Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:40, доклад

Описание работы

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Содержание работы

1. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ………………………………………………………….3
1.1. Понятие «экономической безопасности»………………………………………..3
1.2. Внешние угрозы экономической безопасности России…………………………5
1.3. Внутренние угрозы экономической безопасности России……………………..6
1.4. Концепция национальной экономической безопасности России……………...9
1.5. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности………………………………………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16

Файлы: 1 файл

Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

Основным составным элементом  национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под  влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая  безопасность — это режим функционирования национальной экономики, который позволяет  поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности  населения — качество, уровень  жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который  необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая  безопасность основана на таких основных принципах, как:

независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в  мировую этот принцип может быть выполнен только относительно — необходимо достижение состояния относительной  независимости национальной экономики. Задача государства заключается  в том, чтобы сформировать такой  уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом  хозяйстве;

стабильность национальной экономики. Государство должно создать  устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

устойчивые темпы роста  национальной экономики. В современных  условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень  экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения  национальной безопасности, в том  числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и  внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью  Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической  безопасностью ставятся следующие  задачи:

- прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

- разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

- защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

- разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

- создание условий научной и технологической независимости;

- обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

- повышение эффективности государственного аппарата;

- поддержание баланса межнациональных отношений;

- создание условий соблюдения законодательства;

- формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

- сдержание военного потенциала страны;

- улучшение экологической обстановки;

- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

- формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

- защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

- формирование режима финансово-кредитной независимости России;

- усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

- формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

- вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы —  совокупность взаимосвязанных и  уравновешенных между собой интересов  государства, общества и индивидуума.

 

1.5. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Меры и механизмы экономической  политики, разрабатываемые и реализуемые  на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической  безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих  угрозы экономической безопасности  Российской Федерации.

 Важнейшими элементами  механизма обеспечения экономической  безопасности Российской Федерации  являются мониторинг и прогнозирование  факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

 Мониторинг как оперативная  информационно-аналитическая система  наблюдений за динамикой показателей  безопасности экономики имеет  большое значение для переходного  состояния экономики при наличии  серьезных межотраслевых диспропорций  и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной  подвижности и неустойчивости  социально-экономических индикаторов.

 Это определяет возрастание  требований к государственной  статистике в части комплексности,  глубины и форм охвата объектов  статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

 Объективный и всесторонний  мониторинг экономики и общества  с точки зрения экономической  безопасности Российской Федерации  должен проводиться на основе  анализа конкретных количественных  значений индикаторов экономической безопасности.

 Для осуществления  мониторинга факторов, определяющих  внутренние и внешние угрозы  экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной  задачей является создание организационно-информационной  базы.

2. Разработка критериев  и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

 Для реализации Государственной  стратегии должны быть разработаны  количественные и качественные  параметры (пороговые значения) состояния  экономики, выход за пределы  которых вызывает угрозу экономической  безопасности страны, характеризующие:

 - динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

 - состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

 - способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

 - состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

 - качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

 Количественные параметры  должны быть разработаны не  только для страны в целом,  но и для каждого ее региона.  При этом состав критериев  и показателей экономической  безопасности Российской Федерации  по регионам должен корреспондировать  с соответствующим составом критериев  и параметров в части, касающейся  экономики и национальных интересов России в целом.

 На основе сформулированных  в Государственной стратегии  национальных интересов в области  экономики, критериев и параметров  экономической безопасности Российской  Федерации определяются меры  и разрабатываются механизмы  реализации экономической политики, направленные на обеспечение  экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства  по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации.

 Деятельность государства  по обеспечению экономической  безопасности Российской Федерации  осуществляется по следующим  основным направлениям:

1) Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

 Меры и механизмы,  обеспечивающие экономическую безопасность  Российской Федерации, разрабатываются  одновременно с государственными  прогнозами ее социально-экономического  развития, а реализуются в программе  социально-экономического развития  Российской Федерации.

2) Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

 Совет Безопасности  Российской Федерации рассматривает  концепцию федерального бюджета  с точки зрения обеспечения  экономической безопасности государства;

 Правительство Российской  Федерации координирует работу  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в целях реализации  комплекса мер по преодолению  или недопущению угроз экономической  безопасности страны, в том числе  при подготовке законодательных  и иных нормативных правовых актов.

3) Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

 Реализация мер по  устранению угроз экономической  безопасности Российской Федерации  требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. www.cyberleninka.ru

2. www.grandars.ru

3. www.scrf.gov.ru

 


Информация о работе Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере