Внешняя торговля России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение внешнеторговых отношений России и Китая.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
1. рассмотреть понятие и сущность международной торговли как экономического явления;
2. проанализировать динамику и структуру международной торговли России и Китая;
3. определить перспективы развития международной торговли России и Китая.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и сущность международной торговли 4
2. Анализ динамики и структуры внешней торговли России и Китая 9
3. Перспективы развития внешней торговли России и Китая 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля России и Китая.docx

— 78.27 Кб (Скачать файл)

     Объем российско-китайской приграничной торговли по данным китайской статистики в 2009 году сократился на 37,9%, составив 11,8 млрд. долл. США. При этом снижение объемов торговли с Россией пров. Хэйлунцзян, уже длительное время занимающей первое место по данному показателю среди провинций, автономных районов и городов центрального подчинения Китая, составило 43,4%. Однако в целом удельный вес России в приграничной торговле Китая остался практически на прежнем уровне - 27,5% против 27,1% в 2008 г.

     При создании практической основы для перевода отношений между Российской Федерацией и Китаем на уровень стратегического  партнерства и в целях обеспечения  последовательного роста взаимного  товарооборота необходимо учитывать, что приоритетными направлениями развития для китайской стороны являются поставки на российский рынок машин, оборудования и транспортных средств, а также текстильной продукции и обуви и получение топливно-энергетических товаров и ресурсов лесопромышленного комплекса. Считаем целесообразным, в структуре товарного экспорта России рассмотреть возможности увеличения объемов поставок высокотехнологичных товаров и товаров с высоким уровнем переработки. 

3. Перспективы развития  внешней торговли  России и Китая 

     Развитие  внешней торговли двух стран сдерживается рядом причин среди которых:

     1. наличие «серых» схем при осуществлении  внешнеторговых операций с целью занижения размеров уплачиваемых таможенных платежей;

     2. неразвитость механизмов сотрудничества внешнеторговых ведомств двух стран;

     3. низкая степень диверсификации  внешней торговли, в особенности  – российского экспорта8;

     4. разногласия во внешнеторговой  политике и применение мер  протекционистского характера.

     В 2009 году с целью разработки мер  по ликвидации «серых» схем во взаимной торговле в рамках Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств была создана Подкомиссия по таможенному сотрудничеству, в которой сформированы рабочие группы по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля,  таможенной статистике внешней торговли и таможенному сотрудничеству.

     Таможенные  ведомства двух стран начали экспериментальный  электронный обмен информацией о взаимной торговле. Подписан ряд межведомственных документов, в том числе, Меморандум о методологическом и информационном сотрудничестве в области таможенной статистики внешней торговли, Меморандум о сотрудничестве между российской и шанхайской таможенными академиями, Меморандум о сотрудничестве по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, В процессе согласования находится проект межведомственного Протокола о сотрудничестве в области борьбы с контрафактной продукцией в двусторонней торговле.

     Решению задачи диверсификации структуры российского  экспорта призвана способствовать деятельность созданной в 2007 году Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.  В июне 2009 года при содействии Палаты был организован визит в Россию китайской закупочной делегации для проработки вопросов возможного импорта, в том числе, машинно-технической продукции. В ходе визита китайской стороне был передан для изучения перечень российской машинно-технической продукции для возможных поставок в КНР.

     Китайской стороной также предпринимаются  определенные меры для увеличения закупок  машин и оборудования в России. В 2009 году был создан Фонд поддержки  импорта российской машинно-технической  продукции в размере 100 млн. юаней.

     Китайская сторона проявляет заинтересованность в участии китайских компаний в запуске пилотного проекта  особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Новомичуринская» в Рязанской области. 10 декабря 2010 года представители Посольства КНР в Москве посетили Рязанскую область, ознакомились на месте с планами по  созданию ОЭЗ. По итогам поездки китайские партнеры подготовили специальный доклад в Министерство коммерции КНР.       

     Разногласия во внешнеторговой политике двух стран  также создают заметные барьеры  для развития вншенторговой деятельности. В настоящее время в отношении импорта товаров, в том числе, ввозимых из  Китая, действуют следующие специальные защитные меры:

     – специальная пошлина на трубы из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм включительно, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 28,1 % таможенной стоимости сроком на 3 года: с 2 ноября 2009 г. по 1 ноября 2012 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 758 «О мерах по защите российских  производителей нержавеющих труб»);

     – специальная пошлина на столовые приборы из коррозионностойкой стали, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 1,4 доллара США за 1 килограмм сроком на 3 года: с 27 декабря 2009 г. по 26 декабря 2012 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 943 «О мерах по защите российских производителей столовых приборов»)9.

     Кроме того, в настоящее время в отношении  импорта товаров, в том числе, ввозимых из  Китая и его специальных  административных районов Гонконг  и Макао, действуют следующие  антидемпинговые меры:

     - антидемпинговая пошлина в отношении  подшипников качения, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 31,3 % от таможенной стоимости подшипников качения, производимых ООО «Подшипники качения Уси» и 41,5 % от таможенной стоимости подшипников качения прочих сроком на 5 лет: с 21 января 2008 г. по 20 января 2013 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 868 «О мерах по защите российских производителей подшипников качения»);

     - антидемпинговая пошлина в отношении  подшипниковых труб, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 19,4 % от таможенной стоимости подшипниковых труб сроком на 3 года: с 17 июня 2010г. по 17 июня 2013 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010г. № 307 «О мерах по защите российских производителей подшипниковых труб»)10.

     В настоящее время Минпромторгом  России проводятся специальные защитные расследования в отношении импорта  активированного угля и карамели.

     Кроме того, Минпромторгом России завершены  антидемпинговое расследование в отношении импорта плоского коррозионностойкого никельсодержащего проката, происходящего из Китая, Кореи, Республики Бразилия и ЮАР и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, и специальное защитное расследование в отношении машиностроительного крепежа. Проекты постановления Правительства Российской Федерации по результатам данных расследований, предусматривающие введение антидемпинговой пошлины на плоский коррозионностойкий никельсодержащий прокат и специальной защитной пошлины на машиностроительный крепеж, рассмотрены на заседании подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее – подкомиссия) и находятся на повторном согласовании с учетом решений, принятых на заседании подкомиссии, в федеральных органах исполнительной власти. В ближайшее время планируется внесение проектов постановлений в Правительство Российской Федерации.

     В целях развития и укрепления сотрудничества между Минпромторгом России и  Минкоммерции Китая в области  введения и применения  антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер при импорте товаров китайской стороной был подготовлен и направлен в Минпромторг России нотой от 10 марта 2010 г. проект Меморандума между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области проведения расследований и применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер при импорте товаров (далее – Меморандум).

     Проект  Меморандума обсуждался в ходе неоднократных  встреч в Москве (в марте и июле 2010 г.) представителей Минпромторга России с сотрудниками Посольства Китая в Российской Федерации и Минкоммерции Китая.

     Таким образом, решение указанных проблем  будет способствовать расширению масштабов  внешней торговли двух стран, что  несомненно положительно скажется на темпах экономического развития партнеров.  

 

Заключение 

     С начала нового тысячелетия торговое сотрудничество России и Китая динамично развивается. За период с 2002 по 2010 г. двусторонняя торговля РФ и КНР увеличилась в 7 раз и достигла 55,9 млрд. долл. США в 2008 г. и 39,5 млрд. долл. США в 2009 г. (сокращение внешнеторгового оборота стран в 2009 г. произошло в связи с мировым финансово-экономическим кризисом), а в 2010 году объем двусторонней торговли достиг 59,3 млрд. долл. Причинами значительного роста  стали следующие факторы: во-первых, политико-административный фактор. Установление отношений стратегического партнерства, подписание различного рода договоров о торгово-экономическом сотрудничестве.

     Во-вторых, экономическая стратегия КНР. С  начала XXI в. руководство страны реализует концепцию глобального  внешнеэкономического наступления «идти вовне»,  ключевыми элементами которой являются товарная экспансия на внешних рынках и др.

     В-третьих, рост потребностей Китая в ряде товаров  российского экспорта обусловлен быстрыми темпами роста китайской экономики. За счет российских поставок . удовлетворялись потребности Китая в древесине на 61 %, в бумаге и целлюлозе – на 17 %, в черных металлах – на 19 %, в удобрениях – на 42 %, в рыбе и морепродуктах – на 57 %.

     В-четвертых, улучшение экономической ситуации в России, повышение покупательной  способности россиян обусловили увеличение спроса на китайские товары. 65-70 % российского импорта из Китая  в начале 2000-х гг. составляли товары народного потребления. В 2002 г. две  трети всего ввоза из КНР в  РФ пришлось на четыре статьи: одежда – 20,6 %, машины и оборудование – 15,8 %, изделия  из кожи – 14,4 %, обувь – 13,7 %. На настоящее время структура также притерпевает значительные изменения в пользу роста продукции машин- и приборостроения. Тем не менее, структура китайского экспорта постепенно менялась: в нем опережающими темпами росли поставки машинотехнической продукции, прежде всего бытовой электроники и некоторых видов промышленного оборудования.

     Однако  прорыв в темпах роста товарооборота  в первые годы XXI в. был достигнут  в основном на экстенсивной основе. Сотрудничество осуществлялось преимущественно  в форме обычной торговли. Ему  не были присущи такие современные  формы, как давальческая переработка  и сборка, ввоз оборудования в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями. Российский экспорт концентрировался в нескольких товарных группах. В  них доминировали продукция первичного передела и сырье. Поставки гражданской  машинотехнической продукции в  КНР были незначительным. Высокий  уровень конкуренции на китайском  рынке, а также создание современного производства во многих отраслях в  самом Китае серьезно ограничивали возможности российских предприятий.

     Сегодня Российско-китайское торгово-экономическое  сотрудничество сохраняет высокую  динамику развития и обладает огромным потенциалом. Для повышения эффективности  торгового сотрудничества России и  Китая необходимо менять модель роста, улучшать структуру торговли, а также  увеличивать сотрудничество в сфере  инвестиций и технологического обмена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

  1. Алдонин, Е.Ф. Мировая экономика / Е.Ф. Алдонин. – М.: Юристъ, 2006.  322 с.
  2. Афанасьев И.П. Международная торговля. Конспект лекций / И.П. Афанасьев – Уфа.: УГТУС, 2007. 157 с.
  3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие // Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2007. 380 с.
  4. Вавилова Е.В. Международная торговля: учеб. пособие / Е.В. Вавилова. -М: Гардарика, 2008. 287 с.
  5. Винник, Я. М. Изменение структуры международной торговли / Я.М. Винник // Международная торговля. – 2008. - № 5. – С. 19 – 22.
  6. Гончарова О. Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле / О. Гончарова //Российский Экономический Журнал.  2008. -  № 8. С. 21 – 26.
  7. Иванов А.Е. Мировая экономика: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / А.Е. Иванов. – М: Омега-Л, 2008.306 с.
  8. Минасян, А. Р. Проблемы международной торговли / А.Р. Минасян // Внешнеэкономическая деятельность. – 2007. - № 4. – С. 31 – 33.
  9. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Международная экономика: теория и практика / А.И. Михайлушкин.- СПб.: Питер, 2008. 464 с.
  10. Муравин А.В. Реформа механизма государственного регулирования экспортной деятельности в России. Диссертации. / А.В. Муравин. - Москва, 2003. - 200 с.
  11. Наумов, А.И. Мировая экономика / А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2006.  266 с.
  12. Нещерет Н.В., Овчинников Г.П. Мировая экономика: Метод.пособие / Н.В. Нещерет. - СПб.: «СПбГУТ», 2007. 176 с.
  13. Официальный сайт министерства экономического развития и торговли РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main
  14. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.customs.ru/

Информация о работе Внешняя торговля России и Китая