Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 03:08, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Содержание работы

Тема 1. Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия.

Ведение…………………………………………………………………………….3
Внешняя среда…………………………………………………………….4
Внутренняя среда…………………………………………………………6
Метод SWOT……………………………………………………………….9
Вывод……………………………………………………………………………..10
Тема 2. Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы, их определяющие.
Введение………………………………………………………………………….12
Совокупный спрос………………………………………………………...13
Совокупное предложение и факторы его определяющие……………...15
Вывод……………………………………………………………………………..22
Библиографический список……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

к.р.экономика 3 курс.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Тема 1. Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия.

 

Ведение…………………………………………………………………………….3

    1. Внешняя среда…………………………………………………………….4
    2. Внутренняя среда…………………………………………………………6
    3. Метод SWOT……………………………………………………………….9

Вывод……………………………………………………………………………..10

 

Тема 2. Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы, их определяющие.

 

Введение………………………………………………………………………….12

    1. Совокупный спрос………………………………………………………...13
    2. Совокупное предложение и факторы его определяющие……………...15

Вывод……………………………………………………………………………..22

Библиографический список……………………………………………………..24

 

 

 

 

Тема 1: Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия.

 

Введение.

 

Любая организация  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том  случае, если среда допускает его  осуществление. Внутренняя среда организации  является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации  функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

    1. Внешняя среда.

 

Внешняя среда – это набор реально  существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации, на уровень неопределенности и риска при принятии управленческих решений.

Основные  свойства внешней среды следующие:

  • объемность, т.е. число входящих в нее элементов; большая объемность содержит более 7 элементов, средняя от 4 до 6, малая – до 4 элементов;
  • сложность, которая определяется трудозатратами на обработку требуемого количества элементов внешней среды;
  • подвижность ,т.е. скорость обновления ее параметров;
  • неопределенность, то есть неполнота или неточность информации о состоянии внешней среды.

Чем выше доля неучтенных элементов во внешней  среде, тем сложнее процесс функционирования организации.

Однако  необходимо учитывать, что организации  укомплектовываются разными людьми, чьи привычки, потребности, настроения и недостатки необходимо учитывать. Какие люди и как будут работать в организации, какие роли они  будут выполнять – важный элемент  теории организации. Поведение членов организации внутри организации  может рассматриваться как ее внутренняя среда.

Внешнеэкономическая деятельность это предпринимательская  деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения  материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных  отношений с зарубежными странами.

Выбор внешнеэкономической  деятельности зависит от конкретных направлений деятельности предприятия, его финансового положения, механизма  государственного регулирования и  органов управления внешнеэкономической  деятельности, условий хозяйствования предприятий различных форм собственности.

Основные  направления внешнеэкономических  связей в современных условиях:

- восстановление  и развитие экспортного потенциала  страны;

- использование  иностранных кредитов для технического  переоснащения;

- повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

- изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

- обеспечение  экономической безопасности страны  за счет совершенствования экспорта  и импорта.

Каково  же понятие внешней среды, какова ее структура? Впервые понятие “внешней среды” было дано в “Тектологии” – всеобщей организационной науке А.А. Богданова. В этой работе среда рассматривается как сумма внешних отношений, разделяется она на консервативную и изменчивую. В 40-х годах появляется много работ, в которых рассматривается общая теория систем, даются понятия открытой системы и внешняя среда рассматривается как часть пространства, находящаяся за границами внутренней среды. Существуют различные представления о структуре внешней среды.

М. Портер в работе “Международная конкуренция” в качестве внешней среды выделяет так называемые “конкурентные силы”, в состав которых он включает непосредственных конкурентов, покупателей, поставщиков, фирмы, предлагающие товары – заменители. Он считает, что задача управленца – не оставлять попыток воздействия на эти силы.

Другая  группа американских ученых рассматривает  внешнюю среду как двухуровневую  структуру – внешняя среда  ближнего и дальнего окружения. Это  работы Д. Томпсона, У. Диллома и др.

Ф. Котлер в работе “Основы маркетинга” внешнюю среду рассматривает как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды. Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.) Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать (конкуренты, потребители, поставщики, контактные организации и др.).

 

 

 

    1. Внутренняя среда.

Внутренняя  среда организации – это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации  и влияющих на ее управляемость.

Что относится  к этим переменным?

Это прежде всего структура организации  и система ее управления; коммуникации как каналы движения информации; персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами; корпоративная культура организации, методология управления; финансовое состояние организации; состояние  техники и технологии; социально- психологическая атмосфера и т.д.

В организации  постоянно возникают проблемы, так  как необходимо непрерывное поступление  ресурсов, техника изнашивается, технологии устаревают, работники увольняются. Постоянно возникает нескоординированность разных участков организации. Это говорит о том, что в отличие от закрытых открытая система характеризуется высокой энтропией, т.е. она может сама реконструировать себя. Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту, а не только способны к выживанию. В интересах выживания открытые системы позволяют совмещать несовмещаемое: реализовать стратегии на обеспечение стабильности и стратегии на изменение системы. Стабильные организации, не способные адаптироваться к изменениям внешней среды, долго существовать не могут.

Таким образом, основное внимание руководителей должно быть направлено на формирование целей  организации, её миссии и организационной  структуры, на её технологии и ресурсы.

Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны  компании, руководство имеет возможность  расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача управления предприятия поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Внутренняя  среда предприятия – та часть  общей среды, которая находится  в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие  на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает  организация. Изучение внутренней среды  направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается  в конкурентной борьбе и которую  она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

Внутренняя  среда формируется:

- Качеством  и спецификой персонала

- В соответствии  с целями и задачами организации

-В соответствии  с возможностями организации

Внутренняя  среда определяется:

- Структурой  организации

- Системой  управления

- Производственно-технологическими  процессами

- Уровнем  автоматизации

- Разделением  труда

- Коммуникациями

Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация; организационная структура; научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная  культура.

Кадровый  срез внутренней среды охватывает такие  процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение, продвижение  кадров, мотивация, стимулирование.

Организационный срез включает в себя распределение  прав и ответственности, иерархию подчинения.

Производственный  срез рассматривает изготовление продукта, осуществление исследований и разработок, введение новых технологий.

Финансовый  срез связан с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.

В маркетинговый  срез входят процессы, связанные с  реализацией продукции (стратегия  продвижения продукта на рынке, выбор  рынков сбыта и систем распределения).

Но, пожалуй, самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды должна подвергаться организационная культура, которая может как усиливать позиции организации в конкурентной борьбе, так и снижать ее шансы в случае своего несовершенства и несоответствия выбранной стратегии.

 

    1.  Метод SWOT

 

Одним из наиболее распространенных и признанных методов, позволяющих провести совместное изучение внешней и внутренней среды, является метод (сила, слабость, возможности  и угрозы) — анализ сильных и  слабых сторон фирмы, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Для того чтобы организация могла выжить в долгосрочной перспективе, ее руководство  должно уметь прогнозировать, какие  могут открыться новые возможности  в будущем, а также какие трудности  могут помешать развитию фирмы. Но прежде всего необходимо выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Сила  — это то, в чем компания преуспела, то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами: высокое  производственное мастерство, глубокое понимание нужд и вкусов потребителей. Учет сильных сторон дает возможность  максимально задействовать имеющиеся  навыки и знания, позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе.

Информация о работе Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия