Внешняя торговля России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение внешнеторговых отношений России и Китая.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
1. рассмотреть понятие и сущность международной торговли как экономического явления;
2. проанализировать динамику и структуру международной торговли России и Китая;
3. определить перспективы развития международной торговли России и Китая.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и сущность международной торговли 4
2. Анализ динамики и структуры внешней торговли России и Китая 9
3. Перспективы развития внешней торговли России и Китая 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля России и Китая.docx

— 78.27 Кб (Скачать файл)

Внешняя торговля России и Китая 

Содержание 

Введение 2

1. Понятие и сущность  международной торговли 4

2. Анализ динамики  и структуры внешней  торговли России  и Китая 9

3. Перспективы развития  внешней торговли  России и Китая 19

Заключение 24

Список  использованных источников 26

Приложение  I 28

Приложение  II 30 
 
 
 
 

 

Введение 

     Глобализация, регионализация, международная интеграция, − вот основные тенденции развития сегодняшней действительности. Все страны мира в большей или меньшей степени прибегают к международному сотрудничеству, создавая между собой прочные торговые, политические, культурные связи. Деятельность мощных ТНК, интеграционных объединений, международных организаций приводит к размыванию экономические границ и формированию единого мирового рынка. Россия, теснейшим образом связанная с остальным миром, в полной мере испытывает влияние происходящих в мире глобализационных процессов и активно функционирует на этом рынке.

     Данная  работа посвящена экономическим  отношениям России и Китая. Актуальность изучения российско-китайских отношений  в первую очередь в том, что  эти отношения оказывают большое  воздействие на происходящие в России экономические и политические процессы. Сегодня Китай является одним  из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между  Россией и Китаем не отвечают масштабам экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает Китай в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью Китая в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала.

     Объектом  работы являются экономики России и  Китая, а предметом − российско-китайские  внешнеторговые отношения.

     Цель  работы – изучение внешнеторговых отношений России и Китая.

     Реализация  поставленной цели предполагает решение  ряда задач, в том числе:

     1. рассмотреть понятие и сущность  международной торговли как экономического явления;

     2. проанализировать динамику и  структуру международной торговли  России и Китая;

     3. определить перспективы развития  международной торговли России  и Китая.

     В качестве источников информации при  написании работы были использованы ресурсы Интернета, учебники по международным экономическим отношениям, статьи периодических изданий, данные отчетов Министерства экономики и социального развития России, Росстата.

     В ходе написания работы были использованы такие методы как: позитивный анализ, эмпирический метод, метод научной абстракции, синтеза, метод исторический и статистический.  
 
 

 

1. Понятие и сущность  международной торговли 

     Международная торговля — торговля через границы  между странами, обмен товарами и  услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или  сравнительных преимуществах) при  производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт). Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам. Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т.е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т.д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами.

     Первые  наивные попытки теоретического осмысления международной торговли связаны с доктриной меркантилизма, однако научное объяснение данная проблема нашла в трудах экономистов-классиков.

     В отличие от меркантилистов отправным  пунктом теории А. Смита было утверждение, что богатство нации зависит  не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда.

     Наиболее  благоприятные условия для этого  создает экономика свободной конкуренции, где «невидимая рука» конкуренции согласовывает действия множества производителей так, что каждый из экономических агентов, стремясь к собственной выгоде, обеспечивает благоденствие общества в целом. А. Смит полагал, что страна обладает определенными преимуществами в производстве какого-либо вида товаров. Наличие таких преимуществ создает условия, при которых такой товар в данной стране получается более конкурентоспособным: его качество лучше, а главное, издержки, связанные с его производством меньше, чем у стран конкурентов. А. Смит полагал, что каждая страна обладает таким преимуществом, поэтому его концепция получила название «теория абсолютных преимуществ». Таким образом, страна должна экспортировать такие товары, для производства которых она обладает абсолютными преимуществами. В результате свободной торговли на основе принципа абсолютного преимущества увеличивается богатство нации, растет ее способность к сбережениям. Каждая из стран выходит на такой уровень потребления, который был недостижим в условиях автаркии, т. е. странам выгодно проводить специализацию производства на международном уровне и осуществлять торговлю на основе принципа абсолютного преимущества1.

     Однако, ограниченность теории  А. Смита  состоит в том, что она оставляет открытыми ответы на ряд вопросов, возникающих в ходе внешнеторговых отношений. Действительно, что будет, если страна не располагает абсолютным преимуществом ни по одному товару? Сможет ли такая страна быть полноправным партнером во внешней торговле? Не обречена ли такая страна на необходимость покупки всех необходимых ей товаров на мировом рынке? Чем в таком случае она сможет рассчитаться за приобретаемые за рубежом товары?

     Д. Рикардо сделал следующий шаг  в теории международной торговли, доказав ее целесообразность и для  тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Другими словами, в данной стране разница между издержками производства этого товара и более высокими издержками производства других товаров больше, чем в других странах. Именно на производстве такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары2.

     При всем значении торговой модели Д. Рикардо  она оставляет без ответа вопрос о происхождении сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна и которые образуют необходимые предпосылки для возникновения и развития международной торговли. Действительно крупный прорыв в развитии теории международной торговли был сделан в середине 20-х гг. ХХ столетия, когда шведские экономисты Эль Хекшер и Бертил Олин доказали, что это объяснение связано с различной обеспеченностью стран факторами производства.

     Теория  Хекшера-Олина утверждает, что неодинаковая относительная обеспеченность стран  производственными ресурсами порождает  разницу в относительных ценах на товары, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения и развития международной торговли.

     Суть  теоремы Хекшера-Олина можно сформулировать следующим образом: страны стремятся экспортировать те фактороинтенсивные товары, в производстве которых они используют относительно избыточные производственные ресурсы, и импортировать те товары, для производства которых требуются относительно дефицитные для них ресурсы.

     Поскольку теория соотношения факторов производства с момента своего возникновения являлась одной из наиболее значимых теорий международной экономики, она стала объектом многочисленных проверок на базе статистических данных по ряду стран применительно к различному набору производственных ресурсов. Результаты такого тестирования были противоречивы: иногда они не соответствовали теории, а иногда подтверждали ее3.

     Наиболее  известное тестирование теории соотношения  факторов производства было проведено Василием Леонтьевым на базе статистических данных по США (1947). США в послевоенный период были одной из богатейших стран мира в избытке обеспеченных капиталом. В. Леонтьев, приступая к расчетам, ожидал, что они в полном соответствии с теоремой Хекшера-Олина подтвердят позиции США в экспорте капиталоемких и импорте трудоемких товаров. Произведенные В. Леонтьевым подсчеты позволяли сопоставить соотношение капитала и труда в расчете на единицу американского импорта и экспорта.

     Полученные  результаты были ошеломительными: оказалось, что США экспортируют преимущественно  трудоемкие виды продукции, а импортируют капиталоемкие товары. В академических кругах полученные результаты вызвали большой резонанс и стали известны как парадокс Леонтьева4.

     Полученные  результаты тестирования теории соотношения  факторов производства поставили экономистов  в трудное положение. Одни пытались доказать ошибочность результатов, полученных В. Леонтьевым. Другие рекомендовали вернуться к идеям Д. Рикардо, считая, что международная торговля лучше объясняется различиями в применяемых технологиях, чем разницей в обеспеченности отдельных стран производственными ресурсами. Парадокс Леонтьева был впоследствии разрешен на путях разукрупнения факторов производства. Вместе с тем, необходимость дальнейшего развития теории международной торговли сохранялась.

     Во  второй половине XX в. в международной  торговле произошли серьезные изменения в условиях конкуренции, ее товарной и географической структурах. Динамичное развитие комплекса обрабатывающих отраслей промышленности, составляющего основу экономического прогресса, обусловило относительное снижение роли стран, располагающих большими запасами природных ресурсов, и закрепление лидирующего положения за промышленно развитыми странами. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Произошедшие изменения требовали теоретического обоснования, поэтому в 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». Теория М. Портера, с одной стороны, является безусловным продолжением классической теории международной торговли, а с другой — отражает изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках, перемены, произошедшие в отраслевой структуре производства и внешнеторгового обмена, возросшую роль крупных компаний.

     М. Портер отмечает, что международные  преимущества часто сосредоточиваются в строго определенных отраслях, а то и в отдельных сегментах рынка. В качестве главного «действующего лица» он предлагает рассматривать фирму (компанию), функционирующую в относительно сложных отраслях экономики и индустриальных сегментах. Из анализа исключаются отрасли с высокой зависимостью от природных ресурсов, поскольку такие отрасли не являются основой высокоразвитой экономики и конкурентные преимущества в этой группе отраслей легко объясняются с помощью классической теории. Теория М. Портера фокусирует внимание на тех конкретных свойствах отдельных наций, которые являются предпосылками успеха национальной промышленности в международной конкуренции, на характеристиках экономической среды, политики правительств, которые могут стать источником конкурентных преимуществ компаний отдельных отраслей экономики, на исключительной важности стратегии в деятельности компаний, стремящихся достичь и сохранить первенствующие позиции как на местных, так и на мировых рынках. 

Информация о работе Внешняя торговля России и Китая