Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:40, доклад

Описание работы

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Содержание работы

1. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ………………………………………………………….3
1.1. Понятие «экономической безопасности»………………………………………..3
1.2. Внешние угрозы экономической безопасности России…………………………5
1.3. Внутренние угрозы экономической безопасности России……………………..6
1.4. Концепция национальной экономической безопасности России……………...9
1.5. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности………………………………………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16

Файлы: 1 файл

Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ  УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ………………………………………………………….3

1.1. Понятие «экономической безопасности»………………………………………..3

1.2. Внешние угрозы экономической безопасности России…………………………5

1.3. Внутренние угрозы  экономической безопасности России……………………..6

1.4. Концепция национальной  экономической безопасности России……………...9

1.5. Меры и механизмы  экономической политики, направленные  на обеспечение экономической  безопасности………………………………………………………...12

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВНУТРЕННИЕ И  ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ  РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

 

1.1. Понятие «экономической безопасности».

Для того чтобы понять и  осознать значение категории "экономическая  безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит  в чем его суть.

 Безопасность - состояние  защищенности жизненно важных  интересов личности, общества и  государства от внутренних и  внешних угроз. Жизненно важные  интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает существование и  возможности прогрессивного развития  личности, общества и государства.  К основным объектам безопасности  относятся: личность - ее права  и свободы; общество - его материальные  и духовные ценности; государство  - его конституционный строй, суверенитет  и территориальная целостность.  Экономическая безопасность страны  характеризуется ее способностью  предотвращать угрозы (или противодействовать  им), направленные на различные  отрасли экономики, при этом  нежелательные изменения в объектах  угроз выступают в роли возможных  либо фактических ущербов.

 Основным субъектом  обеспечения безопасности является  государство, осуществляющее функции  в этой области через органы  законодательной, исполнительной  и судебной властей. Государство  в соответствии с действующим  законодательством обеспечивает  безопасность каждого гражданина  на территории Российской Федерации.  Гражданам Российской Федерации,  находящимся за ее пределами,  государством гарантируется защита и покровительство.

 Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих  опасность жизненно важным интересам  личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к  тому или иному моральному или  материальному ущербу.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют:

- конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

- конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

- международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

 

 

1.2. Внешние угрозы экономической безопасности России.

Внешние угрозы - это изменение  конъюнктуры мировых цен и  внешней торговли, резкие колебания  курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные  инвестиции); чрезмерная импортная  зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми  товарами.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

- снижение роли России  в мировой экономике вследствие  целенаправленных действий отдельных  государств и межгосударственных  объединений, например ООН, ОБСЕ;

- снижение экономического  и политического влияния на  протекающие в мировой экономике  процессы;

- усиление масштабов и  влияние международных военных  и политических объединений, в  числе которых находится НАТО;

- наметившиеся тенденции  к размещению около границ  России военных сил иностранных  государств;

- повсеместное распространение  в мире оружия массового уничтожения;

- ослабление процессов  интеграции и налаживания экономических  связей России со странами  СНГ;

- создание условий формирования  и возникновения военных вооруженных  конфликтов вблизи государственных  границ России и стран СНГ;

- территориальная экспансия  по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

- международный терроризм;

- ослабление позиций России  в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении  влияния России на международные  информационные потоки и разработке  рядом государств технологий  информационной экспансии, которые  могут быть применены и к  России;

- активизация на территории  России деятельности иностранных  организаций, занимающихся разведкой  и сбором стратегической информации;

- резкое снижение военного  и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости  отразить военное нападение, что  связано с системным кризисом  оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость  постоянного контроля внешних и  внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости  от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная  в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой  декларацией. Она представляет собой  действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как  был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной  целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило  степень ее политической и экономической  зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал  государственной власти приступил  к реализации принятой в 1997 г. Концепции  национальной безопасности, пусть и  не по всем направлениям эффективной  и результативной.

 

1.3. Внутренние угрозы экономической безопасности России.

Внутренние угрозы - это  неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность  системы государственного регулирования  экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении  противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1) Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию.

2) Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост.

3) Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции.

4) Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса

5) Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве

6) Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства.

7) Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России.

8) Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства.

9) Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности.

10) Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно  переплетены между собой и  взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

 

1.4. Концепция национальной экономической безопасности России.

Потребность в безопасности — устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества — государства.

Под национальной безопасностью  имеется в виду такое состояние  внешней среды, которое позволяет  поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его  суверенитет и территориальную целостность.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно  внешнюю ориентацию — защита независимости  государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический  прогресс существенным образом изменил  способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет  смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень  национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной  мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Информация о работе Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере