Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Файлы: 1 файл

VTO (1).doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после  Второй мировой войны 

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась  в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

 
Структура ВТО

ВТО – это  и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права  и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) иСоглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.  
 
"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств". 
 
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. 
 
 Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).  
 
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. 
 
 Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугамии Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.  
 
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.  
 
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.  
 
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. 
 
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.  
 
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.  

Членами Всемирной  торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретнымицелями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.


 

Основные этапы переговоров  по присоединению России к ВТО

В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО.Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:

"Изучить заявку  Правительства Российской Федерации  о присоединении к Всемирной  торговой организации на основании  Статьи XII и представить Генеральному  Совету рекомендации, которые могут  включать проект Протокола о  присоединении".

Первое  заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т. н. "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).

В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО.

Второе  заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 4-6 декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. "новые" сферы вопросы торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной собственности, меры инвестиционной политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов.Второе заседание было в основном посвящено завершению рассмотрения Меморандума. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов, дополнений к Меморандуму по "новым" сферам

Третье  заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно было посвящено предметному обсуждению российских документов по проблематике "новых" сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а также 394 ответов на дополнительные вопросы стран-членов.По итогам третьего заседания Рабочей группой было принято решение о завершении в первом чтении российского Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного рассмотрения. В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства и обзор развития законодательства в области экономики и торговли.

Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На открытом заседании 15 октября были детально обсуждены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября в рамках неформального заседания были рассмотрены проблемы российского сельского хозяйства в контексте переговоров о присоединенииПо итогам четвертого заседания Секретариат ВТО по поручению Рабочей группы подготовил неофициальную памятную записку с кратким изложением прошедших обсуждений ("Aide-Memoire").

На  пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля 1997 г, были вынесены вопросы государственной торговли, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, было продолжено обсуждения вопросов сельского хозяйства (как и на предыдущем заседании, в неофициальном формате).Состоялся также обзор состояния двусторонних консультацийВ период проведения пятого заседания Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой.По итогам пятого заседания Рабочей группы Секретариат ВТО также подготовил соответствующую памятную записку ("Aide-Memoire"). Данные документы затем будут использованы при подготовке проекта Протокола о присоединении.

На  шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997 г. в неофициальном формате, были вынесены вопросы обзора развития российского законодательства, включая законодательство в области правительственных закупок, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных норм и сельского хозяйства. Кроме того, была проведена целая серия двусторонних консультаций с заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении проблематики технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм.

На  седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря 1997 г.) в официальном формате были рассмотрены вопросы (а) развития российского законодательства, (б) промышленных субсидий, (в) мер инвестиционной политики (ТРИМс); и (г) преференциальных торговых соглашенийПо завершении официального заседания было проведено заседание в неофициальном формате, в ходе которого продолжился обмен мнениями по вопросам регулирования российского сельскохозяйственного сектора. Помимо этого, была проведена серия двусторонних консультаций российской делегации с заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки дня, а также вопросам технических барьеров в торговле.В феврале 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов РГ тарифные предложения России переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию.

Восьмое заседание Рабочей группы состоялось 29-30 июля 1998 г. В повестку дня были включены следующие вопросы - (а) обзор хода двусторонних переговоров; (б) развитие российского законодательства, в частности по проблемам инвестиций, (в) вопросы технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер, (г) промышленные субсидии; (д) процедуры таможенной оценки. Одновременно с заседанием Рабочей группы была проведена серия двусторонних консультаций по отдельным пунктам повестки дня. В период с 27 по 31 июля 1998 г. были также проведены переговоры по тарифным уступкам с Таиландом, Чехией и Словакией, Филиппинами, Шри-Ланкой, Турцией, Колумбией, Венгрией, Австралией, Швейцарией. Тарифные вопросы были также затронуты в ходе консультаций с Японией и ЕС.

Девятое заседание Рабочей группы прошло 16-17 декабря 1998 г. В повестку дня заседания были включены следующие вопросы (а) обзор последних событий в законодательстве, (б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, (в) сельское хозяйство. Кроме того, в ходе заседания были затронуты ответы российской стороны на вопросы, заданные по итогам предыдущего заседания, а также рассмотрено состояние двусторонних тарифных переговоров. В период заседания Рабочей группы была также проведена серия двусторонних переговоров с заинтересованными странами

В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена серия многосторонних и двусторонних консультаций. Неофициальные многосторонние консультации в формате Рабочей группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых Россия официально представила странам-членам РГ предложения по доступу на внутренний рынок услуг, утвержденные на заседании Правительства РФ 16 сентября 1999 г, а также подготовленный проект документа по региональным промышленным субсидиям. Тогда же были проведены предварительные консультации по услугам с четырьмя странами. В этот же период были продолжены двусторонние тарифные переговоры, позволившие фактически завершить "первое чтение" российских тарифных предложений, представленных в ВТО в феврале 1998 г., и приступить к подготовке скорректированных тарифных предложений. Обновленные тарифные предложения России были распространены среди членов Рабочей группы в марте 2000 г.

В общей сложности  в ходе тарифных переговоров на основе первоначальных тарифных предложений  России двусторонние встречи прошли примерно с 30 членами Рабочей группы. Кроме того, были проведены многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых российской стороной были распространены скорректированные предложения по уровню внутренней поддержки, а также детальные перечни действующих в России программ субсидирования сельскохозяйственного сектора.

Официальное десятое заседание Рабочей группы прошло 25-26 мая 2000 г. Повестка дня заседания включала: (а) обзор развития российского законодательства, (б) услуги; (в) промышленные субсидии, (г) вопросы таможенной оценки; (д) вопросы технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм; (е) обзор двусторонних контактов, и (ж) дальнейшие шаги в деятельности Рабочей группы. Одновременно в период с 22 мая по 26 мая была проведена серия двусторонних переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг с 16 странами, включая страны “квадро”.

Одиннадцатое  заседание Рабочей группы состоялось 18-19 декабря 2000 г. Повестка дня заседания включала следующие вопросы: (а) обзор развития российского законодательства, (б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (TRIPS), (в) преференциальные торговые соглашения, и (г) обзор состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была также приурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Переговоры по доступу на российский рынок услуг проведены с 16 странами, при этом возможности для дальнейших конструктивных переговоров на основе первоначальных обязательств по услугам к настоящему времени исчерпаны, что обусловило необходимость подготовки второй редакции обязательств по услугам.

Двенадцатое официальное заседание Рабочей  группы состоялось 26-27 июня 2001 г. В повестку дня заседания были включены вопросы развития российского законодательства, обсуждение представленного российской стороной Обзора торговой политики России, (документа с описанием действующего торгового режима), могущего лечь в основу Доклада РГ, а также многосторонняя встреча по сельскому хозяйству

Повестка  дня тринадцатого заседания Рабочей  группы (23-24 января 2002г.) включала: 
 
рассмотрение состояния двусторонних переговоров (тарифы и услуги), переговоров по сельскому хозяйству; работы по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО (Россия представила документ RUS/45.Rev.1);

  • продолжение обсуждения российского торгово-политического режима на основе обновленного российского документа (WT/ACC/SPEC/RUS/20.Rev.1, SPEC/RUS/21.Rev.1) и консолидированного сборника комментариев к нему, подготовленного Секретариатом ВТО на основе замечаний стран-членов РГ (WT/ACC/SPEC/RUS/22);
  • определение дальнейших шагов в переговорном процессе.

Принято решение  о переходе к новому этапу в  переговорах о присоединении  России к ВТО - подготовке Секретариатом  ВТО к концу марта 2002г. первого  варианта проекта Доклада Рабочей группы. Его первое рассмотрение было намечено на апрель 2002г. и продолжение в более детальном формате - на следующей сессии РГ в середине июня 2002г.

Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представит дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во время заседания. Следующее заседание будет посвящено постатейному обсуждению проекта Доклада, состоятся многосторонние консультации по сельскому хозяйству и ТБТ/СФС.

Пятнадцатое заседание Рабочей Группы проходило в Женеве 19-20 июня 2002 г. Одновременно, с 17 по 21 июня 2002 г., в рамках заседания РГ проведено более 20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, 3 многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены системные вопросы.

