Внешняя торговля Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить современное состояние экономики Германии и ее мирохозяйственные связи в начале XXI века.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить экономику Германии и роль внешней торговли;
2. Рассмотреть развитие внешнеэкономических связей и внешнеторговую политику Германии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Экономика Германии и роль внешней торговли………………………..5
2. Развитие внешнеэкономических связей и внешнеторговая
политика Германии…………………………………………………………….9
3. География внешней торговли Германии………………………………..20
4. Внешнеторговые связи России и Германии…………………………….31
Заключение………………………………………………………………….….36
Список использованной литературы…………………………………….…37

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля Германии.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Основные внешнеторговые партнеры Германии в 2012 году

 

Государство

Доля в экспорте Германии

Доля в импорте Германии

Франция

11%

10%

Объединенное королевство

8%

9%

Италия

8%

7%

Нидерланды

6%

7%

Бельгия/Люксембург

5%

5%

США

10%

9%

Япония

2%

5%





 

 

Что касается последних  тенденций, то здесь следует выделить беспрецедентный рост в 2012 году внешнеторгового оборота Германии с Китаем: экспорт вырос на 33,4%, а положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 5,5%, составив 50,8 миллиардов евро. Это, скорее, отражает изменение экономической ситуации в Китае. Таким образом, Китай становится потенциальным торговым партнером Германии, так называемым «целевым рынком». Учитывая текущую ситуацию и высокий уровень конкурентоспособности германской продукции по сравнению с китайской, можно прогнозировать дальнейший рост внешней торговли с Китаем.7

Важное экономическое  значение как перспективный рынок  сбыта для Германии приобретают  и страны Центральной и Восточной  Европы. По данным федерального статистического ведомства на их долю в 2000 году приходилось около 10% внешней торговли Германии. Самыми крупными торговыми партнерами Германии в этом регионе являются Польша, Чехия и Венгрия. Следует отметить, что Германия является основным зарубежным инвестором в странах ЦВЕ, далеко опередив в общем объеме инвестиций всех остальных членов Евросоюза. В определенной степени здесь сказываются перспективы расширения ЕС на восток и стремление Германии стать бесспорным лидером в расширенном Евросоюзе.

Одним из основных направлений внешнеэкономической политики Германии является форсирование процессов экономической интеграции в Западной Европе. Завершение формирования интегрированного рынка к 70-м годам 12 западноевропейских стран позволило Германии в силу высокой конкурентоспособности ее продукции через органы «Общего рынка» проникнуть на рынки своих партнеров в Африке, Азии и Южной Америке. На сегодняшний день Германия является одним из лидеров в мировой торговле благодаря эффективной внешнеторговой политике, направленной на расширение экономического влияния Германии путем создания благоприятных условий для сбыта товаров за рубежом.

Правительство Германии осуществляет политику содействия развитию экспорта по трем основным направлениям: стимулирование экспорта через систему коммерческих банков; меры по расширению экспортных гарантий и поручительств; контроль за соблюдением условий предоставления экспортных кредитов в части минимальных процентных ставок, минимальных первоначальных платежей и максимальных сроков предоставления экспортных кредитов.

Финансирование экспорта осуществляется специальным кредитным  институтом – экспортным банком, образованным 29 частными коммерческими банками, а также инвестиционным банком, представляющим экспортные кредиты зарубежным заказчикам, в том числе и инвесторам в развивающихся странах. Как и в других странах, кредитование экспорта в Германии тесно связано со страхованием кредитов: немецкий экспортер обязан брать на себя часть риска, связанного с экспортной сделкой. Так, общество «Гермес» страхует экспортера от различных категорий рисков, включая несостоятельность и неплатежеспособность должника, ущерб, причиненный в результате конфискации, отказа в выдаче лицензий, стихийных бедствий и т. д. Кроме того, государство активно содействует фирмам в участии в международных выставках и ярмарках, рассматривая их как классический инструмент поощрения экспорта товаров, особенно наукоемких и инновационных.

