Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа
Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет. Актуальность работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
Введение
1. Политическая реформа во внешней торговле
2. Роль либерализации внешней торговли в переходный период
3. Внешнеторговые тенденции
4. Товарная структура внешней торговли
5. Внешняя торговля России за 2008–2009 гг
6. Этапы реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Кафедра экономической теории
РЕФЕРАТ
По курсу мировая экономика
На тему: «Внешняя торговля России и ее регулирование»
Выполнил:
ст. гр. ЭГ-08-02 ______________________
Проверил: ст. преподаватель _____________________Первакова Л.Ф.
Уфа 2010
Содержание
Введение
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике важное значение имеет внешняя торговля.
Внешняя торговля
является единственной сферой российской
экономики, которая в последние
годы перевыполняет задания по отчислению
доходов в государственный
Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
1. Политическая реформа во внешней торговле
В процессе перехода к рыночной экономике важное значение имеет проведение ряда внутриэкономических реформ (либерализация, перестройка государственных финансов и банковской системы, приватизация и т.д.) и, конечно же, макроэкономическая стабильность. Радикальная реформа внешнеэкономической политики, в частности внешнеторговой, также должна быть доминирующей задачей.
С одной точки зрения, либерализация внешней торговли помогает добиваться и макроэкономической стабильности, и последующей структурной перестройки экономики, тем самым приближая уровень внутренних цен к внешним, делая рынок внутри страны более конкурентно способным, при этом активно используются преимущества Международного разделения труда, кооперирование производства и т.д.
С другой точки
зрения, большинство
2. Роль либерализации внешней торговли в переходный период
Взаимодействие между внутренним и внешним секторами экономики, в условиях централизованной плановой экономики, было крайне ограничено. Так как государство обладало монополией на внешнеэкономическую политику, то разделение этих двух секторов поддерживалось сознательно. Все это во многом способствовало формированию искаженной структуры цен и неэффективному распределению ресурсов, создавало благоприятные условия для существования неконкурентоспособных производств, и, в конце концов, сдерживало экономический рост.
Либерализация внешнеэкономических связей и отмена государственной внешнеторговой монополии стали одним из первых существенных шагов предпринятых странами в процессе перехода от командно-административной экономике к рыночной.
Стратегически
важную роль в переходный период играет
либерализация внешней
При правильно выбранном времени проведения либерализации внешней торговли, она (либерализация) дает значимый результат, так как между внешнеторговой и общеэкономической реформами существует не только прямая (в смысле содействия либерализации торговли процессу перехода к рынку), но и активная обратная связь. В частности, большое влияние на эффективность либерализации внешней торговли оказывают кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политики. Условия хозяйствования, при нестабильности курса валюты и наличии высокой инфляции, становятся нестабильными и непредсказуемыми, а цены передают неправильную информацию о состоянии рынка, поэтому рациональное распределение ресурсов и реализация сравнительных преимуществ становятся затрудненными. То есть было бы лучше, чтобы эта либерализация проводилась на фоне макроэкономической стабильности. Хотя либерализация торговли помогает проведению реформы цен и антимонопольным мерам, она является не единственным инструментом, который используется в этом процессе. Процессы приватизации и преобразование государственного сектора должны протекать одновременно с либерализацией торговли,
Но на практике на первоначальном этапе осуществления экономических реформ либерализация внешней торговли чаще всего становится первым шагом, потому что позволяет ощутить остроту кризиса в экономике и ускорить достижения макроэкономической стабильности, без которой невозможно начать структурные преобразования.
С одной стороны, либерализация импорта быстро позволяет наполнить внутренний рынок продукцией необходимой потребителям и в значительной степени снять проблему дефицита, тем самым снизить информационное давление на уровень внутренних цен. С другой стороны, осуществление экономических реформ на первоначальном этапе, который как обычно связан с глубоким экономическим спадом, необходима либерализация экспорта, так как она является важным фактором поддержания спроса. Наличие необходимых стимулов к экспорту и открытость экономики отечественным производителям, которые столкнулись с существенным сокращением внутреннего спроса, могут позволить поддерживать уровень производства путем развития экспорта, что способствует избежать сокращения рабочих мест и следовательно роста безработицы.
Являясь одним из стратегических направлений экономических реформ в переходной экономике, либерализация внешней торговли не означает, что воздействие государства на внешнеэкономическую сферу полностью прекратиться. Новая роль государства во внешнеторговых отношениях заключается в создании необходимой нормативной базы и установление целей либерализации торговли. Оно так же должно располагать адекватными инструментами регулирования внешнеэкономических связей,
Либерализация внешней торговли играет важную роль в экономике России в переходный период, так как помогает достичь мирового уровня рыночной экономики, поставить страну на один уровень развития внешнеторговых отношений с другими более развитыми государствами мира.
Сразу после провозглашения независимости в 1991 году во всех странах бывшего СССР начала осуществляться либерализация внешней торговли, и почти везде в первые годы реформ происходило резкое сокращение объемов торговли как внутренней, так и внешней.
В целом, учтенные объемы торговли стран бывшего СССР за первые годы проведения реформ сократились более чем в два раза. Cокращение объемов внешней торговли связано с рядом причин:
Для того чтобы товар вышел на мировой рынок, необходима не только конкурентоспособная цена, но и ее качество. Отсталость производительной базы, крайне низкий объем инвестиций в реальный сектор и замедление структурной перестройки экономики приводят к тому, что товарная структура экспорта большинства стран бывшего СССР если и меняются, то не в лучшую сторону, то есть увеличивается доля топливно-сырьевой продукции низкой степени переработки. Так, например, в 2000 году около 80% российского экспорта приходилось на 5 товарных групп - минеральное сырье и топливо (45%), металлы (19%), химические товары, лесоматериалы и сельскохозяйственное сырье. Высокая эффективность экспорта топлива, сырья и материалов, определялась сложившимся соотношением внутренних и мировых цен, что, в свою очередь, явилось следствием сильно заметного курса рубля (11. С.10).
В товарной структуре импорта сохранился перекос в потребительскую сферу, которая сложилась в конце 70-х годов. Отличительная черта современного периода - это лишь определенная переориентация с вывоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, хлопка, тканей) на импорт готовых потребительских товаров, которые имеют высокий уровень доходности (в основном продукты питания).
Происходящие за последние годы сдвиги в структуре оборота внешней торговли могут иметь отрицательные последствия для экономики в целом топливно-сырьевые товары и материалы, на которые приходятся большая часть экспорта, очень зависят от мирового рынка, который, в свою очередь, отличается нестабильностью. Так, в 2000 году снизились мировые цены на ряд товаров, занимающих важное место в Российском экспорте: цветные металлы, природный газ, минеральные удобрения, необработанные материалы. Кроме того, в условиях, как правило, низкой эластичности спроса на этих рынках часто возникает так называемый эффект «разоряющего экспорта», когда наращивание физических объемов приводит к снижению цен и объемов экспорта, ухудшению индекса условий торговля.
Использование валютных поступлений от экспорта - это особый вопрос. Так как до начала либерализации внешней торговли вырученная от экспорта топлива, сырья и материалов валюта, в основном шла на импорт высококачественной продукции для производственно - технического назначения, что позволяло поддерживать в хорошем состоянии отрасли на уровне достаточном для конкурентной борьбы. А сейчас большая часть дохода от экспорта идет на погашение внешнего долга (в России в 2000 году на эту цель было израсходовано свыше 10% экспортной выручки), а часть их вообще остается и оседает на банковских счетах за границей (по данным МВЭСТРФ, экспортерам удается «прятать» за рубежом до 30% своей выручки).
Информация о работе Внешняя торговля России и ее регулирование