Внешняя торговля Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить современное состояние экономики Германии и ее мирохозяйственные связи в начале XXI века.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить экономику Германии и роль внешней торговли;
2. Рассмотреть развитие внешнеэкономических связей и внешнеторговую политику Германии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономика Германии и роль внешней торговли………………………..5
2. Развитие внешнеэкономических связей и внешнеторговая
политика Германии…………………………………………………………….9
3. География внешней торговли Германии………………………………..20
4. Внешнеторговые связи России и Германии…………………………….31
Заключение………………………………………………………………….….36
Список использованной литературы…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля Германии.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Критики экономического положения Германии указывают в  особенности на по-прежнему высокие  предельные ставки германского налога на корпорации. Но реальное налоговое бремя, индикаторами которого служат якобы номинальные предельные ставки, явно переоценивается, так как существуют разнообразные исключения и великодушные возможности для амортизационных отчислений. Сравнение реального налогового бремени указывают на относительно высокое налогообложение тезаврированных, а не выплаченных в виде дивидендов прибылей компаний, имеющих юридический адрес в Германии. Но даже высокое налогообложение не обязательно оказывает негативный эффект на инвестиции, если за счет налогов финансируется одновременно улучшение инфраструктуры.

 

 

 

3. География  внешней торговли Германии

«Внешняя торговля - это фундамент и залог развития нашей экономики и общественной стабильности», - эти слова, сказанные министром экономики Германии Л. Эрхардом в 1953 году, в какой-то мере предопределили роль внешней торговли в экономическом развитии Германии.5 Именно реформы Эрхарда в значительной степени способствовали послевоенному восстановлению страны: Германия, побежденная второй раз в мировой войне, потерявшая более одной десятой своего населения, более половины промышленного потенциала, деморализованная, разделенная на четыре зоны оккупации, до конца 40-х годов находилась в тяжелейшем положении, однако уже к началу 60-х вернулась в десятку наиболее экономически развитых стран мира. Усиление ориентации немецкого производства на внешний рынок явилось одним из основных факторов формирования народного хозяйства Германии в этот период.

«Экономическое чудо», которое в 50-е годы демонстрировала  Германия, в немалой степени было обеспечено углублением участия страны в международном разделении труда. Со второй половины двадцатого века Германии входит в число лидирующих торговых держав мира, а объемы экспорта и импорта страны на протяжении последних пятидесяти лет росли беспрецедентно высокими темпами. Так, с 1950 по 2000 год импорт Германии увеличился почти в 90 раз, а экспорт – более чем в 150 раз, при этом рост внешней торговли по темпам опережал рост ВВП, и ее доля в этом показателе увеличивалась. Внешняя торговля Германии характеризуется постоянно возрастающим положительным сальдо внешнеторгового баланса, которое достигло рекордной величины в 122 миллиарда евро в 2002 году.

По величине внешнеторгового оборота Германия занимает второе место в мире. На сегодняшний день около 24,3% рабочей силы Германии занято в экспортной отрасли. Иными словами, каждый четвертый рабочий зависит от экспорта страны, а для промышленных отраслей эта доля еще выше.

Первоначально одним  из важнейших факторов, содействовавшим  быстрым темпам развития внешней торговли Германии, явились выгодные ценовые условия конкуренции: в течение более чем 20 лет благоприятную роль играл заниженный паритет немецкой марки, и германские товары при быстром росте цен на мировом рынке становились более дешевыми по сравнению с товарами других стран. Однако в 70-е годы ситуация изменилась. В результате неоднократной ревальвации марки этот фактор перестал действовать, и международная конкурентоспособность Германии значительно упала, в первую очередь по дорогостоящей технически передовой продукции. Конкурентные позиции на мировом рынке смогли удержать лишь такие отрасли как транспортное машиностроение, химия, в меньшей степени – электротехника.

В настоящее время  по конкурентоспособности Германии уступает CIIIA, Швейцарии, Японии и ряду восточно-азиатских стран. Лидирует Германия на тех рынках, где главными являются неценовые факторы конкуренции: высокие эксплуатационные качества изделий, надежность, строгое выполнение сроков поставки, надежный технический сервис. Наиболее прочные позиции на мировом рынке германские компании занимают в экспорте разнообразных по номенклатуре промышленных товаров: продуктов синтетической химии, оптико-механических изделий, станков, автомобилей, изделий бытовой химии, медицинского оборудования. При этом конкурентоспособность определяется, прежде всего, продукцией мелких и средних предприятий.

Таким образом, внешняя  торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой опережает другие отрасли экономики и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных отраслей. Как показывает статистический анализ, рост валового внутреннего продукта Германии практически привязан к изменениям его экспортной составляющей. Эта особенность экономического развития Германии объясняется огромным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития производительных сил Германии в условиях насыщенности внутреннего рынка. Следует отметить, что в последние годы негативные проявления наличия высокой доли экспорта в ВВП Германии стали более очевидны: с углублением мирохозяйственных связей растет и влияние внешнего фактора на экономику страны.

Товарная структура  внешней торговли: специфика и  тенденции развития

Товарная структура  внешней торговли Германии характеризуется  преобладанием готовой продукции, которая составляет 90% объема товарооборота  страны. Из них 56% приходится на машины и оборудование, 22% на сырье и полуфабрикаты, 14% – промышленные товары широкого потребления.

Структура импорта. Германия выступает вторым по величине импортером мира. За 2002 год в Германии было импортировано товаров и услуг на 522 миллиарда евро. За последние годы импортная квота существенно возросла для многих отраслей. В обрабатывающей промышленности она увеличилась до 22%, в авиакосмической – до 80%. Увеличение импортной квоты объясняется интенсификацией внутриотраслевой специализации, которая приводит к росту торгового обмена среди одних и тех же товарных групп. Многие из экспортных отраслей одновременно являются и крупными импортерами.

Рассмотрим основные тенденции, характерные для развития импорта в Германии. С 1960 по 2002 год  его товарная структура подверглась  значительным изменениям.6 Более чем в три раза сократилась доля сырья в общем объеме импорта, что обусловлено внедрением в производство ресурсосберегающих технологий, снижением материалоемкости во многих отраслях промышленности. Тем не менее, по основным видам сырья для Германии характерна высокая импортная зависимость: страна удовлетворяет за счет ввоза из других стран около 90% своей потребности в сырой нефти, свыше трети потребности в нефтепродуктах и около двух третей потребности в природном газе. Наибольшим уровнем импортной зависимости отличаются продукты черной металлургии и химической промышленности. Германия выступает на мировом рынке как крупный импортер целого ряда химических продуктов, наибольший вес среди которых имеют продукты органической химии. В целом за последние 30 лет импорт химических продуктов возрос с 2 миллиардов марок до 55 миллиардов евро.

Благодаря усилению процессов  международного разделения труда в  германском импорте постоянно росла  доля машин, оборудования и транспортных средств, причем динамика ввоза этих товаров примерно в 2,5 раза превышала динамику всего импорта Германии. На сегодняшний день страна покрывает более половины своей потребности в различного рода оборудовании за счет импорта из других стран.

Примерно в три раза сократилась в импорте доля продовольственных  товаров – с 22,7% в 1960 году до 7,5% в 2002, что связано с реформированием и интенсификацией аграрного сектора после объединения Германии.

Высокой динамикой роста  отличался импорт различных потребительских  товаров: их удельный вес с 3,7% в 1960 году возрос до 13% в 2002 году. В определенной степени здесь проявились слабые конкурентные позиции текстильной, швейной и обувной промышленности Германии.

В феврале 2003 года на долю пищевой промышленности приходилось 7,7% товарного импорта Германии, 9,51% составили сырье и материалы, 5,82% - полуготовая и 69,02% – готовая продукция. Важнейшими импортными статьями Германии в 2002 году были грузовики (53,5 миллиардов евро), электротехника (76,2 миллиарда), машинное оборудование (64 миллиарда) и химикаты (55,2 миллиарда). В целом доля импорта в поставках на внутренний рынок покрывает свыше половины спроса на ЭВМ и конторское оборудование, точную механику и оптику, цветную металлургию.

Структура экспорта. По совокупному  объему экспорта, который в 2002 году составил 648,3 миллиарда евро, Германию опережает только США. В последние годы, как результат процесса международной специализации и научно-технического прогресса, в экспорте Германии можно выделить следующие тенденции: возрастание доли машин, оборудования и транспортных средств при одновременном сокращении удельного веса сырья и топлива. Свыше 70% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары. Так, если в 1997 году экспортная квота в целом составила около 30%, то в перечисленных отраслях она достигала 40-50%. Наибольшую экспортную ориентированность имеет германская химическая промышленность: с учетом химических товаров, которые сбываются косвенно, уровень внешнеторговой направленности этой отрасли достигает 60%.

