Внешняя торговля и торговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ международной торговли и определение места России на мировом рынке. В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы международной торговли
2. Рассмотреть внешнюю торговлю России.

Содержание работы

Введение
I Теоретические основы международной торговли
Меркантилистская теория международной торговли
Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Риккардо. Теория абсолютных преимуществ А. Смита
Тeopuя Хекшера - Олина – Самуэльсона
Парадокс Леонтьева и его объяснение
Основные показатели
II Внешняя торговля и торговая политика России
Внешнеторговый баланс России
Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Вступление России в ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Международная торговля.docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

Вкусы и предпочтения американцев традиционно направлены на капиталоемкую технологичную продукцию, которую они и покупают за рубежом, несмотря на то, что страна и сама хорошо обеспечена капиталом. Это фактически означает отрицание одной из исходных предпосылок всей теории Хекшера— Олина и попытку объяснить международную торговлю иными причинами, нежели соотношение факторов производства.

Реверс факторов производства: один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране, что может произойти в условиях большой эластичности взаимозаменяемости факторов производства. Например, рис, производимый в капиталоизбыточной стране США, является капиталоемким товаром, поскольку производится с помощью передовой технологии. Тот же рис, производимый в трудоизбыточной стране Вьетнам, является трудоемким товаром, поскольку производится почти исключительно с использованием ручного труда.

Каждый из аргументов против, тем не менее, добавлял знаний в общую теорию международной торговли. Правда, некоторые исследователи предложили вообще вернуться к классической модели Рикардо, объясняя международную торговлю не столько разницей в обеспеченности факторами производства, сколько различиями в технологии, существующей в каждой из торгующих стран, на чем, по сути, и строилась теория сравнительных преимуществ. Действительно, США экспортируют самолеты и компьютеры не потому, что они в этой области лучше обеспечены ресурсами, чем в производстве автомобилей или стали, а потому, что они обладают передовой технологией. Правда, такой подход оставляет необъясненным вопрос различия в обеспеченности технологией между странами, который является предметом интенсивных исследований экономистов. Теория Хекшера—Олина вместе с добавленными позднее расширениями, тем не менее, продолжает оставаться одним из главных инструментов анализа международной торговли и ее воздействия на распределение и перераспределение доходов.

Итак, многочисленные эмпирические тесты поставили теорию соотношения факторов производства Хекшера—Олина под вопрос. Парадокс Леонтьева заключается в том, что, вопреки теории, трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные — трудоемкую. Однако парадокс Леонтьева оставил без ответа многочисленные вопросы, а многие более тонкие тесты, учитывающие квалификационный состав рабочей силы и охватывающие большие группы стран и многие факторы производства, подтвердили справедливость теории соотношения факторов производства. Поэтому можно утверждать, что парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера—Олина в практике. Но, невзирая на это, сама теория, несмотря на свой сугубо абстрактный характер, продолжает занимать вполне достойное место в арсенале экономических инструментов анализа международной торговли.

 

5. Основные показатели.

Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:

  • Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;
  • Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.
  • Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт.

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

  • темпы роста в целом;
  • темпы роста относительно роста производства;
  • темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

Последний из названных показателей представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год.

II Внешняя торговля и торговая политика России.

  • Внешнеторговый баланс России.

 

Место любой страны в международной торговле можно определить через основные показатели внешнеторговой деятельности. Рассмотрим состояние внешней торговли России с помощью некоторых из них в приложении A.

Приложение A – Динамика внешнеторгового баланса России по месяцам с декабря 2004 года до января 2006 года

Мы видим, что за последний год наблюдается рост, как импорта, так и экспорта, сальдо внешней торговли положительно и за анализируемые периоды выросло, причем экспорт более чем в два раза превышает импорт. Для более точного определения характера внешнеторговой деятельности рассмотрим структуру экспорта и импорта.  См  приложение Б.

Мы видим, что за последние два года наблюдается стабильный рост экспорта и импорта по всем отраслям, представленным в таблицах, то есть их структура практически не изменяется. Но если соотношение объема экспортируемой и импортируемой продукции выглядит вполне оптимистично, то об их структуре этого не скажешь.  Мы видим, что Россия экспортирует продукцию добывающих отраслей. Доля нефти, газа, а также металлургии составляет более 90%. Импортируются машины, оборудование, промышленные товары широкого потребления и т.д. То есть наша страна продает сырье, а ввозит готовую продукцию. Проанализировав данную структуру, можно сказать, что она имеет намного больше общего с аналогичными показателями развивающихся стран, а столь высокий рост объема экспорта обусловлен постоянно растущими ценами на сырье, главным образом на энергоресурсы.

Рассмотрим, с какими государствами наиболее интенсивно ведется торговля. 

См  приложение В.

Более половины всего объема торговли приходится на страны ЕС, причем основную роль играют Германия, Нидерланды и Италия – почти 30% от всего объема внешней торговли. Также важными торговыми партнерами являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона и страны СНГ, в совокупности около 20% оборота. Наиболее высокими темпами развивается торговля с некоторыми странам ЕС, а также с Китаем. Рост объема торговли с ними составил от 80% до 90%.

 

  • Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.

Приведенная дефиниция государственного регулирования внешнеторговой деятельности включает составной частью понятие "цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Именно они определяют во многом характер механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, результирующий вектор внешнеторговой политики данного государства.

Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года, а в настоящий момент - в действующем Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 2003 года.

Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

    • защиту экономического суверенитета;
    • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
    • стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
    • обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Защита экономического суверенитета. Понятие экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств.

Объективная тенденция интернационализации хозяйственной деятельности, активизация участия Российской Федерации в международном Разделении труда создают почву для более полного взаимопроникновения российской экономики и мирового хозяйства.

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой понимается обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов (таможенные пошлины), воздействующих прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование - экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.

Применение нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер (вторая группа вышеперечисленных инструментов государственного регулирования).

Необходимость применения нетарифного метода обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:

    • различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;
    • дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
    • защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
    • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
    • необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией и другие.

Нетарифный метод регламентируется административными нормами. Он предполагает использование таких инструментов, как квотирование, лицензирование, запреты экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, разрешительные системы ввоза и (или) вывоза отдельных видов товаров, требования фитосанитарного, ветеринарного контроля и т.д. Полный перечень инструментов нетарифного регулирования, разработанный Секретариатом ГАТТ, приведен в следующей схеме.

Конкретные инструменты нетарифного регулирования, применение которых допустимо в данный момент, устанавливается действующим законодательством.

Система нетарифного регулирования в 1992 - 1995 годах включала в себя лицензирование, квотирование, разрешительный порядок экспорта продукции, входящей в перечень стратегически важных сырьевых товаров, обязательную регистрацию контрактов при вывозе отдельных видов товаров с целью контроля за уровнем экспортных цен.

Одна из первых попыток определить понятие нетарифного регулирования через перечисление инструментов, присущих данному методу, была предпринята в Соглашении от 22 октября 1997 года "О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза" (вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством:

    • таможенно-тарифного регулирования;
    • нетарифного регулирования;
    • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
    • мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация о работе Внешняя торговля и торговая политика России