Внешняя торговля России и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет. Актуальность работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.

Содержание работы

Введение
1. Политическая реформа во внешней торговле
2. Роль либерализации внешней торговли в переходный период
3. Внешнеторговые тенденции
4. Товарная структура внешней торговли
5. Внешняя торговля России за 2008–2009 гг
6. Этапы реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая регины.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Стоимость экспорта машин, оборудования и транспортных средств в январе-марте 2009 г. снизилась на 8,2% в результате резкого снижения цен на продукцию этой товарной группы -77,3% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

 

 

 

 

Изменение товарной структуры импорта Российской Федерации из стран дальнего зарубежья


 

Основное место  в импорте из стран дальнего зарубежья  в I квартале 2009 года занимали машины, оборудование и транспортные средства, на долю которых пришлось 50,8% всего объема импорта, что превысило уровень аналогичного периода 2008 г. – на 4,2 процентных пункта. Увеличение импорта связано с повышением ввоза машин, оборудования и транспортных средств в натуральном выражении из стран дальнего зарубежья по сравнению с 2008 г. на 64,3%. На увеличение стоимости этой группы повлияло повышение стоимости импорта основных товаров – легковых автомобилей (181,3%) и грузовых автомобилей (212,1%).

Стоимостной объем импорта основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился в полтора раза, при этом их доля в 2009 г. составила 16,5 процентов. Стоимостное значение импорта основных товаров данной группы – мяса свежего и мороженного и напитков алкогольных и безалкогольных увеличилось более чем в 2 раза (228,9% и 252,9% соответственно). В тоже время увеличился стоимостной объем других основных товаров, рыбы свежей и мороженной (160,5%), цитрусовых плодов (144,4%) и сахара-сырца (116,7%).

Импорт текстиля, текстильных изделий и обуви  в стоимостном выражении вырос  на 68,6%. Рост стоимости импорта основных товаров группы одежды составила 197,1% и кожаной обуви 264,6%.

Стоимостной объем  импорта продукции химической промышленности вырос на 23,8%, несмотря на то, что стоимостное значение импорта основной продукции данной группы – медикаментов (21,6%) сократилась до 91,7%.

Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

В этой связи  для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:

  • повышение конкурентоспособности российской экономики;
  • сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
  • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
  • проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
  • сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках.

Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым, нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В этой связи  ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем  урегулирования торговых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внешнеторговая  деятельность представляет собой целый  комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей оптимизации  участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая  политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим  инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и  прежде всего таможенные тарифы, которые  по-своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство  современных мер регулирования  внешней торговли относится к  так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д. Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п. Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического  характера - унификация и снижение импортных  пошлин, активизация переговорного  процесса по присоединению России к  ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие - формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Воронин В.П., Кондакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2008.

2. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: Учебно-практическое пособие. М.: Издательский дом "Деловая литература", 2007.

3. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения. -М.: ТК Велби, 2008.

4. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2010. - № 6. - С.28-41

5. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2007.

6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

7. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2008

8. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, МИКО "Коммерческий вестник", 2009.

 

9. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2007

10. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009.

11. Холопов А. Мировая экономика и международные отношения // Роль либерализации внешней торговли в период переходный. 2000 -№ 1. - С.5-17

12. Мировая экономика и международные отношения // Состояние российской торговли. 2001- № 8. - С.13

          13. Гайдар Е.Т. Экономика переходного периода, 2001 С.827-856.




Информация о работе Внешняя торговля России и ее регулирование