Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучить сущность внешних эффектов;
рассмотреть формы проявления внешних эффектов и их последствия;
проанализировать особенности государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

внеш эффекты.docx

— 155.17 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [11, с. 49].

Таким образом, по сравнению с 2007 годом, в 2012 году количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократилось на 142 тыс. т. или 9,3 %. Однако показатель выбросов от стационарных источников на единицу территории самый высокий за весь рассматриваемый период. Так, например, по сравнению с 2011 годом в 2012 году его значение увеличилось на 299 кг/м2. Если рассматривать в целом, то показатель образования отходов производства растет за анализируемый период. В 2011 по сравнению с 2007 он увеличился на 16,7 %. Все это сказывается на землях. В итоге значение показателя нарушения земель в результате хозяйственной деятельности имеет отрицательную тенденцию.

Также рассмотрим значение показателей выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по областям.

Таблица 3.2 – Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по областям и г. Минску, тыс. тонн

Область

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Республика Беларусь

388,3

403,7

423,3

408,2

397,0

457,2

377,1

371,1

433,2

Продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Области:

Брестская

34,3

31,2

33,8

29,8

26,4

34,3

28,6

27,1

34,8

Витебская

107,2

105,0

113,6

125,1

109,5

125,5

94,4

92,2

110,4

Гомельская

78,4

97,6

97,6

85,6

84,1

91,2

82,9

85,4

95,4

Гродненская

32,4

36,6

39,2

38,7

40,9

45,0

44,7

43,9

48,3

г. Минск

34,2

38,7

40,3

33,2

37,1

49,4

30,9

25,7

26,6

Минская

57,3

53,5

56,8

55,2

56,0

57,8

51,1

51,9

69,2

Могилевская

44,5

41,1

42,0

40,6

43,0

54,0

44,5

44,8

48,4


Примечание – Источник: [11, с. 53].

Таким образом, больше всего выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Витебской и Гомельской области (110,4 тыс. тонн и 95,4 тыс. тонн соответственно). В целом по республике самое высокое значение данного показателя наблюдалось в 2009 году и в 2012 году (457,2 тыс. тонн и 433,2 тыс. тонн соответственно).

Теперь проанализируем данные по инвестициям в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, млрд р.

Годы

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды

В том числе

на охрану и рациональное использование водных ресурсов

на охрану атмосферно-го воздуха

на охрану и рациональное использование земель

2000

30,2

10,5

8,8

10,1

2005

188,5

86,3

16,9

62,7

2006

179,4

62,7

26,2

82,2

2007

282,3

96,5

93,3

75,1

2008

340,7

135,4

90,5

100,9

2009

448,1

176,9

176,5

81,0

2010

414,9

220,6

93,2

83,0

2011

747,6

241,1

188,4

104,3

2012

883,3

337,3

231,2

240,7


Примечание – Источник: [11, с. 57].

В целом следует отметить, что значение показателя инвестиций на охрану окружающей среды имеет положительную динамику. Так в 2012 году по сравнению с 2000 годом он вырос на 853,1 млрд р. или на 2924,8 %. Больше всего средств направляется на охрану и рациональное использование водных ресурсов.

Согласно Программе социально-экономического развития РБ на 2011–2015 гг. необходимо обеспечить:

  • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
  • совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей; создание системы экологического страхования;
  • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
  • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
  • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнения, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.

Рассмотрим реализацию государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды в Минске.

Стратегия экологической политики города заложена в Генеральном плане г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты. Отличительной особенностью Генерального плана г.Минска является экологоориентированный подход к разработке мероприятий как единого процесса последовательной детализации и уточнения качественной и количественной оценки влияния градостроительного освоения на экологическую ситуацию. При этом планировочные решения и структура застройки, озеленения и обводнения, инженерная инфраструктура и транспортные сети рассматриваются как экологически нацеленные градостроительные средства, реализация которых обеспечивает стабилизацию или улучшение состояния природных сред.

Так, согласно Генеральному плану предполагается

  • вынос за границы города вредных для окружающей среды производств (Минская птицефабрика, Минский завод Октябрьской революции, Станкостроительный завод им. Кирова, Минский дрожжевой комбинат),
  • постепенная реорганизация промышленных зон,
  • развитие оптимальной транспортной инфраструктуры.

Большое внимание уделяется реорганизации системы ландшафтно-рекреационных территорий, представляющих систему благоустроенных озелененных пространств: сады, парки, региональные центры отдыха, физкультурно-оздоровительные комплексы.

В городе разработана и утверждена Схема охраны окружающей среды, где дана комплексная оценка состояния охраны окружающей среды г.Минска и Минского района, на основе которой разработаны мероприятия по реализации проектных решений Генерального плана г.Минска, имеющих экологическую направленность.

В Схеме разработана система регулирующих зон охраны окружающей среды:

  • природоохранные зоны (особо охраняемые природные территории);
  • зоны водоохранные (прибрежные полосы, зоны санитарной охраны водозаборов);
  • зоны санитарно-защитные;
  • зоны неблагоприятного экологического воздействия.

Для улучшения экологической ситуации этих районов разработаны приоритетные мероприятия, основными из которых являются следующие:

  • снижение санитарного класса предприятий производственных зон в соответствии с регламентами Генерального плана до 5, 4 класса;
  • повышение санирующей эффективности озеленённых территорий за счет увеличения плотности посадки зеленых насаждений;
  • формирование 1-го и 2-го транспортных колец с целью максимальной защиты центрального ядра города от транзитного транспорта, устройство перехватывающих стоянок;
  • снижение выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем реализации воздухоохранных мероприятий, совершенствования технологических процессов.

Так, для приведения экологических параметров предприятий в соответствие с проектными регламентами Генерального плана требуется экологическая модернизация более 200 предприятий, что позволит сократить площадь санитарно-защитных зон от промышленных предприятий. В настоящее время санитарно-защитные зоны предприятий занимают около 5 тыс. гектаров территории города.

Одна из острых проблем города - загрязнение атмосферного воздуха выбросами от передвижных источников. Согласно статистическим данным выбросы автотранспорта столицы составляют более 85 % объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Минска, причём основную долю (80%) в транспортном потоке составляет индивидуальный автотранспорт.

Ключевыми направлениями решения этой проблемы являются:

  • повышение технического уровня производимой автотранспортной техники,
  • ускоренное выведение из эксплуатации старых автомобилей,
  • улучшение качества традиционных видов топлива,
  • совершенствование организации дорожного движения.

Так, продолжается строительство новых станций метрополитена, установилась стойкая тенденция в обновлении городского автобусного парка. В настоящее время более 50% от общего количества дизельных автобусов оснащены двигателями стандарта «Евро-3» и «Евро-4».

Кроме того, результаты ежегодно проводимой операции «Чистый воздух» на предприятиях и дорогах города показывают на устойчивую динамику снижения количества автомобилей, эксплуатируемых с нарушением норм токсичности и дымности. Так, в 2012г. с нарушением требований стандартов выявлено бензиновых автомобилей 5,0% от проверенных и дизельных 5,1% от проверенных.

Наша страна является стороной Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. С целью выполнения международных обязательств, а также выполнения требований Директивы № 3 Президента Республики Беларусь об экономии энергоресурсов функционирует добыча свалочного газа на полигоне Тростенец с выработкой электроэнергии мощностью 1 МВт. Аналогичный комплекс будет построен и на полигоне «Северный».

На ближайшую перспективу приоритетными направлениями в водной сфере являются:

  • перевод водоснабжения города на подземные источники
  • строительство станций обезжелезивания
  • продолжение строительства пусковых комплексов Минской очистной станции
  • повышение эффективности работы локальных очистных сооружений.

Для снижения вредного воздействия на атмосферный воздух, дополнительного вовлечения альтернативных видов энергии в хозяйственный оборот закончено строительство малой ГЭС на водовыпуске Минской очистной станции, до 2015 г. планируется внедрение биогазовых установок на очистных сооружениях г. Минска.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении исследования по выбранной теме сделаем следующие выводы:

Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества.

Информация о работе Внешние эффекты. Государственная политика охраны окружающей среды