Всемирный банк и его деятельность в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении структуры всемирного банка, этапов ее развития и анализа ее современного состояния.
Постановка цели позволяет решить следующие задачи:
Рассмотреть структуру всемирного банка;
Рассмотрение истории создания и функционирования Всемирного банка, а также процесса адаптации его деятельности к изменениям, имевшим место в мировой экономике;
Раскрыть функции банка и принципы их организации;

Файлы: 1 файл

содержание работы новый.docx

— 68.58 Кб (Скачать файл)

Цели МАИГ:

- предоставление гарантий на  инвестиции, направляемые на производственные  цели, преимущественно в развивающихся  странах;

- рахование и перестрахование от некоммерческих рисков;

- содействие разработке проектов  и обеспечение их обоснованности  с точки зрения потребностей  конкретной страны;

- оказание технической помощи  в целях стимулирования притока  иностранных инвестиций в развивающиеся  страны;

- осуществление информационной  деятельности.

Основными направлениями деятельности МАИГ являются:

- предоставление гарантий, преследующих  цели защиты от потерь, вызванных  следующими обстоятельствами: неконвертируемостью  местной валюты; экспроприации собственности  в стране пребывания; войной и  гражданскими беспорядками; нарушением  контракта со стороны контрагента  страны пребывания. МАИГ предоставляет  выбираемым ею инвесторам гарантии  на инвестиции в странах-членах (преимущественно развивающихся  странах)  и странах с переходной  экономикой от некоммерческих  рисках, что фактически означает  страхование от политических  рисков;

- осуществление операций по  совместному страхованию или  перестрахованию;

- предоставление гарантий международным  консорциумам;

- оказание содействия развивающимся  странам в разработке проектов  и подготовке заявок на предоставление  гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими  обоснованиями, в частности, в  финансовом, экономическом, экологическом  аспектах;

оказание содействия развивающимся  странам с целью привлечения  прямых иностранных капиталовложений.

Деятельность Всемирного банка, направленная на социальное развитие

Всемирный банк оказывает экономическую  поддержку различным социальным программам во всем мире. Так, с конца 80-х годов займы Всемирного банка, направляемые школам во всем мире, увеличились  вдвое. В 90-е годы они составляли в среднем 1,8 млрд. долл. в год. Последним  примером займа ВБ на нужды образования  служит Программа “Обратно в школу” в Индонезии, в рамках которой  будут предоставлены более 6 млн. стипендий беднейшим ученикам начальной  и средней школы.

В прошлом году Всемирный банк предоставил  займы в размере 1 млрд. долл. на улучшение  здравоохранения и питания в  развивающихся странах. Банк намерен  в этом году утроить свои обязательства  по кредитованию Международной ассоциации развития на цели борьбы со СПИДом, малярией, туберкулезом, а также на проведение вакцинации.

Помимо финансирования программ по борьбе с конкретными болезнями  и вакцинации, ВБ увеличивает размеры  помощи на основные услуги по охране здоровья детей, которые являются важнейшими с точки зрения контроля инфекционных заболеваний в долгосрочной перспективе. Одним из примеров проектов в области  здравоохранения является помощь Банка  в создании около 300 новых местных  медицинских центров в Мали.

В октябре 1999 г. Всемирный банк совместно  с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) выступили с Инициативой безопасного  материнства с целью кардинального  снижения коэффициентов материнской  смертности с их нынешнего уровня, выражающегося в одной смерти каждую минуту.

В апреле 1996 г. Всемирный банк и  МВФ выступили с Инициативой  в отношении бедных стран с  высоким уровнем задолженности, явившейся первой международной  реакцией, направленной на существенное облегчение долгового бремени беднейших  стран мира. В рамках этой инициативы задолженность более 30 стран, приобретающих  это право, будет сокращена на 50 млрд. долл.

Последствия такого шага для каждой из этих стран будут весьма значительными. Например, право на списание предоставляется  Мозамбику, в результате чего его  долг сократится почти на 75 процентов. Банк быстро продвигается вперед в  реализации инициативы, которая в  прошлом году была углублена, расширена  и ускорена, с тем чтобы предоставить большие льготы большему числу стран как можно быстрее и эффективнее. Общий размер этой помощи, одобренной на сегодня для 10 стран, составляет более одной трети всей предполагаемой суммы списания задолженности в рамках Инициативы и даст им экономию в 17 млрд. долл.

Решая задачи борьбы с бедностью  во всем мире, Всемирный банк в течение  последних пяти лет установил  связи с широким кругом партнеров: с Всемирным фондом дикой природы  с целью защиты лесов; с Международной  организацией охраны природы для  сохранения биологического разнообразия Земли; с организациями государственного и частного сектора для разработки проекта Фонда по решению проблемы углерода с тем, чтобы способствовать смягчению последствий глобального  потепления.

Банк также сотрудничает с донорами, многосторонними финансовыми организациями  и учреждениями по микрофинансированию  через Консультативную группу по помощи беднейшим для организации  микрокредитования; с Продовольственной  и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и ПРООН с целью спонсирования  Консультативной группы по международным  сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ); с Фондом братьев Рокфеллеров  — по проблемам солнечной энергии. Банк также использовал кредитные формы сотрудничества с частным и государственным сектором, направленные на защиту 30 млн. людей от речной слепоты и проведение мелиорации миллионов акров продуктивных земель. Подобные методы в настоящее время применяются для борьбы с паразитическими гвинейскими червями.

С 1996 года Всемирный банк начал  осуществлять более 600 программ по борьбе с коррупцией и инициатив в  области госуправления в более чем 95 странах-клиентах. Инициативы простираются от подготовки судей до организации семинаров и обучения методам журналистских расследований. Банком также разработаны строгие директивы относительно порядка использования кредитов и мер по борьбе с коррупцией и установлена анонимная горячая линия для приема жалоб о случаях коррупции. К июню 2000 г. 48 фирм и частных лиц были лишены на постоянный срок права участвовать в финансируемых Банком контрактах.

В 1980 г. инвестиции в энергетический сектор составляли 21 % займов Всемирного банка. Сегодня эта цифра снизилась  до 2 %. В отличие от этого, займы, направляемые на цели улучшения здравоохранения, питания и образования, возросли почти пятикратно — с 5 % в 1980 г. до более чем 22 % в настоящее время. В своей работе ВБ уделяет все большее внимание социальной защите, особенно системе социального обеспечения, а также новым проблемам, в частности гендерным.

Новейшим примером является проект социальной защиты в Индии, где ВБ оказывает помощь в предоставлении возможностей образования для малолетних неквалифицированных работников женского пола и детей, бросивших школу. Новейший пример гендерного проекта — во Вьетнаме, где ВБ предпринял серию  исследований случаев насилия на гендерной почве. На основе информации, полученной в результате исследований, правительство Вьетнама в настоящее  время разрабатывает гендерную  стратегию.

Всемирный банк оказал поддержку инициативам  по преодолению последствий военных  конфликтов в 35 странах мира. Среди  наиболее инновационных проектов: кооператив по производству трикотажных изделий  в Боснии, объединяющий представителей различных этнических групп; помощь в обеспечении основными услугами беженцев-косоваров в Албании; программа помощи ветеранам в Камбодже; поддержка в планировании конверсии военных баз для гражданского использования в Южной Африке.

Банк проводит политику децентрализации, развития с учетом специфики стран  и широкого участия общественности, инициирует проекты, нацеленные на интересы небольших местных сообществ. В  Боснии и Румынии местные сообщества объединяются, чтобы возродить доверие  и строить школы. В Индонезии  в 2000 г. деревни, местные группы мужчин и женщин принимают решения и  выдвигают предложения, по которым  средства выделяются в течение двух недель.

Одновременно по более чем 81 % выделенных ВБ средств в 2000 году результаты получили удовлетворительную или более высокую оценку, что является впечатляющим показателем для организации, действующей в условиях неизбежного риска.

 

 

 

 

 

 

  1. Современные тенденции в развитии Всемирного банка в Республике Казахстан

 

    1. Участие Казахстана в группе Всемирного банка

Казахстан стал членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства  по гарантированию инвестиций (МАГИ) и  Международной финансовой корпорации (МФК) – в сентябре 1993 года. Заявление  на вступление в членство в агентствах Всемирного банка было подано Казахстаном 27 января 1992 г. Страна стала 163-м членом МБРР и 143-м членом МАР. Во исполнение своих обязательств как члена  МБРР, Казахстан сделал взнос в  размере 15041677 долл. США учреждению. Из бывших советских республик страна пятой присоединилась к Всемирному банку. 21 октября 2000 года Казахстан  стал членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Право голоса Казахстана составляет 3235 голосов (или 0.2% от общего количества) в МБРР, 4887 голоса (или 0.2% от общего количества) в МФК, и 806 голосов (или 0.01% от общего количества) в МАР.

После присоединения  Казахстана к Группе Всемирного банка  в 1992 стране было предоставлено двадцать два займа МБРР, а общая сумма  обязательств Всемирного банка Казахстану достигла 1.883 млрд. долл. США.

Основные сферы, финансируемые  Всемирным банком в Казахстане, включают: водоснабжение и санитарию, сельское хозяйство, дорожную отрасль, социальную защиту, управление государственным  сектором и энергетику.

 

    1. Стабильность Всемирного банка

Гарантии МБРР предназначены для  смягчения рисков по суверенным контрактным  обязательствам или долгосрочным займам, которые не будут брать на себя частные кредиторы, и для оценки которых еще не разработаны такие  механизмы в развивающихся странах. Эти гарантии классифицируются как  гарантии частичного риска или частичного кредитного риска. В условиях ограниченного  проектного финансирования - финансирование, возврат которого, в основном, осуществляется за счет поступлений или активов  проекта - гарантии Всемирного банка  предполагают риски, связанные с  обязательствами правительства  по проекту. Риски, которые могут  быть охвачены в рамках гарантий Всемирного банка, включают:

  • экспроприацию
  • перевод денежных средств
  • войны или гражданские волнения
  • нарушение контрактов Правительством

Гарантии в случае нарушения  контрактов, возможно, являются самыми важными элементами гарантий МБРР и  предоставляются для проектного финансирования частных инфраструктурных проектов, таких как телекоммуникации, электроэнергия, водоснабжение или канализация, проектов по добыче полезных ископаемых или промышленных проектов. В последнем случае Всемирный банк может предоставлять гарантии некоторых или всех рисков по концессионным договорам (например: преждевременное прекращение действия контракта, изменения в формулировке тарифов, отзыв лицензии и т.д.). По проектам, связанным с добычей полезных ископаемых, покрытие может аналогично включать концессионные договора или производство в период долевого соглашения.

В ряде стран Всемирный банк недавно  учредил гарантии частичного риска  для покрытия некоммерческого риска  по многим небольшим и средним  торговым и инвестиционным договорам. Они будут включать займы на приобретение оборудования, экспортные соглашения, лизинг или аналогичные сделки совместных предприятий.

Гарантии частичных рисков не создают  каких-либо дополнительных исполнительных обязательств для Правительства  страны-Заемщика (которое предоставляет  контр-гарантию). Скорее всего, они лишь подкрепляют уже заключенные контракты в процессе обычных переговоров. Правительство несет ответственность по гарантиям только в том случае, если не сможет выполнить свои обязательства. Инвестор получает дополнительную гарантию в том, что условия заключенных контрактов будут выполнены.

Гарантии частичных рисков охватывают случаи неуплаты по предусмотренным  компонентам плана финансирования. Первоначальная задача этих гарантий состоит в увеличении сроков погашения  долга. Следовательно, гарантии применяются  на более поздних сроках погашения  основной суммы или процентов. Важность гарантий частичного кредитного риска  состоит в том, что они эффективно регулируют ресурсы Всемирного банка, и делают возможным более существенное со-финансирование на привлекательных  условиях с повышенной рыночной дисциплиной. Они также позволяют более  гибкий доступ на конкретные рынки  и обеспечивают соответствие валюты и сроков погашения с конкретными  потребностями проектов в финансировании. Всемирный банк взимает два вида комиссионных за обеспечение гарантий: резервные и гарантийные. Эти  комиссионные выставляются в счет заемщику или кредитору на сумму, покрываемую  по гарантии. Резервные комиссионные, применяемые в период вступления гарантии в силу, но еще не подлежащие взысканию, в настоящее время  составляют 25 базовых пунктов в  год за риск банковской гарантии, представленной в текущей стоимости гарантируемой  суммы при первой возможной дате погашения. Размер гарантийных комиссионных, применяемый в период погашения  гарантии, в настоящее время колеблется от 40 до 100 базовых пунктов в год  по непогашенным долгам, покрытым гарантиями.

Гарантии частичного риска могут  предоставляться на таких привлекательных  условиях благодаря очень эффективному механизму разрешения споров.

Контрактные обязательства по гарантиям  МБРР подлежат международному законодательству или арбитражу, а требование контр-гарантий мотивирует правительства на более быстрое разрешение споров по инвестициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что  за последние 10 лет в нашей стране кардинально изменилось все, это  касается и политического устроя, и экономических процессов, и инфраструктуры, и направленности промышленности, но главные и наиболее эффективные изменения произошли в сознании людей, общество поверило в развитие государства и становления его на мировом уровне. Это можно увидеть даже на динамике миграции населения, до 1998 года из страны был огромный отток населения, это были и рабочие руки, и специалисты, которых не хватало в тот период, миграционное сальдо стало положительным лишь к 2000 году, результат не заставил себя ждать.

Информация о работе Всемирный банк и его деятельность в Республике Казахстан