Германии – один из крупнейших поставщиков на мировой рынок машин, оборудования и транспортных средств, что, несомненно, связано с высокой конкурентоспособностью продукции немецкого машиностроения на мировом рынке. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них - горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды.

Что касается тенденций  в развитии немецкого экспорта, то они определяются стратегией Германии в завоевании мирового рынка, которая связана со спецификой размещения факторов производства в стране. Характерной чертой развития экспорта Германии являются опережающие темпы роста наукоемких изделий, на долю которых приходится более 40% немецкого экспорта. Особенно быстрой динамикой отличается экспорт станков с программным управлением, продукции электротехнической отрасли, оборудования для атомных электростанций. Рост потребления химический продукции многими сферами промышленности ведущих партнеров Германии обусловил хороший спрос на продукцию химического машиностроения Германии, особенно на комплектные установки.

В экспорте готовых химических товаров немецким компаниям принадлежит  первое место. Германия экспортирует наиболее сложные товары - органические полуфабрикаты, пластмассы, синтетические красители, дубильные вещества, пигменты, витамины.

Следует отметить, что  если для импорта Германии характерен достаточно равномерный разброс по товарным статьям, то в экспорте наблюдается более сильная концентрация: акцент делается на четыре группы товаров, а остальные статьи в экспорте страны незначительны. Так, в 2002 году доля электротехнических товаров в экспорте Германии составила 23%, машин и оборудования - 17%, продукция автомобилестроения – 19% (124 миллиарда евро), химикатов – 11,8%.

Итак, в последние годы под влиянием комплекса внутренних и внешних факторов экономического и политического характера в  структуре внешней торговли Германии произошли глубокие изменения: в экспорте увеличилась доля пищевкусовых, потребительских, химических товаров при заметном падении доли топлива, сырья и полуфабрикатов; вместе с тем в импорте резко упал удельный вес продовольственных товаров, полуфабрикатов, топлива и сырья при соответствующем росте доли закупок химических продуктов, машинотехнических изделий и потребительских товаров. Эти тенденции свидетельствуют о влиянии международной производственной специализации и международного кооперирования на специфику экономического развития Германии: внутренний рынок способствует концентрации до оптимальных размеров однородного производства и снижению издержек национального производства, обеспечивая тем самым необходимую основу для повышения конкурентоспособности продукции национальной промышленности Германии на мировом рынке.

Географическое распределение внешней торговли: основные тенденции и перспективы

На примере Германии четко прослеживается взаимосвязь  между товарным и географическим распределением внешней торговли: ведущими партнерами Германии являются западные капиталистические страны, структуры экономик которых имеют общие черты со структурой хозяйства Германии. Так, в 1999 году торговля с промышленно развитыми странами составила 77,5% экспорта Германии и 75% ее импорта. На развитии внешнеторговых отношений Германии отразилось и углубление европейской интеграции: около 57% немецкого экспорта и 54% импорта приходится на страны Евросоюза; для ряда стран Германия является основным рынком сбыта их продукции. Например, для Австрии доля экспорта в Германию составляет 42% для Нидерландов – 18%, для стран Бенилюкса – 29%, для Дании – 21%, для Греции – 13%. Что касается других стран Евросоюза, то Германия поглощает до 20% их экспорта.

Общее число торговых партнеров Германии – 234, из них всего 69 являются импортерами страны. Важнейший торговый партнер Германии – Франция: в 2000 году Германии экспортировала в эту страну товаров на 113 миллиардов немецких марок, а объем французского импорта в Германию составил почти 90 миллиардов марок. Второй по величине рынок сбыта германской продукции; эта страна занимает также второе место в списке импортеров Германии. При этом наблюдается тенденция к росту внешнеторгового оборота Германии с Францией и снижении сальдо внешней торговли с США. Так, в течение 2001 года неоднократно наблюдался спад немецкого экспорта в США. Очевидно, это можно объяснить интенсификацией интеграционных процессов в Европе, снижением в последние годы хозяйственной конъюктуры в США, а также политическими причинами. Доля различных стран в экспорте и импорте Германии представлена в таблице.

Информация о работе Внешняя торговля Германии