Внутренний контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов – того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств – не платить же больше, чем должен – и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае – времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.
А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры п

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы внутреннего контроля.
1.1. Внутренний контроль, его цели, задачи,
предмет, методы и объекты исследования……………………………..8
1.2. Взаимоотношение внешнего и внутреннего контроля……………….11
1.3. Законодательные основы организации внутреннего контроля………17
2. Система бухгалтерского учета как составная часть системы
внутреннего контроля
2.1. Цели и средства внутреннего контроля
системы бухгалтерского учета………………………………………….24
2.2. Функциональные области контроля……………………………………28
2.3. Информационные потоки в бухгалтерии предприятия
и подготовка отчетности для внутренних целей………………………30
3. Процедуры и методы внутреннего контроля
как составная часть системы внутреннего контроля.
3.1. Классификация процедур и методов внутреннего контроля……...37
3.2. Разделение обязанностей…………………………………………….41
3.3. Система подтверждения полномочий……………………………….42
3.4. Документальный контроль……………...…………………………...45
3.5. Физические способы контроля………………………………………51
3.6. Система независимых проверок…………………………………….60
Заключение…………………………………………………………………………63
Список литературы…………………...……………………………………………69
Приложение……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

внутренний контроль.docx

— 127.57 Кб (Скачать файл)

Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации  системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной  и эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения  политики руководства каждым  работником предприятия;

3) обеспечение сохранности  имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных  целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — Учета) и  системы внутреннего контроля, так  как система двойной записи, лежащая  в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе автоматизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

Для достижения целей организации  системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннею контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

*  в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и  объективное представление о предприятии в целом;

* компьютерные программы,  контролирующие функционирование  учетной системы, включающие формирование  первичных документов, их анализ  и разноску по счетам, не могли  быть сфальсифицированы;

* средства предприятия  не могли быть незаконно присвоены  или неэффективно использованы;

* все отклонения от  планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли ответственность;

* внутренняя отчетность  оперативно передавалась лицам,  уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

Из перечисленных выше задач руководства предприятия  по организации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутреннего контроля с двумя видами бухгалтерского учета; бухгалтерским финансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего контроля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние с системой бухгалтерского управленческого учета.

Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

*   систему внутреннего финансового контроля;

*   систему внутреннего управленческого контроля.

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы  внутреннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъемлемыми частями которого являются абсолютно все подразделения предприятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника-предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

Степень сложности внутреннего  контроля должна соответствовать организационной  структуре предприятия, численности  персонала, разветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего  контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей,

Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

* бухгалтерский финансовый  учет (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение);

* бухгалтерский управленческий  учет (выделение центров ответственности, нормирование издержек);

* ревизия, контроль, аудит  (проверка документов, проверка арифметических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, подтверждение и прослеживание);

*   теория управления.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему  и используются в целях управления предприятием.

В современных условиях в  жизнь предприятий постепенно входит новое понятие, называемое “эккаунтингом” (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство - ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми нормами. Однако счетоводство — это лишь основополагающий элемент эккаунтинга. Посредством счетоводства создается информационная база, необходимая для управления предприятием. Профессиональная деятельность, связанная с формированием этой информационной базы, и называется эккаунтингом.

В это понятие входит работа:

*   плановая;

*   по составлению отчетности;

*   контрольная;

*   аналитическая.        

Таким образом, контроль является неотъемлемой частью эккаунтинга.

1.2.       Взаимодействие внешнего и внутреннего контроля

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и  своевременном отражении хозяйственных  операций в бухгалтерском учете  и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия, Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля=

Степень взаимосвязи между  внутренним и внешним контролем  во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.

Внешний и внутренний контроль являют собой взаимозависимые и  взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Но наряду с этим между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам.

1. Обязательность  контроля

В соответствии со ст. 13 Закона РФ “О бухгалтерском учете” включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подлежат обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами,

В остальных случаях аудиторская  проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Она осуществляется по решению руководства предприятия.

Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности, На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.

2. Цели организации  контроля

Цель внешнего независимого аудита — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена, и аудитор выдал аудиторское заключение, цель считается достигнутой.

Цель внутреннего контроля (аудита) — обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время,

3. Пользователи  информации

Потребителями информации, являющейся результатом независимого внешнего аудита, являются внешние  пользователи.

Информация, являющаяся результатом  осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей, в частности, — для руководителей  и менеджеров организации,

4. Свобода выбора

Независимый внешний аудит  основан на общепринятых нормах —  стандартах (правилах) аудиторской  деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора  аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.

Внутренний контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач  управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля — порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. В настоящее время порядок организации внутреннего аудита в банках устанавливается в соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997 г, № 02-372 “О введении в действие Положения “Об организации внутреннего контроля в банках”.

Информация о работе Внутренний контроль