Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:09, контрольная работа
Внешний долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. Причиной возникновения внешнего долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Внешний долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, внешний долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие, сущность, классификация внешнего долга……………………….5
1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга………...………..5
1.2 Методы управления государственным внешним долгом…………………11
1.3 Социально-экономические последствия внешнего долга………………...13
2.. Совершенствование политики управления внешним долгом Росси……15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный внешний государственный долг – внешний государственный долг, по которому срок платежа еще не наступил.
Текущий внешний государственный долг – внешний государственный долг, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году.
1.2 Методы управления государственным внешним долгом
Внешний долг – то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами – действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.
Поэтому управление государственным долгом в последние годы в центре внимания российской экономической дискуссии. Основные методы управления представлены ниже.
Основной, традиционный метод – выплата долгов за счет золотовалютных резервов, что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства.
Другой метод – это реструктуризация, система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов), что дает время государству для накопления и увеличения средств, предназначенных к выплате.
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника). Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
Допустим вариант выкупа долга с привлечением третьих стран – должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность.
Еще один метод управления госдолгом – конверсия, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале. Так как Россия согласилась взять на себя обязательства по долгам СССР в обмен на признание ее прав на все его финансовые активы, то соответственно у СССР были страны-должники, которые задолжали около 50 млрд. долларов. Поэтому вполне резонно начать переговоры с зарубежными кредиторами о конверсии российских долгов советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры особенно актуальны в связи с тем, что на Западе давно говорят о 100-процентном списании межгосударственных долгов беднейших стран мира, в число которых попадают многие должники России.
1.3 Социально-экономические последствия внешнего долга
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. Государственный долг может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику". Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
1. Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших
кредиты, при принятии решений
в области экономической
2. Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
3. Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических
показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
4. Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
5. Дестабилизируется денежно-кредитная ситуация;
6. Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.
Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
1. Отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
2. Разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований.
2. Совершенствование политики управления внешним долгом России
Внешний долг России сегодня и его урегулирование является одной из наиболее актуальных и сложных проблем, как для современной российской экономики, так и для её будущего, особенно в период активной работы, проводимой правительством РФ в настоящее время по досрочному погашению задолженности Парижскому клубу кредиторов. Более того, в вопросах обслуживания, урегулирования и сокращения внешнего долга России в значительной степени сконцентрированы не только проблемы чисто экономического характера, но и во многом политические проблемы, связанные с сохранением достойного места и активной роли нашей страны в современном неспокойном мире, её действительной экономической безопасности и политической независимости.
Таким образом, внешний долг – это не только фундаментальная экономическая, но и политическая проблема, требующая комплексной, всесторонней оценки.
Проблема внешнего долга является одной из глобальных проблем современного мирового хозяйства. Характерно, что крупными должниками являются не только развивающиеся страны, но и такие государства как США, Канада, Германия, динамично развивающийся Китай и другие. Однако, если развитые страны имеют значительный ВВП, крупномасштабный экспорт, высокую степень доверия к обслуживанию ими своего долга, то у менее развитых стран-должников ситуация принципиально иная: они готовы брать в долг под высокий процент, но часто оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам. В результате возникает безвыходная ситуация «долговой петли».
Анализируя современные проблемы внешнего долга России, его обслуживания, сокращения и урегулирования, необходимо в максимальной степени учитывать тот фактор, что внешний долг, так или иначе, отражает системные тенденции в развитии экономики страны. В нем находят своё проявление общие макроэкономические проблемы, эффективность экономического развития государства, ситуация, складывающаяся во внешнеэкономической сфере, соотношение внешних активов и пассивов. В конечном счете, внешний долг - это продукт конкретной экономической политики, которую проводит государство на определенном этапе развития.
В основе решения проблемы внешней задолженности в долгосрочно плане должна лежать необходимость всемерной поддержки и реализации отечественного научного и инновационного потенциала, активизации инвестиционной деятельности, прежде всего в реальном секторе экономики и на этой основе перехода к устойчивому экономическому росту. Если России не удастся этого добиться, и мы будем пытаться «держаться на плаву» за счет экспорта топливно-сырьевых и энергетических ресурсов, то итогом станет скатывание нашей страны на периферию мирового хозяйства. Реальность мирового хозяйства такова, что страны, которые не обладают собственным мощным научно-техническим, инновационным потенциалом или которым не удается (или им не дают) этот потенциал реализовать, вынуждены вступать в отношения неэквивалентного внешнеэкономического обмена, выплачивая монопольную ренту производителям наукоемких товаров за счет реализации своих природных и человеческих ресурсов, составляющих национальное богатство.
Наличие внешней задолженности является одним из негативных элементов совокупности присущих экономике России. Не противодействуя «бегству» капитала, трудно говорить об инвестировании в национальную экономику, эффективном экономическом росте, наращивании экспорта и на этой основе решать проблемы внешнего долга. Ввиду ограниченности источников погашения внешнего долга, сложно решать вопросы обслуживания и сокращения внешнего долга в условиях обнищания значительной части населения (и опасности социальных потрясений), нехватки средств на финансирование образования, здравоохранения, обороны, жилищно-коммунального хозяйства, ипотечного кредитования. Учитывая отмеченные обстоятельства, можно говорить о том, что проблема внешнего долга – это, в определенной степени, проблема ответственности руководства страны перед нынешним и будущими поколениями граждан России.
Положение о том, что внешняя задолженность - это общемировая проблема, а современная мировая экономика - это долговая экономика, объективно. Суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств, составивший в мировой экономике в 2005 г. около 8,4 трлн. долл. (в 1993 г. чуть более 2 трлн. долл.) тому свидетельством. Но для России проблема внешнего долга имеет особый смысл, поскольку речь идет о сохранении одной из ранее ведущих стран мира своего экономического суверенитета, возможности проводить в дальнейшем самостоятельную экономическую политику. Масштабы российского внешнего долга и необходимость отвлечения на его обслуживание огромных средств резко ограничивают возможности проведения эффективной структурной, научно-технической, социально-экономической политики. Поэтому решать проблемы внешнего долга надо как можно эффективнее и оперативнее, основываясь при этом на мировом опыте урегулирования внешних долгов и используемых при этом инструментов.
Одним из инструментов, используемых при погашении внешней задолженности России, учитывающим ее специфику может быть создание и работа создание двухуровневой организационной структуры по управлению внешней задолженностью с учетом состояния экономики государства.
Первый уровень – подчиненный правительству на базе Министерства финансов, занимающийся выработкой стратегических решений по управлению задолженностью, второй – создаваемое на базе Внешэкономбанка государственное долговое агентство для оперативного управления долгом. Таким образом, управление и снижение внешнего долга в рамках двухуровневой структуры будет происходить либо в соответствии с жесткой координацией различных ведомств, имеющих отношение к внешнему долгу, в рамках существующей структуры органов власти (первый уровень), либо посредством независимого подразделения (агентства), которому будет поручаться вся работа по оперативному управлению долгом (второй уровень). Работа любого уровня системы управления должна основываться на непрерывном анализе конъюнктуры рынков капитала, использовании новейших приемов финансового инжиниринга и строгом учете всех финансовых потоков как прошлых и настоящих, так и будущих.
Создание данной двухуровневой системы управления внешней задолженностью в России объясняется тем, что в определенный период экономического развития страны может существовать и работать один из вышеперечисленных уровней структуры управления внешним долгом. Так, на этапе экономического развития и подъема, благоприятных цен на энергоносители будет целесообразна работа в соответствии с жесткой координацией различных ведомств, имеющих отношение к внешнему долгу, в рамках существующей структуры органов власти. Это объясняется отсутствием необходимости в дополнительных усилиях по разработке различных универсальных программ и расчетов по обслуживанию долга, поиска средств и источников для погашения задолженности (состояние относительной мобильности).
При изменении экономической ситуации в стране в негативную сторону в связи с преодолением внутренних и внешнеэкономических кризисов, снижения цен на энергоносители на мировом рынке, ограничение квот на разработку и добычу нефти оправданным будет оперативное управление внешним долгом через отдельное, специализированное и независимое подразделение (агентство) при правительстве Российской Федерации. Отличительной особенностью данной структуры должен стать фактор узкой специализации и направленности данного подразделения, оперативность и четкость при работе в быстро изменяющейся экономической ситуации, наличие высококвалифицированных специалистов при принятии решений, отсутствие излишней бюрократизации в процессе реализации вышеуказанных мероприятий.
Создание единой системы управления долгом даст возможность осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, а также осуществлять управление государственным долгом с учетом соотношения объема внешней и внутренней задолженности с ресурсами государства.
Создание единой системы управления государственным долгом РФ, направленной на оптимизацию структуры долга и расходов на его погашение и обслуживание, на наш взгляд, должно базироваться на следующих элементах:
• создание единой информационной системы, включающее ежедневную информацию об операциях по размещению, погашению и обслуживанию государственных внешних заимствований;
• единая методология планирования показателей государственного внешнего долга РФ;
• единая система учета операций по привлечению, погашению и обслуживанию заимствований РФ;
• скоординированная программа государственных заимствований РФ.