Внутренний и внешний долг России. Пути погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
1. Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
2. Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;
3. Выявить наиболее целесообразные и приемлемые направления сокращения долговой зависимости;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты проблемы государственного долга……………………6
Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация………………………………………………………………..6
Внутренний государственный долг……………………………………........8
Внешний государственный долг…………………………………………….9
Долговые обязательства России………………………………………............10
Внутренние заимствования…………………………………………...…….10
Долговые обязательства Российской Федерации перед внешними заёмщиками…………………………………………………………..…...….19
Пути оптимизации государственного долга России…………………............22
Методы управления государственным долгом……………..…...…………22
Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России………………………………………………………..……..….24
Анализ эффективности предложений………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается.

Инвестирование средств в ГСО дает институциональным инвесторам ряд преимуществ по сравнению с другими низкорискованными инструментами размещения средств, в частности позволяет избежать переоценки таких вложений при изменении рыночной стоимости, а также соответствует зарубежной практике использования подобными категориями инвесторов аналогичных нерыночных инструментов.

Инвесторы имеют право на предъявление облигаций к выкупу в даты, определенные в решении о выпуске облигаций, и к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в соответствии с решением о выпуске облигаций и в порядке, предусмотренном утвержденным Положением, при этом предъявление инвесторами облигаций к выкупу осуществляется на добровольной основе.

Размещение облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Размещение облигаций по закрытой подписке осуществляется путем заключения договора купли - продажи облигаций между эмитентом - Минфином России и инвестором.

Минфин России может проводить аукцион по размещению облигаций как по различным ценам, так и по единой цене. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Для краткосрочных облигаций могут быть установлены нулевые процентные ставки купонного дохода.

Облигации выпускаются специально для консервативных инвесторов, являются специальным финансовым инструментом, привлекательным для инвесторов, которые ориентированы на долгосрочное инвестирование и держат, как правило, ценные бумаги в своем портфеле до наступления срока их погашения, бумаги средне - и долгосрочные [11].

Сбербанк России выполняет функции агента и депозитария по обращению ГСО. Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в июле 2006 года. Ставка купонного дохода составила от 8,55% до 6% годовых. А в декабре 2006 года был проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).

 

2.2 Долговые обязательства Российской Федерации перед внешними заёмщиками

В настоящее время внешний долг России складывается из:

кредитов Парижского клуба;

задолженности перед странам, не вошедшим в Парижский клуб;

задолженности России перед странами СЭВ7;

кредитов международных финансовых организаций;

коммерческой задолженности;

рыночных займов России (еврооблигаций);

предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

В структуре валютного долга России, таким образом, можно выделить следующие основные элементы:

1. Советский  долг. Сюда относятся задолженности: Парижскому клубу, по ОВВЗ Минфина, перед странам, не вошедшим в  Парижский клуб и перед бывшими социалистическими странами.

2. Российский  долг. Включает в себя: кредиты  международных финансовых организаций, еврооблигации, ОВВЗ и другие российские долги [6; ст.98].

Внешний государственный долг России на 1 ноября 2014 года составил 53704,6 млн. долларов, сообщил Минфин РФ (см. таблицу 2.2).

Таблица 2.2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2014 года

Категория долга

млн. долларов США

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

53 704,6

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

50,4

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

921,5

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

878,1

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

20,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 234,1

Задолженность по внешним облигационным займам

39 308,5

     внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2017 году

2 000,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

     внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1 500,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

944,3

     внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 000,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3 000,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

     внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

13 897,9

     внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3 000,0

     внешний облигационный заем с погашением в 2043 году

1 500,0

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 285,7


* обязательства, не урегулированные по завершении  переоформления коммерческой задолженности  бывшего СССР

Рассмотрим динамику внешнего долга России (см. приложение рис.2.2). В конце 1991 года государственный внешний долг составлял 795 млрд. долларов. Далее он увеличивался до 2000 года. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Долг бывшего СССР перед Австралией, Австрией, Бельгией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Норвегией, США, Швейцарией, Швецией и Японией полностью погашен по цене 100% от номинала. Также по номиналу погашена задолженность перед Финляндией, за исключением той, погашение которой предусмотрено производить товарными поставками. Долг перед Германией и Нидерландами, а также часть долга перед Францией и Великобританией погашен по ценам, превышающим номинал.

За период с 1 января 2003 года до настоящего времени объем задолженности России по основному долгу перед странами-членами Парижского клуба сократился более чем на 90%. Сокращение произошло в основном за счет осуществленных в 2005-2006 годах досрочных погашений обязательств РФ по долгу бывшего СССР. Напомним, в феврале 2007 года счетная палата сообщала, что российскому бюджету удалось сэкономить 6,6 млрд. долларов за счет досрочного погашения внешнего долга Парижскому клубу кредиторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути оптимизации государственного долга России

 

3.1 Методы управления государственным долгом

 

Существование государственного долга подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга. [9, с.232]

Содержание управления государственным долгом можно рассматривать с двух сторон, имея в виду его определение в широком и узком смысле. В широком смысле управление государственным долгом - это формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается непосредственно совокупность действий правительства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением реорганизации займов, определение ставок процента по государственным ценным бумагам, мероприятия по погашению ранее выпущенных займов. [4, с.65-66]

Основные методы управления внешним долгом:

1) Консолидация - пересмотр условий погашения  задолженности, который может быть  реализован либо путем изменения  условий погашения действующих  долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования  существующей задолженности.

2) Реструктуризация - основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих  государственный или муниципальный  долг, с заменой указанных долговых  обязательств иными долговыми  обязательствами, предусматривающими  другие условия обслуживания  и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам.

3) Рефинансирование  представляет собой процесс погашения  старых займов за счет привлечения  новых.

4) Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного  долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики  должника. Наиболее распространенными  видами конверсии считаются обмен  долга на акции (собственность), обмен  долга на товары, обмен долга  на проведение природоохранных  мероприятий, конверсия долга в  долговые обязательства третьих  стран, и другие.

5) Секъюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

6) Аннулирование - отказ от всех обязательств  по ранее выпущенным займам. Но  применение этого метода ведет  к нанесению непоправимого ущерба  репутации государства как заемщика  среди потенциальных инвесторов  и кредиторов.

В Бюджетном кодексе РФ отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе РФ получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса "Управление государственным долгом" посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, а управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ. [5, с. 20]

До августа 1998 г. выпуск ГКО-ОФЗ осуществлялся все в более крупных размерах, так как использовалось рефинансирование: новые выпуски должны были использоваться для погашения предыдущих. В 1998 - 2002 гг., когда Россия оказалась неспособна обслуживать долги, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секъюритизации внешнего долга.

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

 

3.2 Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России

 

В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом можно предложить создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи [8, c.207]:

- повысить  эффективность государственных  заимствований;

- оптимизировать  структуру государственного долга;

- сократить  риски, связанные с осуществлением  заимствований;

- совершенствовать  правовые основы управления государственным  долгом;

- создать  единую структуру, в полномочия  которой будет входить управление  государственным долгом;

- разработать  единую систему учета государственного  долга;

- создать  единую централизованную систему  анализа и управления исками  заимствований;

Информация о работе Внутренний и внешний долг России. Пути погашения