Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:37, реферат
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
История создания
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.
Структура
ВТО
ВТО – это
и организация, и одновременно комплекс
правовых документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий права
и обязанности правительств в сфере международной
торговли товарами и услугами. Правовую
основу ВТО составляют Генеральное соглашение
о торговле товарами (ГАТТ) в редакции
1994 года (ГАТТ-1994),Генеральное соглашение
о торговле услугами (ГАТС) иСоглашение о торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались
парламентами всех стран-участниц.
"Главные задачи ВТО - либерализация
международной торговли, обеспечение
ее справедливости и предсказуемости,
способствование экономическому росту
и повышению экономического благосостояния
людей. Страны-члены ВТО, которых на май
2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи
путем контроля за выполнением многосторонних
соглашений, проведения торговых переговоров,
урегулирования торговых в соответствии
с механизмом ВТО, а также оказания помощи
развивающимся странам и проведения обзора
национальной экономической политики
государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что
является дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но
в ВТО такой практики пока не было; в рамках
работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие
единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,
которая собирается как минимум один раз
в два года. Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц
на либерализацию торговли и добавила
к существующей организационной структуре
ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся
вопросами соотношения между торговлей
и инвестициями, взаимодействия между
торговлей и политикой конкуренции, а
также прозрачностью в области государственных
закупок. Вторая конференция, проведенная
в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию
ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО
договорились об изучении вопросов мировой
электронной торговли. Третья конференция,
которая была созвана в декабре 1999 года
в Сиэтле (США) и должна была принять решение
о начале нового раунда торговых переговоров,
закончилась фактически безрезультатно.
Очередная Министерская конференция должна
состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции
находится Генеральный совет,
который отвечает за выполнение текущей
работы и собирается несколько раз в год
в штаб-квартире в Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики
и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции
трем советам, находящимся на следующем
уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле
услугамии Совету по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле
товарами, в свою очередь, руководит
деятельностью специализированных комитетов,
осуществляющих контроль за соблюдением
принципов ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле
услугами осуществляет контроль за
выполнением соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами.
Многочисленные специализированные комитеты
и рабочие группы занимаются отдельными
соглашениями системы ВТО и решением вопросов
в таких областях, как защита окружающей
среды, проблемы развивающихся стран,
процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО,
который базируется в Женеве, имеет около
500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат ВТО,
в отличие от подобных органов других
международных организаций, не принимает
решений, так как эта функция возлагается
на сами страны-члены. Основные обязанности
Секретариата – обеспечивать техническую
поддержку различным советам и комитетам,
а также Министерской конференции, оказывать
техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации. Секретариат
также обеспечивает некоторые формы правовой
помощи в процессе разрешения споров и
консультирует правительства стран, желающих
стать членами ВТО. На сегодняшний день
таких стран насчитывается более двадцати.
Членами Всемирной
торговой организации являются уже
153 стран мира, и в ближайшие
годы их число будет увеличиваться.
Это означает, что практически всякое
государство, претендующее на создание
современной, эффективной экономики и
равноправное участие в мировой торговле,
стремится стать членом ВТО. Россия в этом
смысле не является исключением.Участие
в ВТО дает стране множество преимуществ.
Их получение и является в прагматическом
смысле целью присоединения к ВТО. Конкретнымицелями присоединени
Задача ведущихся переговоров о присоединении
– добиться наилучших условий присоединения
России к ВТО, то есть наиболее выгодного
соотношения преимуществ от вступления
и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков. |
Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО.Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: "Изучить заявку
Правительства Российской Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т. н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами). В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 4-6 декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов.Второе заседание было в основном посвящено завершению рассмотрения Меморандума. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов, дополнений к Меморандуму по "новым" сферам Третье
заседание Рабочей группы состо Четвертое
заседание Рабочей группы состо На
пятое заседание Рабочей На
шестое заседание Рабочей группы, кото На
седьмом заседании Рабочей Восьмое
заседание Рабочей группы состо Девятое
заседание Рабочей группы прошл В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена серия многосторонних и двусторонних консультаций. Неофициальные многосторонние консультации в формате Рабочей группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых Россия официально представила странам-членам РГ предложения по доступу на внутренний рынок услуг, утвержденные на заседании Правительства РФ 16 сентября 1999 г, а также подготовленный проект документа по региональным промышленным субсидиям. Тогда же были проведены предварительные консультации по услугам с четырьмя странами. В этот же период были продолжены двусторонние тарифные переговоры, позволившие фактически завершить "первое чтение" российских тарифных предложений, представленных в ВТО в феврале 1998 г., и приступить к подготовке скорректированных тарифных предложений. Обновленные тарифные предложения России были распространены среди членов Рабочей группы в марте 2000 г. В общей сложности в ходе тарифных переговоров на основе первоначальных тарифных предложений России двусторонние встречи прошли примерно с 30 членами Рабочей группы. Кроме того, были проведены многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых российской стороной были распространены скорректированные предложения по уровню внутренней поддержки, а также детальные перечни действующих в России программ субсидирования сельскохозяйственного сектора. Официальное десятое заседание Рабочей группы прошло 25-26 мая 2000 г. Повестка дня заседания включала: (а) обзор развития российского законодательства, (б) услуги; (в) промышленные субсидии, (г) вопросы таможенной оценки; (д) вопросы технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм; (е) обзор двусторонних контактов, и (ж) дальнейшие шаги в деятельности Рабочей группы. Одновременно в период с 22 мая по 26 мая была проведена серия двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг с 16 странами, включая страны “квадро”. Одиннадцатое
заседание Рабочей группы состо Двенадцатое официальное заседание Рабочей группы состоялось 26-27 июня 2001 г. В повестку дня заседания были включены вопросы развития российского законодательства, обсуждение представленного российской стороной Обзора торговой политики России, (документа с описанием действующего торгового режима), могущего лечь в основу Доклада РГ, а также многосторонняя встреча по сельскому хозяйству Повестка
дня тринадцатого заседания Рабочей
группы (23-24 января 2002г.) включала:
Принято решение о переходе к новому этапу в переговорах о присоединении России к ВТО - подготовке Секретариатом ВТО к концу марта 2002г. первого варианта проекта Доклада Рабочей группы. Его первое рассмотрение было намечено на апрель 2002г. и продолжение в более детальном формате - на следующей сессии РГ в середине июня 2002г. Четырнадцатое
заседание Рабочей группы состо Пятнадцатое
заседание Рабочей Группы прохо По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области доступа на рынок товаров. Уже в конце июля российская сторона намерена представить ответы на вопросы, поступившие в ходе состоявшихся переговоров от наших партнеров. Ранее в июле должны пройти двусторонние встречи с США, Канадой и Европейским союзом. На Шестнадцатом заседании Рабочей Группы (16-18 декабря 2002 года) прошло постатейное обсуждение итогового доклада РГ о присоединении России к ВТО (стержневой элемент всего финального пакета документов присоединяющейся страны) Важным результатом заседания РГ явилось принятие уплотненного графика переговоров на первые четыре месяца 2003 г. Начиная с конца января, планируется проведение ежемесячных переговорных сессий в рамках РГ, должно состояться до 50 – 60 раундов двусторонних переговоров. В январе – феврале должны состояться многосторонние консультации по сельскому хозяйству, энергетике, санитарным и фитосанитарным нормам. Продолжаться двусторонние переговоры по товарам и услугам. Весной предстоит завершить работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Решено ускорить работу над итоговым докладом РГ о присоединении России к ВТО. По мнению руководителя российской делегации на переговорах в Женеве Максима Медведкова, завершившееся заседание РГ и раунд переговоров создают хорошие предпосылки для дальнейшего продвижения переговорного процесса. В ходе подведения итогов прошедшего раунда М.Медведков также отметил существенную роль, которую сыграло участие вице-премьера Алексея Кудрина в работе РГ и его встреча с генеральным секретарем ВТО Паничпакди Супачаем. В ходе Семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. Кроме того был уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а именно график многосторонних консультаций на февраль по энергетике, сельскому хозяйству, услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле/санитарные и фитосанитарные нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта с.г.). На заседании завершилось очередное второе по счету постатейное обсуждение доклада РГ о присоединении России к ВТО, проходившее 27 января. Формальное Восемнадцатое заседание
Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 года в
Женеве. Проходившее в ходе заседания
обсуждение итогового доклада РГ по присоединению
России к ВТО будет продолжено в третьей
редакции в июне с.г. В рамках состоявшегося
переговорного раунда прошли многосторонние
консультации российской делегации по
услугам, сельскому хозяйству и энергетике
с заинтересованными членами РГ. Российская
делегация провела также в Женеве двусторонние
переговоры по доступу на рынок товаров
с 14 странами и по доступу на рынок услуг
- с 10 странами. До следующего апрельского
раунда переговоров намечено проведение
многосторонних консультаций по ТБТ (технические
барьеры в торговле) - 18 марта и СФС (санитарные
и фитосанитарные нормы) - 4 апреля с.г. |
23 августа
Россия станет полноправным
Протокол о присоединении РФ
к Марракешскому соглашению об учреждении
ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011
года. Так завершился переговорный процесс,
который активно велся Москвой с 1995 года.
21 июля Владимир Путин подписал
закон о вступлении России в ВТО и уже
в четверг наша страна станет полноправным
членом этой организации.
И, несмотря на то, что столь
серьезное изменение в жизни страны произойдет
так скоро, даже представители власти
имеют беспокойства по поводу готовности
российской экономики к членству в ВТО.
Это подтверждает и тот факт, что в Госдуме
ратификацию документа, которая состоялась
10 июля, поддержали только депутаты "Единой
России".
Впрочем, многие эксперты считают,
что такие опасения напрасны. "В текущей
ситуации Россия полностью готова к вступлению
в ВТО, более того, можно сказать, что в
последние годы страна ведет внешнеторговую
деятельность по правилам, очень близким
к тем, что существуют в этой организации.
Сближены различные техрегламенты, гармонизирован
таможенный тариф, приведены в соответствие
со стандартами таможенные пошлины",
- объясняет Антон Сафонов, аналитик "Инвесткафе".
Спорные моменты
Кроме положительных и отрицательных
моментов вступления России в ВТО есть
еще и спорные, считает Вячеслав Жабин.
К ним относится постепенное исчезновение
моногородов.
Еще одним неоднозначным фактом,
по его мнению, можно назвать следующее:
"ВТО обяжет Россию приобретать у себя
продукты генной инженерии. В силу этого
Россия может постепенно превратиться
в регион, куда будут отправляться продукты
генномодифицированные, т.к. соглашения
между странами-участниками не позволяют
тщательно исследовать весь ввозимый
товар, учитывая, что торговые отношения
между членами-участницами ВТО строятся
в основном на доверии. Поэтому подобные
факты могут создать непреодолимые проблемы
для обеспечения продовольственной безопасности
населения страны, а это очень существенный
минус".
Россия и ВТО
Российская Федерация 22 августа официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). 23 июля правительство РФ уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления. Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО.
Переговоры о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Однако лишь с 2000 года они переросли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты присоединения страны к Всемирной торговой организации. Наиболее острыми в ходе дискуссий оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей. Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум: если пошлины не снизятся, ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва предупредила, что повысит ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится
Первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку.[27] В ходе встреч 2003—2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур,[28]Китай,[29] Южная Корея,[30] Венесуэла,[31] и Грузия.[32]
Однако долгое время
российским дипломатам не удавалось
подвести черту под диалогом с
Европейским союзом.[33] Наконе
В 2005 году
Россия согласовала условия своего
членства в ВТО с Турцией,[36] Египтом,[
Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях».[13] В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией[38] и Швейцарией.[40]
Ситуация осложнялась тем, что оказались под сомнением уже достигнутые договорённости с Евросоюзом, так как новый комиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть договор, заключённый в 2004 году.[41]Одновременно Грузия выразила недовольство позицией России по таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе.[40]
В 2006 году
были ратифицированы договорённости
с Индией,[42] Шри-Ланкой,[43] Ар
Переговоры с Соединёнными Штатами по мнению российской стороны замедлялись искусственно, именно этим Владимир Путин объяснял представленный США список вопросов, требующих дополнительного согласования, «который считали давно пройденным».[58][59] В июле 2006 года было объявлено, что если с США не будет достигнута договорённость о вступлении в ВТО, то Россия снимет с себя все принятые и исполняемые обязательства в отношении торгового клуба.[60] Одновременно на случай неблагоприятного исхода переговоров был подготовлен законопроект, ограничивающий ввоз мяса птицы из США.[61]
21 октября
2006 года Владимир Путин в
Так как в 2006 году истёк 12-летний срок, предусмотренный уставом ВТО на рассмотрение кандидатской заявки, России пришлось возобновить переговоры со всеми участниками торгового клуба. Большинство совместных договоров, впрочем, удалось перезаключить без каких-либо дополнительных требований.[66]
В 2007 году вступление России в ВТО одобрили Сальвадор[67] и Коста-Рика,[68] однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа[69] и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам.[70] С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения.[71][72][73] Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой.[57]
Нерешёнными оставались противоречия с Грузией.[74][70] Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу.[73] В это время претензии предъявила Финляндия, недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину.[75]