Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:37, реферат
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Переговоры с Саудовской Аравией[26] и Объединёнными Арабскими Эмиратами[76]были завершены в 2008 году. В тот момент Россия и Украина были одинаково близки к ВТО.[77][78] Российская сторона ожидала, что Украина, став полноправным членом ВТО, вызовет Россию на переговоры, которые могли бы оказаться непростыми.[79][80][81][82]
16 мая 2008 года Украина стала членом ВТО. Президент Виктор Ющенко первоначально заявил, что не станет препятствовать России.[83] Позже Украина подала официальную заявку на участие в переговорном процессе,[84] но спустя пять месяцев отозвала её. Этот ход эксперты объяснили нежеланием Украины портить отношения в период определения цены на газ.[85]
В 2008 году
Россия по сути стояла перед завершающими
многосторонними переговорами, когда
вооружённый конфликт в Южной
Осетии, как отметила Лента.ру, «отбросил
Россию в переговорном процессе на
много лет назад».[86] Осложнил
В середине 2009 года Россия объявила, что войдёт в ВТО в составе не существовавшего ещё на тот момент Таможенного союза (ТС).[90] Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан — с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ноябре 2010 года заявил по этому поводу:[91]
Предполагалось, что текущие заявки государств-членов Таможенного союза на вступление в ВТО будут аннулированы. «Лента.ру» писала, что процедура вступления в этом случае могла бы занять более десяти лет.[92] Позже Россия отказалась от этой затеи, Дмитрий Медведев сообщил, что государство примёт «более простой и более реалистичный» сценарий.[93]
2010 год
ознаменовался прорывом в
К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществила в ноябре месяце.
После этого российский премьер Владимир Путин заявил, что все страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.[98]
16 декабря
2011 года председатель
Преимущества
торговой системы ВТО
Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
Выгоды ВТО
для потребителей
Понижение стоимости жизн
и
Самая
очевидная выгода свободной торговли
для потребителя – это
В результате снижения торговых барьеров
дешевеют не только готовые импортируемые
товары и услуги, но и отечественная продукция,
в производстве которой используются
импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные
субсидии (например, в сельском хозяйстве)
и количественные ограничения импорта
(к примеру, в торговле текстилем) в конечном
итоге приводят не к желаемым результатам
защиты отечественного рынка, а к повышению
стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании,
по статистическим расчетам, платят на
500 миллионов фунтов в год больше за одежду
из-за торговых ограничений на импорт
текстиля; для канадцев эта сумма составляет
примерно 780 миллионов канадских долларов.
Аналогичная ситуация в секторе услуг:
либерализация сектора телекоммуникаций
в Европейском Союзе привела к снижению
цен в среднем на 7-10 процентов.
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает
торговые барьеры, в результате чего потребители
выигрывают. Так, крупная реформа торговли
текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая
завершится в 2005 году, включает в себя
устранение ограничений на объем импорта.
Более широкий выбор товаров и услуг –
также несомненное преимущество свободной
торговой системы для потребителя. Помимо
готовой иностранной продукции, речь здесь
идет и об отечественных товарах и услугах,
ассортимент которых расширяется ввиду
снижения цен на импортные материалы,
компоновочные части и оборудование. Импортная
конкуренция стимулирует максимально
эффективное отечественное производство
и, следовательно, косвенно снижает цены
и повышает качество выпускаемой продукции.
Кроме того, в результате более активного
товарообмена развиваются новые технологии,
как это произошло, к примеру, с мобильной
связью.
Увеличение экспорта отечественной продукции
также повышает доходы производителей,
налоговые поступления в казну и, следовательно,
доходы и благосостояние населения в целом.
Выгоды ВТО для экономики страны
в целом
Экономические выгоды
Повышение доходов
Невозможно провести четкую грань между
воздействием свободной торговли на потребителей,
производителей и государство. Так, понижение
торговых барьеров способствует росту
торговли, что приводит кповышению как
государственных, так и личных доходов.
Эмпирические данные свидетельствуют:
после Уругвайского раунда в результате
перехода на новую систему торговых сделок
мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов
долларов. Единый рынок на территории
Европейского Союза также способствовал
повышению доходов и благосостояния.
Повышение государственного дохода за
счет деятельности успешных экспортеров
позволяет перераспределить
Повышение занятости
Развитие торговли ведет в долгосрочной
перспективе к повышению занятости, особенно
в экспортных отраслях экономики. Однако
в краткосрочной перспективе потери рабочих
мест в результате конкуренции отечественных
предприятий с импортными производителями
практически неизбежны.
Протекционизм не может решить эту проблему.
Напротив, повышение торговых барьеров
вызывает снижение эффективности производства
и качества отечественной продукции, что
при ограничении импорта приводит к повышению
цен на нее и негативно отражается на объемах
продаж, а в конечном итоге и на количестве
рабочих мест. Подобная ситуация сложилась,
к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены
жесткие ограничения на импорт японских
автомобилей. И наоборот, либерализация
рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч
новых рабочих мест в странах Сообществ.
В экспортных отраслях США заняты как
минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии
России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч
также работают на экспорт.
Разумное использование защитных мер
и эффективная схема перераспределения
дополнительного государственного дохода
могут помочь стране преодолеть трудности
периода адаптации к системе свободной
торговли.
Повышение эффективности внешнеэкономической
деятельности
Применение принципов ВТО позволяет повысить
эффективность
В свою очередь, приток капитала в страну,
в частности, в форме прямых иностранных инвестиций,
создает дополнительные рабочие места и
повышает благосостояние населения в
целом.
Политические выгоды
Помимо экономических выгод от более свободной
внешней торговли, государство получает
и определенные политические выгоды.
Защита от лоббирования
У правительства появляется
Проводимая государством политика протекционизма
для отдельных отраслей подразумевает
определенное политическое влияние представителей
этих сфер производства. В первые десятилетия
20-го века усиление политики торговых
ограничений привело к торговой войне,
победителей в которой не было, ведь в
конечном счете от подобных ограничений
страдают даже сектора, требующие защиты,
замедляется экономический рост и падает
общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает
избежать подобных ситуаций, так как проводимая
государством политика ориентируется
на развитие всех отраслей экономики,
а не отдельных ее частей, что помогает
избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией
Система свободной торговли также создает
предпосылки для принятия разумных политических
решений, борьбы с коррупцией и привнесения
позитивных изменений в законодательную
систему, что в конечном счете способствует
притоку инвестиций в страну. Применение
некоторых форм нетарифных ограничений,
к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено
с опасностью коррупции среди чиновников,
распределяющих эти квоты и, следовательно,
получения сверхприбыли компаниями-импортерами
- т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется
работа по сокращению и устранению многих
еще существующих квот, особенно на текстильные
изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение
доступности всей информации по правилам
торговли для общественности; более четкие
критерии по правилам, охватывающим вопросы
безопасности и стандарты на продукцию;
применение принципа недискриминации
также оказывают положительное влияние
на политическую обстановку, сокращая
возможность произвольного принятия решений
и обмана.
Выгода системы ВТО для взаимоотношений
между странами
Обеспечение равных шансов для всех участников
Система ВТО уравнивает шансы всех членов,
предоставляя право голоса небольшим странам,
ограничивая, таким образом, возможности
экономического диктата более крупных
государств, что было бы неизбежно при
двусторонних переговорах. Более того,
объединяясь в союзы, небольшие страны
способны добиваться большего успеха
на переговорах. В то же время крупные
государства-участники освобождаются
от необходимости вести переговоры по
торговым соглашениям с каждым из своих
многочисленных торговых партнеров, так
как согласно принципу недискриминации
достигнутые в ходе переговоров уровни
обязательств автоматически распространяются
на всех участников ВТО.
Эффективный механизм разрешения
споров
Система ВТО создает эффективный механизм
для разрешения торговых споров, которые,
будучи “предоставленными самим себе”,
могли бы привести к серьезному конфликту.
До Второй мировой войны такой возможности
не было. После войны торгующие страны
в ходе переговоров согласовывали правила
торговли, которые сейчас действуют в
рамках ВТО. Они включают в себя обязательства
вынесения своих споров в ВТО и неприменения
односторонних действий.
Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается
прежде всего с точки зрения действующих
норм и правил. После принятия решения
страны концентрируют свои усилия на его
выполнении, и, возможно, последующем пересмотре
норм и правил путем переговоров. С момента
создания ВТО в 1995 году около 200 споров
были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения
ВТО создают правовую основу для принятия
четкого решения.
Увеличивающееся число споров, выносимых
в ВТО, свидетельствует не о нарастании
напряженности в мире, а скорее об укреплении
экономических связей и увеличивающемся
доверии стран к данной системе разрешения
разногласий.
Укрепление международной стабильности
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному
осуществлению торговли и обеспечивает
страны конструктивным и справедливым
механизмом для разрешения споров по торговым
вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную
стабильность и сотрудничество.
Ярким примером влияния торговли на международную
безопасность является торговая война
1930-х годов, когда страны соревновались
в возведении протекционистских торговых
барьеров. Это усугубило Великую депрессию
и в конечном счете сыграло определенную
роль в развязывании Второй мировой войны.
Повторения предвоенного напряжения в
торговле после Второй мировой войны в
Европе удалось избежать через развитие
международного сотрудничества по торговле
углем и черными металлами в рамках Европейского
объединения угля и стали, которое послужило
основой для создания в будущем Европейского
Союза. В мировом масштабе было учреждено
Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную
торговую организацию (ВТО).
Система доказала свою жизнеспособность,
ибо политический конфликт между странами
со сложившимися стабильными торговыми
отношениями менее вероятен. Кроме того,
люди, которые более обеспечены и благополучны,
проявляют меньше склонности к конфликтам.
Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения
заключаются путем консенсуса в результате
переговоров и правила соглашений неукоснительно
выполняются, также является важным инструментом
укрепления доверия. Kогда правительство
уверено в том, что другие страны не поднимут
свои торговые барьеры, у него не возникает
искушения сделать то же самое. Государства
также будут гораздо более расположены
к сотрудничеству друг с другом, и это
позволит избежать ситуаций, подобных
торговой войне 1930-х годов.
Минусы вступления
России в ВТО
Они, по мнению Вячеслава Жабина,
состоят в том, что:
1. Многие российские компании
окажутся неконкурентоспособными. Как
результат — потеря рабочих мест, увеличение
количества безработных. Особенно серьезными
последствия будут в моногородах, где
из-за банкротства градообразующего предприятия
может возникнуть социальный взрыв.
2. Российская экономика потеряет
существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической
деятельности. К примеру, мы уже не сможем
так рьяно защищать наш автопром, который
сейчас находится в "тепличных" условиях,
а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго
на сельскохозяйственную продукцию, как
это было в 2010г.
3. России будет сложнее избавиться
от сырьевой зависимости.
4. Уменьшение экспортных пошлин
приведет к еще большему дефициту бюджета,
который будет покрываться за счет выпуска
государственных облигаций. Это может
привести к увеличению государственного
долга с соответствующими последствиями.
По некоторым оценкам рост российского валового внутреннего продукта (ВВП) в результате вступления во Всемирную торговую организацию в среднесрочной перспективе может составить 3,4%, а рост потребления населения 7%. Его источниками являются:
Однако распределение экономического роста по отраслям будет происходить неравномерно: наибольшее расширение производства ожидается в основных экспортных отраслях российской экономики. Наибольший рост занятости ожидается в добыче газа, а также в цветной и черной металлургии и в химической промышленности. В отраслях, где экспорт не значителен и высока защита внутреннего рынка от импорта, ожидается сокращение производства и занятости. В обрабатывающих отраслях самое большое сокращение занятости может произойти в пищевой промышленности, легкой промышленности, в производстве строительных материалов и в машиностроении.