Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность внешних эффектов;
рассмотреть формы проявления внешних эффектов и их последствия;
проанализировать особенности государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
Кафедра экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: «Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды»
Студент
Руководитель
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28 с., 3 рис., 3 табл., 14 источников.
государственная политика в области охраны окружающей среды, виды внешних эффектов, Внешние эффекты, формы проявления внешних эффектов
Объект исследования — государственная политика в области охраны окружающей среды.
Предметом исследования являются особенности проведения государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
Цель исследования - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Методы исследования: сравнительный анализ, статистический метод, индукция и дедукция.
Исследования и разработки: проанализированы особенности государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь, изучены основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и использование природных ресурсов в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
______________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Решения физических лиц, домашних хозяйств и компаний относительно потребления, производства и инвестиций нередко затрагивают людей, не принимающих непосредственного участия в данной операции.
Иногда эти косвенные эффекты ничтожно малы. Но когда они достигают значительного размера, они могут создавать проблемы, — это то, что экономисты называют внешними эффектами. Внешние эффекты входят в число основных причин вмешательства органов государственного управления в экономическую сферу.
Большинство внешних эффектов относятся к категории так называемых технических внешних эффектов; то есть косвенные эффекты влияют на возможности других лиц в области потребления и производства, но эти внешние эффекты не учитываются в цене продукта. Как следствие, имеются различия между результатами или издержками для частных лиц и результатами или издержками для общества в целом.
Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) — предмет теоретических дискуссий. Сточки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду.
Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство.
Проводимая государственная экологическая политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Данная тема актуальна, так как необходимость осмысления и преодоления сложившейся ситуации выдвинула экологическую проблематику на одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности. Все чаще на различных форумах ученых, общественных и политических деятелей звучат тревожные заявления о том, что совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым поставить цивилизацию перед угрозой гибели. Все более активно обсуждаются социальные проблемы нарастающего экологического и технологического риска.
Цель курсовой работы - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.
При написании работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
Взаимодействие субъектов рыночной экономики порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.
Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект [2, с. 24].
Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага, побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.
Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.
Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.
Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.
Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.
Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC [5, с. 321].
Рисунок 1.1 - Внешние, частные и общественные издержки
Примечание – Источник: [2, с. 31].
Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек.
Рисунок 1.2 - Предельные внешние, частные и общественные издержки
Примечание – Источник: [2, с. 32].
Предельные общественные издержки так же равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.
Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.
Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.
Общественная выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB.
Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в категориях предельной частной выгоды (МРВ=АРВ/AQ), предельной внешней выгоды (МЕВ=AEB/AQ) и предельной общественной выгоды (MSB = ASB/AQ).
Выделяют положительные и отрицательные внешние эффекты.
В случае загрязнения (это традиционный пример отрицательного внешнего эффекта) субъект-загрязнитель принимает решения только исходя из прямых издержек и возможностей для получения прибыли от производства не учитывая при этом косвенные издержки тех, кто понесет ущерб от загрязнения. Общественные — то есть совокупные — издержки этого производства превышают частные издержки. К этим косвенным издержкам, которые не оплачиваются производителем или пользователем, относятся снижение качества жизни, скажем, для владельца дома, находящегося близи дымовой трубы, увеличение расходов на медицинские услуги и упущенные производственные возможности, например, когда загрязнение наносит урон определенным сферам деятельности, таким как туризм. Короче говоря, когда внешние эффекты отрицательны, частные издержки ниже, чем общественные [6, с. 97].
Существуют также положительные внешние эффекты, и в этом случае вопрос заключается в разнице между частной и общественной выгодой. Например, принято считать, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) создают положительные эффекты не только для производителя (как правило, компании, финансирующей исследования). Это объясняется тем, что НИОКР пополняют общую совокупность знаний, что способствует другим открытиям и разработкам. Вместе с тем, частная прибыль фирмы, продающей продукцию, созданную на основе ее собственных НИОКР, как правило, не включает прибыль других сторон, получающих косвенную выгоду. При положительных внешних эффектах частная прибыль меньше, чем общественная.
Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:
1) если есть отрицательный
эффект, нужны дополнительные вложения
капитала со стороны
2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды [14, с. 112].
Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.
В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.
Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер. Так, не существует рынков чистого воздуха, солнечного света, поэтому за их использование производителям ничего не надо платить. В некоторых случаях возникают трудности с определением хозяйствующих объектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственным за кислотные дожди [13, с. 304].
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.
Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды