Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:42, реферат
В любой стране существуют проблемы и трудности, которые необходимо решить и преодолеть, чтобы занять достойное место в мире. Это проблемы экономического, социального, политического, духовного характера, которые очень важны, взаимосвязаны и требуют решения. Однако меня, как будущего экономиста, интересуют больше проблемы экономического характера. Они достаточно разнообразны: проблема занятости, устойчивости экономического роста, поддержания спроса, развития всех сегментов финансового рынка, проблемы платежного баланса, проблема накопленных Россией долгов в результате внешних и внутренних займов и т.д. Я хочу заострить свое внимание на проблеме государственного внешнего долга России, ведь она является одной из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране.
задолженности и долговых платежей с ВВП - основной показатель финансовой устойчивости государства.
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997г. внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998г. внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу
). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998г. составил уже - $156,6 млрд., а в 1999г. достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997 – 1998гг. затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
С 2000г. благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России.
Глава 3. Кредиторы Российской Федерации
За последние годы инвесторы стали намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателей страны, чему способствовали высокие цены на нефть.
Однако основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.
3.1 Парижский клуб
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам.
Интересным моментом выступает подписание первым вице-премьером России А. Чубайсом в сентябре 1997г. в Гонконге "Меморандума о взаимопонимании .", определяющего условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. Это означает, что Парижский клуб принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их ВВП на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на $60 млрд. Итак, это был первый итог вступления в этот клуб.
Долг России Парижскому клубу составил на тот момент $38 млрд. и Россия взяла на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около $2,7 млрд. ежегодных выплат Парижскому клубу. Хочу заметить, что даже Советскому Союзу - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.
Другим ущемляющим интересы России фактом Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей.
И, наконец, в соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения с кредиторами Парижского клуба, Россия фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России "двери" по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020г. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов.
В мае 2005г. в результате переговоров было подписано Соглашение о досрочном погашении долга. Хотя никаких скидок за досрочное погашение страна не получила (выплатила $15 млрд.), это позволило сэкономить в 2006г. около $6 млрд. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга. Достичь договоренности с Парижским клубом было непросто, однако в итоге стороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.
Россия надеется, что в 2007г. ей разрешат досрочно погасить еще $10 млрд. долга. Вероятность этого очень высока, тем более что досрочные погашения становятся для Парижского клуба обычным делом, ведь Парижский клуб заключил соответствующие соглашения с Перу и Польшей.
3.2 Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков. Этот клуб сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского клуба Лондонский занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. На сегодняшний день в него входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет. Банковский консультативный комитет является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель Банковского консультативного комитета - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991г. На тот момент эти долги составляли - $32.3 млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992г. Осенью 1994г. на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей, всего в рамках Лондонского клуба было предоставлено 21 отсрочка.
В ноябре 1995г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали «Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга» ( предполагалось частичное списание долга) бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты. А 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве Соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам - 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части:
основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN);
проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN).
Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997г. эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства.
В 2001г. долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженнос
ть была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того, что некоторые кредиторы по ряду причин не успели обменять принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись $18,3 млрд. и $2,8 млрд. соответственно.
В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.
3.3 Международный валютный фонд
Международный валютный фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944г. в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
На сегодняшний день Международный валютный фонд:
координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом;
консультирует своих членов по различным экономическим вопросам.
Ресурсы Международного валютного фонда состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. Международный валютный фонд использует несколько механизмов финансовой помощи:
программы обычного кредитования «stand-by»;
программы расширенного кредитования «EFF»,
программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки «ESAF» и механизм финансирования системных преобразований «STF»);
компенсационное и чрезвычайное кредитование «CCFF»;
дополнительное резервное кредитование «SRF».
Кредиты Международного валютного фонда могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной этим Фондом).
Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи Международного валютного фонда с 1992-1998гг., однако кредитование России было приостановлено в 1999 г. С 2000г. отношения России с Фондом вступили на новый этап, отличающийся двумя особенностями:
о значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности;
со стабилизацией валютно-финансового положения России.
Задолженность России Международному валютному фонду на 1 января 2003г. составила $6,5 млрд.
Вступление России в Фонд способствовало стабилизации денежного обращения и перестройке ее экономики, а одним из существенных факторов, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности( Россия подписала соглашение о реструктуризации задолженности как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов).
История кредитных отношений России с Международным валютным фондом показала, что консультации и поддержка на уровне экспертов, нередко заканчивались большими проблемами для России и перестав быть заемщиком Фонда, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов.
31 января 2004г. Россия полностью погасила долг Международного валютного фонда в размере $3,3 млрд., что сэкономило $204 млн. процентных платежей
3.4 Коммерческие кредиторы
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неeплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в $4 млрд. (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около $1,8 млрд. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются:
UBS;
AG/Zurich;
HERMES/Hamburg;
GML;
Ltd/London;
Eurobank/Paris;
EKF/Copenhagen;
FIMET/Helsinki;
VOSTOK/Praha;
Mediocredito Centrale/Rome;
Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.
12 апреля 2001г. в Лондоне
на Форуме коммерческих
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1 января 2007г. составила коммерческая $1,1 млрд.
3.5 Всемирный Банк
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.
Наряду с Всемирным Банком группа Международного банка реконструкции и развития включает в себя:
Международную финансовую корпорацию;
Международную ассоциацию развития;
Многостороннее агентство гарантий по инвестициям;
другие международные финансовые организации.
Решения во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, США имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.
Примечание: В 1996-1998гг. Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.
Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку на 1 января 2006г. составили $5,7 млрд.
Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России