничество в сфере безопасности
и национальной обороны. Это должно происходить
следующим образом: Россия продолжает
поставлять вооружение во Вьетнам на условиях
двусторонних соглашений. Россия помогает
Вьетнаму готовить все виды кадров. Россия
и Вьетнам могут соинвестировать в совместные
оборонно-промышленные предприятия во
Вьетнаме. Совместно бороться с терроризмом,
наркоторговлей и «отмыванием» денег.
Сотрудничать в области информационного
обмена. Развивать отношения сотрудничества,
особенно между Вьетнамом и Дальним Востоком
РФ. Для развития отношений сотрудничества
между Дальним Востоком России и Вьетнамом
существуют особенно благоприятные условия:
Этому может служить менее затратный морской
транспорт[6]. СРВ находится в тропическом
поясе, а Дальний Восток — в умеренном,
поэтому многие продукты из Вьетнама могут
быть востребованы здесь, особенно продукция
тропического земледелия. Дальний Восток
РФ очень нуждается в рабочей силе для
своего подъема, а Вьетнам может ее предоставить.
Дальний Восток богат ресурсами, в которых
очень нуждается Вьетнам, среди них сырье
и топливо, машины и оборудование. Правительствам
двух стран следует думать о создании
особого режима сотрудничества между
Дальним Востоком РФ и Вьетнамом с целью
облегчить обмен товарами, услугами и
рабочей силой. Этот режим мог бы включать:
Нулевые пошлины на ввозимые на Дальний
Восток РФ из Вьетнама тропические овощи
и фрукты. Политику поощрения и создания
льгот вьетнамским фирмам, ведущим бизнес
на территории Дальнего Востока, особенно
в области добычи нефти, газа и леса. Политику
поощрения труда вьетнамских работников
на территории Дальнего Востока. Создание
вьетнамской стороной льготных условий
для дальневосточных фирм, участвующих
в тендерах на поставку оборудования,
техники, сырья и т. д. во Вьетнам. Стимулировать
российских предпринимателей к участию
в торговой деятельности и инвестировании
во Вьетнаме Российских предпринимателей
пока не очень интересует вьетнамский
рынок, поэтому правительству СРВ нужно
проводить политику стимулирования и
создания льгот для них. Эта политика может
заключаться в следующем: Вьетнам в одностороннем
порядке отменяет въездные визы для туристов
и выдает долгосрочные визы российским
предпринимателям и специалистам[4]. Предпринимателям
РФ предоставляется монопольное право
сроком до 10 лет и более в некоторых сферах
деятельности, например, в производстве
техники для национальной обороны, гидроэнергетике
и т. д. России передается в аренду по льготным
расценкам в благо приятных местах ряд
промышленных зон, которые будут специализироваться
на производстве экспортных товаров в
страны АСЕАН. Некоторым российским компаниям
предоставляется монополия на импорт
и реализацию отдельных видов вьетнамской
продукцию в РФ. Создать совместные группы
специалистов для консультирования своих
правительств в некоторых сферах, регулярной
выработки рекомендаций по мерам расширения
взаимного сотрудничества
Заключение
Информация о работе Внешнеторговые отношения России с Вьетнамом