Возникновение и сущность инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – выяснить основные причины инфляции и рассмотреть систему мер, которая бы эффективно препятствовала распространению негативных последствий инфляционных процессов в стране.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
б) ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
в) выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению

Содержание работы

Введение 4
1. Возникновение и сущность инфляции 7
2. Причины и виды инфляции 18
2.1. Причины инфляции 18
2.2. Измерение инфляции 22
2.3. Виды инфляции 25
3. Методы устранения и предотвращения последствий инфляции 38
3.1. Социально-экономические последствия инфляции 38
3.2. Антиинфляционная политика 43
Выводы по работе 47
Список используемых источников 49
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Эта инфляция, продолжавшаяся около трех лет, нанесла Германии колоссальный ущерб. Обнищание средних  классов, безжалостное перераспределение доходов, потрясающая нестабильность подготовили почву для роста экстремизма и последующего прихода к власти фашистов. Как пишет английский экономист Л. Роббинс, "Гитлер был взлелеян инфляцией". Однако при всем этом приходится признать и другой факт: за этот период объем производства в Германии не только не уменьшился, но и продолжал расти. И причина заключалась в том, что инфляция была открытой. Цены могли свободно колебаться, и, следовательно, ценовой механизм мог осуществлять соответствующее распределение ресурсов.

После второй мировой  войны. Германия вновь столкнулась  с серьезной инфляцией, однако ее рост был подавлен, в том числе  с. помощью оккупационных властей  Англии, Франции и США. В результате объем производства в стране сократился наполовину. Поскольку система цен не работала, люди вынуждены были обратиться к бартеру. Даже заработная плата на предприятиях выплачивалась производимыми товарами (как это хорошо знакомо многим сегодняшним работникам российской промышленности!). Однако так не могло продолжаться долго, и в стране начал возникать альтернативный рынок с собственными "деньгами": сигаретами и коньяком. Первые использовались как деньги в маленьких сделках, а коньяк — в крупных. М. Фридмен писал, что это были самые ликвидные деньги, которые когда-либо ему встречались.

С 1948 г. в Германии началось "экономическое чудо". Его причиной стали не какие-то неведомые до того факторы роста, а всего лишь грамотная  денежная реформа, устранение контроля над ценами и свободное функционирование механизма цен. Через несколько лет после начала реформы в Германии начался бурный рост промышленности, торговли и других отраслей экономики. Сегодня это процветающая страна, входящая в семерку мировых лидеров.

Каков общий итог? Если страна идет по пути открытой инфляции, ее экономика имеет шанс на выздоровление и последующее нормальное развитие. Главное условие выздоровления — сохранение рыночного механизма, ценовой системы, пусть и деформированной. Если государство избрало путь подавленной инфляции, от нее избавиться нельзя. Это первый вывод. Второй заключается в том, что при подавленной инфляции общество обречено на беспросветный товарный дефицит. М. Фридмен следующим образом резюмировал последствия подавленной инфляцией: "Намного больше вреда приносят меры по сдерживанию инфляции, нежели сама открытая инфляция".

Понимая это, страны с  развитой рыночной экономикой практически  не прибегают к вариантам подавленной  инфляции. В США последний случай временного замораживания цен и  доходов был в начале 70-х гг., которое было вскоре отменено из-за своей очевидной неэффективности.

Из сказанного следует, что у экономики, страдающей от инфляции, есть только один нормальный выход  — максимально допустимая свобода  цен. Однако это утверждение справедливо  только для долгосрочной перспективы. В краткосрочном плане не так все просто: переход на режим открытой инфляции может выдержать не всякая экономика. Если хозяйство монополизировано, не располагает рыночной инфраструктурой, обременено гипертрофированной отраслевой структурой, а главное — гигантским государственным сектором, открытая инфляция может нанести больше вреда, чем пользы. Об этом говорит опыт России и других стран СНГ.

В начале либерализации  цен в 1992 г. многие российские политики и экономисты полагали, что переход  на открытую инфляцию поднимет цены в 3-4 раза, а они взметнулись вверх в тысячи раз. Значит, были сделаны ошибочные оценки перспективных масштабов инфляции. Такой рост цен парализовал, инвестиции, разрушил, многие виды производства, остановил научные исследования и т. д. Одним словом, открытая инфляция проделала огромную разрушительную, а не созидательную работу. Иная картина наблюдалась в Польше, Чехии, Венгрии, Эстонии, где открытая инфляция оздоровила экономику, дала ей новые, верные сигналы и ориентиры. Это лишний раз говорит том, какую огромную роль в экономике играет ценовой механизм.

 

3. Методы устранения и предотвращения последствий инфляции.

 

3.1. Социально-экономические последствия инфляции.

 

Инфляция отрицательно влияет на все  стороны жизни общества и поэтому  рассматривается как социальное зло. Негативные последствия инфляции очевидны каждому взрослому человеку. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство национального капитала за границу и т. д. Однако кроме явных издержек многие последствия инфляции носят неявный характер, социальный вред которых не менее опасен.

Для того чтобы рассмотреть этот аспект проблемы, проведем грань между  двумя разновидностями инфляции — прогнозируемой и непрогнозируемой. Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации. Иными словами, это инфляция, к которой люди в большей или меньшей степени подготовлены. Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью. При такой инфляции фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. Например, если ожидаемый темп инфляции 5% в год, а фактический оказывается равным 15% за тот же период, то непредвиденный темп инфляции составит 10%.

При прогнозируемой инфляции все экономические субъекты будут учитывать тот или иной ожидаемый темп роста цен в своих планах. Как заемщики, так и кредиторы будут ориентироваться не на номинальную i, а на реальную r процентную ставку, размер которой будет скорректирован на темп инфляции π: r=i-π. Соответствующим образом будет скорректирована на темп ожидаемой инфляции и арендная плата за землю, здания, квартиры и т. д. Для учета более высокого уровня инфляции в трудовых коллективах будет предусмотрен рост заработной платы. Одним словом, все экономические и финансовые решения будут приниматься с учетом будущего роста цен.

Однако даже при полном учете  населением, фирмами, банками и правительством предстоящего темпа роста инфляции она все же сопряжена с издержками. Имеются в виду прежде всего издержки, обусловленные самим фактом возникновения инфляционного налога. Так, если при постоянном уровне цен трансакционный спрос на деньги составляет денежных единиц, то в условии инфляции с годовым темпом π через год индивид должен держать в кассе (1+π) денежных единиц. Пополнить кассу ему придется из текущего дохода. Поэтому его располагаемый доход сократиться на (1+π)- денежных единиц.

Кроме бремени инфляционного налога прогнозируемая инфляция порождает снижение эффективности в чистом виде. Дело в том, что ожидаемый рост инфляции вызывает повышение процентных ставок и тем самым увеличивает альтернативные издержки хранения денег. В результате люди сокращают объем ликвидных средств, находящихся на руках, но вынуждены чаще посещать банки и увеличивать объем покупок, опережая рост цен. На экономическом жаргоне такие издержки называются «издержками на обувные подметки» (поскольку от частого посещения банков стираются обувные подметки).

Другим следствием прогнозируемой инфляции является то, что называется «издержками меню». Этот термин отражает неудобства, приносимые необходимостью корректировать товарные цены с учетом инфляции. Происхождение термина обусловлено изменением цен блюд в ресторанах и необходимостью печатания новых бланков меню, по мере того как растут цены на продукты, используемые для приготовления обедов и ужинов.

Подобные издержки возникают и  при перенастройке торговых, телефонных, игральных и прочих автоматов, поскольку их владельцам приходится расходовать дополнительные средства на оплату услуг технического персонала, транспортных услуг и т. д. Во время инфляции компаниям, торгующим по каталогам, приходится чаще пересматривать, перепечатывать и новь выпускать свои каталоги.

Наконец, при прогнозируемой инфляции нельзя избежать потерь, образующихся при подоходном налогообложении. Поскольку  ставка налога устанавливается по отношению  к номинальному доходу, то его рост во время инфляции может сопровождаться переводом части населения в более высокую категорию налогообложения, где предельная ставка налога выше. Правда, в ряде стран такие эффекты ползучей смены налоговых ставок постепенно устраняются. В частности, в США после налоговой реформы 1986 г. граница ставок подоходного налога стала индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. В России по мере роста номинального дохода в период инфляции 90-х гг. имел место сдвиг существующих налоговых ставок на более высокие уровни доходов.

При непрогнозируемой инфляции главным ее последствием является быстрый рост перераспределительных процессов, в результате чего одни группы населения резко богатеют, другие столь же стремительно нищают.

В отношениях между кредиторами  и заемщиками в условиях инфляции существенную выгоду получают последние, так как взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько богатства, на сколько произошло непредвиденное повышение цен. Однако если кредитор будет вынужден уплатить налог на свой номинальный процентный доход, его потери станут еще больше

В аналогичной ситуации окажутся владельцы  и других финансовых активов: банковских депозитов, акций, облигаций, наличных денег. В целом совокупный эффект непредвиденной инфляции складывается не в пользу домашних хозяйств — чаще всего выигрыш получают фирмы и государство.

В самих же домашних хозяйствах в  структуре активов номинальная  их составляющая больше у пожилых  людей, чем у молодежи. Поэтому  в результате роста общего уровня цен происходит перераспределение  богатства от старшего поколения к молодому ("дети грабят отцов").

Непрогнозируемая инфляция порождает  также перераспределение доходов  между различными слоями населения. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения их реальной стоимости. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система инфляции доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, могут увеличить свой доход. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев реальных активов (недвижимость, антиквариат, драгоценности, произведения искусства и т. п.). Все это, в конечном счете, ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству.

К сказанному следует добавить, что  продолжительная инфляция стимулирует  растущий спрос на иностранную валюту. Усиливаются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что, в свою очередь, еще больше ускоряет рост цен.

Таким образом, непрогнозируемая инфляция существенно деформирует механизм распределения национального дохода и имущества в стране и тем  самым снижает эффективность  их использования. Длительная инфляция таит в себе опасность самоускорения, грозящую гиперинфляцией и крахом всей финансово-экономической системы. Вот почему проблема предотвращения инфляции — одна из главных макроэкономических задач государства.

 

3.2. Антиинфляционная политика.

 

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная, как уже отмечалось, не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией — это  значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания- полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить  причины инфляции. Ранее было показано, что инфляция — результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек). Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете "инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен" (М. Фридмен).

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной  политикой ЦБ, неэффективной налоговой  системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

а) уменьшение денежной эмиссии;

б) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);

в) повышение нормы обязательных резервов;

г) сокращение государственных расходов;

д) совершенствование налоговой системы и  увеличение налоговых поступлений в бюджет

 

Однако проведение в  жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это  относится прежде всего к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие  снижения темпов прироста денежной массы  — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Примером удачной шоковой терапии могут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8% в 1995 г. Это позволило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-х гг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

Информация о работе Возникновение и сущность инфляции