Экспортные лицензии постепенно утратили свое значение в  рамках мероприятий по форсированию экспорта Германии, тем не менее, экспорт из Германии отдельных категорий товаров лицензируется. Уменьшилось и значение таможенных пошлин в системе мер регулирования импорта в Германии, которые в настоящее время используются главным образом для контроля над осуществлением импортных ограничений и обеспечения выполнения санитарных норм. Действующий таможенный тариф состоит из двух частей: единого тарифа ЕС и национального тарифа. Согласно антидемпинговому законодательству, правительство может применять антидемпинговые таможенные пошлины, представляющие собой таможенное обложение в размере демпинговой разницы

Что касается стимулирования импорта, то с целью обеспечения  поставок в Германию минерального и  энергетического сырья, правительство  осуществляет ряд программ, направленных на содействие частным фирмам в осуществлении импорта важнейших сырьевых товаров и энергоносителей, а также на освоение за рубежом новых источников полезных ископаемых.

Германия принимает  активное участие в работе различных  органов и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами международной торговли. На переговорах в рамках ВТО Германии выступает за дальнейшую либерализацию внешней торговли: снижение ставок таможенных тарифов и ослабление нетарифных барьеров.

Итак, внешняя торговля является для Германии одним из основных направлений международных экономических отношений и неразрывно связана с национальным производством страны. Как выяснилось, внешняя торговля определяет динамику экономического роста Германии, и основные потоки производственных факторов направлены в сектора, ориентированные на внешние рынки. Поэтому роль и место Германии в мире во многом определяется конкурентоспособностью ее продукции и успешностью внешнеторговой стратегии.

 

 

 

4. Внешнеторговые  связи России и Германии

 

Регионально-географическая структура товарообмена России, его  количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь–России.

                                         Таблица 38

Внешняя торговля России с некоторыми зарубежными странами в 2010-2012 гг. (в фактически действовавших ценах; млн. долларов США)

   

Экспорт

   

Импорт

 
 

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Великобритания

3353

3642

3103

653

896

1100

Германия

5074

5465

6079

5142

5681

6536

Италия

2629

2739

3292

1106

1589

1851

Бельгия

1057

1381

1507

466

614

871

Нидерланды

979

2401

3183

431

1610

1646

Франция

1556

1236

1516

899

1004

1074

США

1997

3476

4330

2304

2069

2648

Япония

2005

2267

3173

1367

1114

763


 

 Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. к таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью  экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью. Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории ФРГ находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России.

Во внешней торговле Германии Россия занимает 14 место. На неё приходится 2,7% внешнеторгового оборота ФРГ.

Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку.  В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.

Что касается непосредственно  взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна – 8,1 % и 15,7 % соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6 %, а в импорте – 2,2 %. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России.

Товарооборот России с Германией составил в 1997 г. 23,9 млрд. немецких марок (+8,1%), а импорт снизился до 10,8 млрд. немецких марок (-5,6%). Такое развитие привело к резкому изменению внешнеторгового сальдо в пользу России (+2,4 млрд немецких марок). В 1998 г. сохранялась тенденция роста российского экспорта.9

Структура взаимного  товарооборота на протяжении ряда лет  остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 2001 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа.

Значительную долю в  российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30 %), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др.

Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля в последнее время выросла с 8 % до 11 %.

Основным препятствием для роста экспорта многих товаров  на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.

Ведущие позиции в  структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80 %), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60 % от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18 %) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.10

Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых “ниш” на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.

Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.

В области инвестиционного  сотрудничества с Россией Германия продолжает оставаться в числе лидеров. Накопленный объем германских инвестиций в экономику нашей страны составил $8,98 млн., в том числе $2,54 млн. портфельных инвестиций, $15 млн. прямых инвестиций и $6,43 млн. прочих инвестиций. В структуре государственной задолженности России перед странами-членами Парижского клуба приходится более 40% на долю Германии.

Германское и Российское правительства едины в том, что  объем прямых германских инвестиций в России должен возрасти и что  это может быть достигнуто только за счет создания соответствующих рамочных условий или улучшения уже существующих. Одной из существенных задач двусторонней Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству, созданной Федеральным канцлером Г.Шредером и Президентом В.Путиным, является определение и устранение препятствий для инвестиций на основе анализа отдельных случаев.

Информация о работе Внешняя торговля Германии