Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 15:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение воспроизводственных процессов, а задачами курсовой работы является узнать и понять его структуру, виды и особенности. Также предстоит рассмотреть внешние эффекты и формы регулирования.
Актуальность данной темы заключается в том, что первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и многим другим, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу
1. Введение
2. Воспроизводство общественных благ
2.1 Понятие воспроизводства общественных благ
2.2 Фазы воспроизводства общественных благ
2.3 Типы воспроизводства общественных благ
2.4 Основные макроэкономические показатели воспроизводства
3. Внешний эффект
4. Формы регулирования
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Расширенное воспроизводство означает возобновление производства в каждом новом воспроизводственном цикле на более высоком (относительно предыдущего) уровне, что должно приводить в итоге к более высокой ступени потребления людей и росту благосостояния общества в целом.
В соответствии со вторым критерием в экономической теории различают: экстенсивное, интенсивное и смешанное воспроизводство.
Экстенсивное воспроизводство - это процесс расширения масштабов производства за счет привлечения дополнительных ресурсов на прежней технологической основе. Можно выделить несколько путей экстенсификации: рост численности рабочих, увеличение рабочего дня, рост объема инвестиций и капиталовложений, освоение новых участков земли, рост добываемого сырья и т.п. Чисто экстенсивный тип воспроизводства не имеет перспективы, т.к. очевидно, что воспроизводство столкнется с ограниченностью ресурсов. Следовательно, данный вид расширенного воспроизводства является своеобразной экономической моделью и классического вида экстенсивного воспроизводства не существует.
Интенсивное воспроизводство - это процесс увеличения объема производства за счет качественного улучшения технологий и техники. Для данного типа воспроизводства характерны следующие пути его обеспечения: обновление техники, более эффективное использование всех ресурсов, экономия материальных ресурсов, повышение квалификации рабочих кадров, укрепление трудовой дисциплины, а также интенсификация управления, развития науки, инфраструктуры.
В чистом виде интенсивное воспроизводство, как и экстенсивное, не существуют. Они взаимно переплетаются и дополняют друг друга, тем самым образуя третий вид воспроизводства, существующий в реальной жизни, - смешанное воспроизводство.
Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии.
2.4 Основные макроэкономические показатели воспроизводства
Итогом общественного воспроизводства является валовой национальный продукт (ВНП) - сумма материальных благ, которая произведена обществом за какой-то конкретный исторический период, как правило, за один год. По натуральной форме ВНП представляет собой массу средств производства и предметов потребления. Исходя из натуральной формы ВНП, все общественное производство делится на два больших подразделения:
1) включает в себя все отрасли, производящие средства производства;
2) включает в себя все отрасли, производящие предметы потребления;
По стоимости ВНП делится на две части:
1) фонд возмещения
(стоимость израсходованных
2) национальный
доход (вновь созданная стоимость,
в которой воплощена стоимость
необходимого и стоимость
Существуют два различных подхода к измерению ВНП. Первый означает взгляд на ВНП как на сумму всех расходов, необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства. Это -- подход к определению ВНП по производству или по расходам. Другой подход предполагает взгляд на ВНП с точки зрения дохода, полученного или созданного в процессе производства ВНП. Это -- подход к определению ВНП по поступлениям, или, иначе, по распределению, или по доходам. Более глубокий анализ этих двух подходов позволяет раскрыть суть, к которой они оба сводятся: ВНП может быть определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо посредством сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.
Показатель ВНП, который отражает текущие цены, то есть такой показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен, иначе называется нескорректированный, выраженный в долларах по текущему курсу денежный, или номинальный ВНП. Аналогичным образом показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции (то есть повышения цен) или дефляции (то есть понижения цен), представляет собой скорректированный, выраженный в долларах по неизменному курсу, или реальный ВНП.
Из ВНП можно получить другие важные показатели национального дохода:
1)чистый национальный продукт (ЧИП). Он представляет собой ВНП за вычетом отчислений на потребление капитала.
2)национальный
доход (NI) - есть совокупный доход,
заработанный поставщиками
3)личный доход (PI) - представляет собой совокупный доход, выплачиваемый индивидам и семьям до выплаты налогов с граждан.
4)доход после
уплаты налогов (DI) - есть личный
доход за вычетом налогов с
граждан. С помощью дохода после
уплаты налогов измеряется
ВНП на душу населения представляет собой весьма точный и очень полезный показатель функционирования национальной экономики.
3. Внешний эффект
Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) -- предмет теоретических дискуссий. Сточки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг.
Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. С помощью государства внешние эффекты регулируются либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты).
Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.
Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает принцип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределить и защитить права собственности рыночных агентов. Право собственности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон.
Четкое распределение прав Собственности среди хозяйствующих субъектов должно приводить к тому, что любые внешние эффекты превратятся во внутренние. Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (например, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы мирового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия государства, устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны -- источник и получатель экстерналии -- могут прийти к взаимоприемлемой договоренности о том, как распределить между собой дополнительные издержки или выгоды (в случае положительных эффектов перелива). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерналии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в реальности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компаниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случаев рынок внешние эффекты устранить не может.
4. Формы регулирования воспроизводства
Государственное регулирование воспроизводственного процесса трактуется как совокупность действий властных структур, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства для обеспечения ее стабильного, устойчивого развития. Осуществление централизованного воздействия на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий.
В процессе перехода от плановой экономики к рыночной в России происходит смена форм и методов централизованного директивного управления формами и методами государственного регулирования экономики. При этом выделяются две основные формы государственного регулирования:--
1) экономическое
косвенное воздействие на
2) административное (прямое) воздействие на экономику.
Экономическое регулирование со стороны государства достигается многочисленными методами. На макроэкономическом уровне к ним относятся:
1) денежная политика.
Она охватывает формирование
государством обязательных
2) налоговая политика.
С ее помощью государство
3) политика государственных расходов. Она способствует структурным преобразованиям производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы;
4) управление государственным
долгом. Сюда относятся ставка
процента и срок выпуска
Государство располагает также экономическими методами регулирования воспроизводства и на уровне мировой экономики. Они оказываются тем значимее и эффективнее, чем глубже страна интегрирована в систему мирового хозяйства. Здесь необходимо выделить:
1) внешнеторговую
политику. Она касается экспорта
и импорта товаров и услуг.
Государство активно
2) лицензирование
экспортных потоков. Может оказаться
так, что, стимулируя экспорт, государство
будет способствовать отправке
за рубеж того, в чем нуждается
собственное население. Это может
случиться, если не налажено
3) таможенное налогообложение.
Оно представляет метод