Внешние эффекты в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– Раскрыть внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики;
– Определить положительные внешние эффекты;
– Показать отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 9
2.1. Сущность положительных внешних эффектов. Примеры 9
2.2. Постановка вопроса о справедливом распределении ресурсов 11
ГЛАВА 3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 15
3.1. Сущность отрицательных внешних эффектов 15
3.2. Государственное регулирование отрицательных внешних эффектов 17
ВОПРОСЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

курсовая микро.docx

— 103.09 Кб (Скачать файл)

развивающиеся страны, власть которых находится под влиянием ТНК. Природная рента - это сверхдоход, который реализуется сверх нормальной прибыли через цены товаров, которые производятся на основе использования ограничения разнокачественных природных ресурсов (какие можно монополизировать).

На связь природной ренты с монопольными условиями задолго до возникновения ТНК указывал А. Смит. Рента, по его словам, рассматривается как плата за пользование землей, обычно является наивысшей суммой, которую способен заплатить арендатор при данном качестве земли. Определяя условия договора, землевладелец стремится оставить арендатору лишь часть продукта, достаточную для возвращения вложенного капитала, который используется им на семена, на оплату труда и покупку скота, а также другого сельскохозяйственного инвентаря и для получения обычной для данной местности прибыли на вложенный в сельское хозяйство капитал. Таким образом, земельная рента как плата за пользование землей является монопольной ценой. Она никоим образом не соответствует тому, что землевладелец потратил на улучшение земли или чем бы он мог удовлетвориться. Она определяется тем, что фермер способен заплатить за землю[9]. Он отмечал, что возможность получения сверхдоходов обеспечена монопольными условиями, в которых осуществляются операции с землей.

Как указывал в свою очередь основоположник английской классической политической экономии В. Петти, монополия означает исключительное право продажи. Человек, который владеет этим правом, может продавать товар, на который это право распространяется, оценивая его, как ему заблагорассудится, или по той цене, которая ему понравится, или делая и то и другое в пределах позволенного[10].

Использование Ю.В. Яковцом дефиниции "экологическая антирента" является противоречивым с позиции ее соответствия экономическому содержанию категории "рента".

Под экологической рентой для отображения в бухгалтерском учете предлагаем понимать

доход субъектов хозяйствования, который возникает в результате присвоения эколого-экономического эффекта от эксплуатации разнокачественных составляющих окружающей природной среды.

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «экологическая составляющая должна стать важным элементом повышения качества жизни людей, конкурентоспособности национального производства и страны в целом»[11].

В качестве одной из важнейших концепций, способствующих устойчивому развитию социально-эколого-экономической системы (СЭЭС) (в первую очередь предприятия), современные авторы[12] рассматривают концепцию менеджмента качества. При этом под менеджментом качества следует понимать особый вид управления СЭЭС, осуществляемый в условиях динамически развивающихся рыночных отношений с целью формирования у неё характеристик, отвечающих требованиям заинтересованных сторон, удовлетворяющих их потребности и отличающих данную систему от СЭЭС того же вида.

Современный этап развития этой концепции связан с всеобщим менеджментом качества (Total Quality Management, TQM), направленным на удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и работников. Принципы, ценности и идеи TQM вобрала в себя возникшая в начале 90-х годов ХХ века концепция экологического менеджмента, которая расширила сложившиеся представления о качестве и представляет новую философию управления экономикой, производством и обществом по целям, критериям и приоритетам развития экологических процессов. Данная концепция, демонстрирующая возможность достижения положительных результатов в экологической деятельности, должна выступать в качестве базовой концепции в сфере обеспечения экологической устойчивости СЭЭС. При этом не отрицается опосредованное влияние экологического менеджмента и на экономическую, социальную и институциональную устойчивость СЭЭС[13].

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

 

 

 

3.1. Сущность отрицательных внешних

эффектов

 

 

 

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска (рис.4).

[pic]

 

Рис.4. Отрицательный внешний эффект[14]

 

 

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB.

Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

В точке Е2 последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо

продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Возникновение внешних эффектов или внешних затрат характерно, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара. В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Таким образом, внешние (побочные) эффекты - ущерб от производства какого-либо блага, который приходится нести людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

 

 

 

3.2. Государственное регулирование отрицательных внешних эффектов

 

 

 

Выделают следующие формы государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и

облекают их в виде административных приказов.

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с цепью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.

Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов, нижестоящим для их окончательного сбалансирования.

В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на

инвестиционные субвенции.

Субсидия - особая форма связи - финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами[15].

Таким образом, административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог - налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Любая сфера экономической деятельности, может стать источником получения сверхдоходов. Только при условиях чистой конкуренции ценность (стоимость) товара состоит лишь из жертв рабочих и содержания предпринимателей. В случае возникновения любой монополии, в частности монополии собственности на землю, возникает избыток между ценностью продукта и расходами на его производство, что он и назвал рентой. Следовательно, рента возникает не только при использовании земли, а везде, где существует монополия.

Беззаботность транснационального бизнеса связана с наличием в его распоряжении большого капитала. Таким образом, доступ к природным ресурсам обеспечивается благодаря концентрации финансовых и производственных ресурсов, которые обеспечивают исключительные конкурентные позиции.

В середине 1950-х гг. в 28 корпорациях работало около 10% общего количества работников, занятых в обрабатывающей и добывающей промышленности, розничной и оптовой торговле. В 23 корпорациях работало 15% всего количества занятых в обрабатывающей промышленности. В 1960 г. на долю четырех корпораций приходилось около 22% суммарных расходов промышленности на научно-конструкторские работы. На 384 корпорации

приходилось 85% этих расходов, каждая из которых насчитывала 5 тыс. и больше работников. На долю 260 тыс. фирм с количеством работников менее 1 тыс. приходилось всего 7%[16].

В 1965 г. валовой доход трех промышленных корпораций - "Дженерал Моторс", "Стандарт ойл оф Нью-Джерси" и "Форд Мотор Компании" - превышал валовой доход всех американских фирм. В 1963 г. доход "Дженерал Моторс" составил 20,7 млрд долл. США и был почти равен доходу трех миллионов самых мелких фирм страны, т.е. доходу приблизительно 90% всех фирм.

В середине 1990-х гг. совокупные активы десяти наибольших ТНК мира составляли 33,3 трлн долл., а их совокупный доход - 14,4 трлн долл. Очевидно, что эти масштабы существенно превышают масштабы и политическое влияние подавляющего большинства стран мира. На ТНК приходится приблизительно половина мирового промышленного производства, 63% внешнеторгового оборота. Под их контролем находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% рынка чая и олова, 75% сырой нефти, натурального каучука и бананов[17].

Такие результаты являются следствием существования связи между предпринимательской корпорацией и государством, которая была, по словам видного американского экономиста-теоретика Дж. Гэлбрейта, преимущественно денежной. Государство могло предлагать много чего, что обеспечивало денежную выгоду, а с помощью налогообложения и регулирования оно могло помешать получению прибыли. Предпринимательская корпорация была способна оплачивать то, что ей было необходимо. Она имела перед собой мало законодательных и других барьеров, которые бы могли помешать ей действовать таким образом.

Существующая монополия, связанная с наличием политического капитала в руках отдельных субъектов хозяйствования, обеспечивает им первичное право доступа к природным ресурсам, а также установлению на законодательном уровне минимальных размеров платежей за использование этих

ресурсов, а также загрязнение окружающей природной среды.

По уровню экологизации налоговой системы Россия существенно уступает европейским странам. Средний размер экологических налогов в странах ЕС составляет 3% ВВП, или 7% от суммы налоговых поступлений. В РФ сбор за загрязнение окружающей природной среды за 2006 - 2009 гг. в среднем составил лишь 0,5% от общей суммы налоговых поступлений[18].

Исследуя проблемы долгосрочного социально-экономического прогнозирования, российский экономист, академик РАН Д.С. Львов обращает внимание, что на практике значительная часть рентного дохода проходит мимо государственного бюджета, присваивается владельцами нефтяных, газовых, рыболовецких, металлургических, лесоперерабатывающих компаний и в огромных объемах вывозится за границу.

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике