Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 20:29, курсовая работа
Целью работы является:
1. Проанализировать современную ситуацию на рынке государственного долга, состав, структуру и динамику внешней задолженности в последние годы;
2. Проанализировать механизм управления государственным долгом, основные методы управления внешней задолженностью, а также использование экономико-математических моделей для всестороннего подхода к изучению внешней задолженности;
3. Выявить наиболее целесообразные и приемлемые направления сокращения долговой зависимости;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты проблемы государственного долга……………………6
Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация………………………………………………………………..6
Внутренний государственный долг……………………………………........8
Внешний государственный долг…………………………………………….9
Долговые обязательства России………………………………………............10
Внутренние заимствования…………………………………………...…….10
Долговые обязательства Российской Федерации перед внешними заёмщиками…………………………………………………………..…...….19
Пути оптимизации государственного долга России…………………............22
Методы управления государственным долгом……………..…...…………22
Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России………………………………………………………..……..….24
Анализ эффективности предложений………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
- разработать
единую систему
- создать
систему взаимодействия с
- разработать
систему учета долговых
В процессе реформы необходимо четко разграничить полномочия различных органов государственной власти, управляющих государственным долгом, и разработать порядок их взаимодействия. В данной сфере запланировано следующее распределение полномочий между различными органами государственной власти.
Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на кратко- и среднесрочную перспективы.
Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний предел государственного долга.
Правительство Российской Федерации организует систему оперативного управления государственным долгом, утверждает источники и параметры заимствований.
Центральный банк Российской Федерации согласует вопросы политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и валютной политикой;
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет заимствования от имени Правительства Российской Федерации, реализует правительственную долговую стратегию, обеспечивает бюджетное планирование в части государственного долга.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации анализирует эффективность проектов, источниками финансирования которых являются внешние займы.
Федеральное агентство по управлению государственным долгом участвует в реализации годовых программ в области управления государственным долгом и финансовыми активами, а также в переговорах с кредиторами Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий, осуществляет по поручению Минфина России перевод средств на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми операциями [11].
Факт использования внешних заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.
Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним долгом является применение моделей формирования оптимального долгового портфеля, позволяющего снизить риски и стоимость обслуживания долга.
Важное место в системе мер по управлению внешним долгом занимает также такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ. Существуют разнообразные варианты таких программ, но все они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.
Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Однако по условиям Парижского клуба возможность реструктуризации и секьюритизации ограничена лишь суммой эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем.
Что же касается специфических для России подходов, то, решение долговой проблемы возможно за счет использования задолженности иностранных государств бывшему СССР. Один из вариантов - взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требования по долгам третьих стран.
При осуществлении политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как, соотношение внешнего и внутреннего долга и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства.
3.3 Анализ эффективности предложений
До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы.
В настоящее время платежеспособность России, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в патовую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.
Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Рассмотрим и другие резервы платежеспособности. Например, положительное сальдо торгового баланса. Оно включает в себя экспертную оценку «челночного» импорта, находящегося вне таможенного учета, что составляет четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.
К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также использование золотовалютных резервов [8, с.216].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
- кредитных
соглашений и договоров, заключенных
от имени РФ, как заемщика, с
кредитными организациями, иностранными
государствами и
- государственных
займов, осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
- договоров
о предоставлении РФ
- договоров
и соглашений о получении РФ
бюджетных кредитов от
- соглашений
и договоров, в том числе международных,
заключенных от имени РФ, о
пролонгации и
Внешний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься:
- правительством
страны и субъектами федерации
(руководством областей и
- кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.);
- напрямую крупными предприятиями страны;
- кредитно-финансовых организаций других стран.
Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.
Механизм
регулирования государственного долга
в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация»,
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используются различные схемы конвертации долговых требований: списание долга, выкуп долга, секъютеризация, обмен госдолга на акции национальных предприятий.
Проблема государственного долга относится к числу тех ключевых проблем, которыми активно занимаются органы государственного регулирования любой рыночной экономики и от эффективности, решения которых не в последнюю очередь зависит экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим направлением бюджетной политики государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 2.1. Амортизация внутреннего долга.
Рис. 2.2. Динамика внешнего долга России.
Информация о работе Внутренний и внешний долг России. Пути погашения