По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области доступа на рынок товаров.

Уже в конце  июля российская сторона намерена представить  ответы на вопросы, поступившие в  ходе состоявшихся переговоров от наших  партнеров. Ранее в июле должны пройти двусторонние встречи с США, Канадой и Европейским союзом.

На Шестнадцатом заседании Рабочей Группы (16-18 декабря 2002 года) прошло постатейное обсуждение итогового доклада РГ о присоединении России к ВТО (стержневой элемент всего финального пакета документов присоединяющейся страны)

Важным результатом  заседания РГ явилось принятие уплотненного графика переговоров на первые четыре месяца 2003 г.

Начиная с конца  января, планируется проведение ежемесячных  переговорных сессий в рамках РГ, должно состояться до 50 – 60 раундов двусторонних переговоров.

В январе – феврале  должны состояться многосторонние консультации по сельскому хозяйству, энергетике, санитарным и фитосанитарным нормам. Продолжаться двусторонние переговоры по товарам и услугам. Весной предстоит  завершить работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Решено ускорить работу над итоговым докладом РГ о  присоединении России к ВТО.

По мнению руководителя российской делегации на переговорах  в Женеве Максима Медведкова, завершившееся заседание РГ и раунд переговоров создают хорошие предпосылки для дальнейшего продвижения переговорного процесса. В ходе подведения итогов прошедшего раунда М.Медведков также отметил существенную роль, которую сыграло участие вице-премьера Алексея Кудрина в работе РГ и его встреча с генеральным секретарем ВТО Паничпакди Супачаем.

В ходе Семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО.

Кроме того был  уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а именно график многосторонних консультаций на февраль по энергетике, сельскому хозяйству, услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле/санитарные и фитосанитарные нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта с.г.).

На заседании  завершилось очередное второе по счету постатейное обсуждение доклада РГ о присоединении России к ВТО, проходившее 27 января.

Формальное  Восемнадцатое заседание Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 года в Женеве. Проходившее в ходе заседания обсуждение итогового доклада РГ по присоединению России к ВТО будет продолжено в третьей редакции в июне с.г. В рамках состоявшегося переговорного раунда прошли многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и энергетике с заинтересованными членами РГ. Российская делегация провела также в Женеве двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с 14 странами и по доступу на рынок услуг - с 10 странами. До следующего апрельского раунда переговоров намечено проведение многосторонних консультаций по ТБТ (технические барьеры в торговле) - 18 марта и СФС (санитарные и фитосанитарные нормы) - 4 апреля с.г.  
 
10 апреля 2003 г. в Женеве состоялось Девятнадцатое официальное заседание Рабочей группы (РГ) по присоединению России ко Всемирной торговой организации. На этом заседании было завершено обсуждение второго варианта Доклада РГ о присоединении России к ВТО и принято решение о подготовке третьего варианта. Обновленная редакция Доклада должна быть распространена среди членов РГ (67 стран) к 19 мая с.г.  
 
Формальное Двадцатое заседание Рабочей группы (РГ) по присоединению России ко ВТО состоялось 10 июля с.г. в Женеве. Оно было посвящено рассмотрению третьего варианта итогового Доклада РГ о присоединении России. Официальному заседанию предшествовали неформальные обсуждения в рамках РГ.  
 
30 октября 2003 в Женеве состоялось очередное Двадцать первое формальное заседание Рабочей Группы. К очередному заседанию РГ российская делегация подготовила новые предложения по тексту итогового доклада, в частности, касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения полномочий между субъектами и Федерацией, тарифным изъятиям отдельных видов сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, принятых участниками переговоров без существенных замечаний.  
 
Двадцать третье заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО проходило в Женеве 1-2 апреля 2004 года. На заседании обсуждались десять разделов итогового доклада Рабочей группы. В доклад вошли такие ключевые для России вопросы, как технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего рынка, таможенные союзы в зонах свободной торговли, специальные экономические зоны и различные аспекты торгового и таможенного законодательств. Состоялись также многосторонние переговоры по сельскому хозяйству и тарифным квотам.  
 
Двадцать четвертое заседание Рабочей группы проходило в Женеве 15-16 июля 2004 г. На переговорах были рассмотрены разделы доклада рабочей группы, касающиеся таможенного оформления, лицензирования внешней торговли и вопросов защиты интеллектуальной собственности в России.  
 
18 ноября 2004 г. в Женеве состоялось двадцать пятое заседание РГ по присоединению России к ВТО, на котором рассматривалась третья редакция итогового доклада РГ о присоединении РФ к данной организации.  
 
17 февраля 2005 г. в Женеве состоялось Двадцать шестое официальное заседание Рабочей группы, на котором рассматривались замечания и комментарии, подготовленные секретариатом ВТО на основе тех предложений, которые поступили от партнеров России в результате состоявшегося в ноябре 2004г. обсуждения проекта Доклада РГ.  
 
15-17 апреля 2005 г. в Женеве проходило Двадцать седьмое официальное заседание Рабочей группы , на котором обсуждались комментарии к третьей редакции итогового доклада Рабочей группы.  
 
22-24 июня 2005 г. в Женеве состоялось очередное двадцать восьмое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. Этот доклад Рабочей группы является ключевым элементом финального пакета документов при присоединении.  
 
19 октября 2005 г. в Женеве состоялось двадцать девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению Росси к ВТО 14-21 октября 2005г. российская делегация, в частности, провела двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с представителями США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве прошли заседания рабочих групп по системным вопросам – сельскому хозяйству, ветеринарным и фитосанитарным мерам. Главным итогом раунда стало завершение переговоров с Бразилией и Аргентиной.  
 
23 марта 2006 г. в Женеве состоялось тридцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В ходе заседания была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. Согласовано еще три раздела доклада. В ближайшее время российская сторона должна представить предложения по согласованию других разделов доклада. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО 20-26 марта 2006г. продолжились двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с делагацией США. Рассмотрены также некоторые спорные вопросы между Россией и Грузией.


23 августа  Россия станет полноправным членом  Всемирной торговой организации,  но споры о том, ошибка это  или благо, не утихают. Что  даст России вступление в ВТО?  Чем грозит ВТО России? Об этом RB.ruспросил у экспертов. 
 
Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Так завершился переговорный процесс, который активно велся Москвой с 1995 года.  
 
21 июля Владимир Путин подписал закон о вступлении России в ВТО и уже в четверг наша страна станет полноправным членом этой организации.  
И, несмотря на то, что столь серьезное изменение в жизни страны произойдет так скоро, даже представители власти имеют беспокойства по поводу готовности российской экономики к членству в ВТО. Это подтверждает и тот факт, что в Госдуме ратификацию документа, которая состоялась 10 июля, поддержали только депутаты "Единой России". 
 
Впрочем, многие эксперты считают, что такие опасения напрасны. "В текущей ситуации Россия полностью готова к вступлению в ВТО, более того, можно сказать, что в последние годы страна ведет внешнеторговую деятельность по правилам, очень близким к тем, что существуют в этой организации. Сближены различные техрегламенты, гармонизирован таможенный тариф, приведены в соответствие со стандартами таможенные пошлины", - объясняет Антон Сафонов, аналитик "Инвесткафе". 
 
Спорные моменты 
Кроме положительных и отрицательных моментов вступления России в ВТО есть еще и спорные, считает Вячеслав Жабин. К ним относится постепенное исчезновение моногородов. 
Еще одним неоднозначным фактом, по его мнению, можно назвать следующее: "ВТО обяжет Россию приобретать у себя продукты генной инженерии. В силу этого Россия может постепенно превратиться в регион, куда будут отправляться продукты генномодифицированные, т.к. соглашения между странами-участниками не позволяют тщательно исследовать весь ввозимый товар, учитывая, что торговые отношения между членами-участницами ВТО строятся в основном на доверии. Поэтому подобные факты могут создать непреодолимые проблемы для обеспечения продовольственной безопасности населения страны, а это очень существенный минус".

Россия  и ВТО

Российская  Федерация 22 августа официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). 23 июля правительство РФ уведомило секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с правилами организации вступление РФ в ВТО состоялось 22 августа, на тридцатый день после передачи указанного уведомления. Таким образом, протокол о присоединении РФ к ВТО вступил в силу, и Россия стала 156-м членом ВТО.

Переговоры  о вступлении России в ВТО начались в 1995 году. Однако лишь с 2000 года они  переросли в полномасштабный  процесс, охватывающий все аспекты  присоединения страны к Всемирной торговой организации. Наиболее острыми в ходе дискуссий оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей. Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум: если пошлины не снизятся, ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва предупредила, что повысит ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится

  • 2003—2004

  • Первый  протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку.[27] В ходе встреч 2003—2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур,[28]Китай,[29] Южная Корея,[30] Венесуэла,[31] и Грузия.[32]

    Однако долгое время  российским дипломатам не удавалось  подвести черту под диалогом с  Европейским союзом.[33] Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили подписи под соответствующим документом.[34][35]После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром — США.

  • 2005

  • В 2005 году Россия согласовала условия своего членства в ВТО с Турцией,[36] Египтом,[37] Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа.[38][39] На том этапе в Минэкономразвития РФ считали, что к концу 2005 года переговоры будут завершены со всеми выразившими заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.

    Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях».[13] В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией[38] и Швейцарией.[40]

    Ситуация  осложнялась тем, что оказались  под сомнением уже достигнутые  договорённости с Евросоюзом, так  как новый комиссар по торговле Питер  Мандельсон призвал пересмотреть договор, заключённый в 2004 году.[41]Одновременно Грузия выразила недовольство позицией России по таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе.[40]

  • 2006

  • В 2006 году были ратифицированы договорённости с Индией,[42] Шри-Ланкой,[43] Аргентиной,[44] Швейцарией,[45]Бразилией,[46] Австралией,[47] Колумбией,[48][49] Японией и Молдавией.[50] Однако переговоры с США зашли в тупик,[51] разногласия касались доступа на финансовый рынок,[52] вопросов интеллектуальной собственности,[53]импорта мяса[54][55] и пошлин на иностранные самолёты.[38] Одновременно с этим Грузия официально отозвала своё согласие на вступление России в ВТО[55][56][54][57] и некоторое время отказывалась возобновить диалог.

    Переговоры  с Соединёнными Штатами по мнению российской стороны замедлялись  искусственно, именно этим Владимир Путин объяснял представленный США список вопросов, требующих дополнительного согласования, «который считали давно пройденным».[58][59] В июле 2006 года было объявлено, что если с США не будет достигнута договорённость о вступлении в ВТО, то Россия снимет с себя все принятые и исполняемые обязательства в отношении торгового клуба.[60] Одновременно на случай неблагоприятного исхода переговоров был подготовлен законопроект, ограничивающий ввоз мяса птицы из США.[61]

    21 октября  2006 года Владимир Путин в телефонном  разговоре с госсекретарём США Кондолизой Райс заявил, что Россия откажется от вступления в ВТО, если ближайшие переговоры не будут прогрессивными.[62] Вскоре после этого главы обеих стран получили письмо, подписанное топ-менеджерами 13 американских компаний, включавших Shell, Ford и Boeing, с просьбой о «скорейшем подписании коммерчески оправданного двустороннего соглашения».[63][64] В ноябре 2006 года в рамках саммита АТЭС был подписан двусторонний протокол между Россией и США.[65]

    Так как  в 2006 году истёк 12-летний срок, предусмотренный  уставом ВТО на рассмотрение кандидатской заявки, России пришлось возобновить переговоры со всеми участниками торгового клуба. Большинство совместных договоров, впрочем, удалось перезаключить без каких-либо дополнительных требований.[66]

  • 2007

  • В 2007 году вступление России в ВТО одобрили Сальвадор[67] и Коста-Рика,[68] однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа[69] и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам.[70] С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения.[71][72][73] Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой.[57]

    Нерешёнными оставались противоречия с Грузией.[74][70] Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу.[73] В это время претензии предъявила Финляндия, недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину.[75]

    Информация о работе Всемирная торговая организация