Всемирный банк и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение цельности и стабильности сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, а также региональные банки развивающихся стран и региональные валютно-кредитные организации ЕС - Европейский инвестиционный банк, Европейский валютный институт и др.

Содержание работы

Введение
Всемирный банк: основные структурные подразделения, цели деятельности
Кредитные программы Всемирного банка в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная мир экономика.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

- предоставление информации о  проектах в странах-членах, одобренным  Банком. Сюда входит проектная  документация: результаты экспертиз; национальные программы охраны окружающей среды; информацию о развитии отдельных стран и секторов экономики.

Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью  предоставления кредитов на особо  льготных условиях беднейшим  развивающимся странам.

Отличие МБРР и МАР состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки; МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров.

В состав МАР входят 159 государств-членов, которые разбиваются на 2 категории: 26 экономически более развитых стран, входящих в I категорию, и 133 менее развитых стран II категории.

Цели МАР:

- предоставление долгосрочных  кредитов наиболее бедным развивающимся  странам;

- оказание содействия экономическому  развитию, повышению уровня жизни  в наименее развиты странах  Ассоциации, в частности, путем предоставления  им необходимых средств на  финансирование конкретных проектов, целесообразность которых подтверждается  экспертами МБРР;

- оказание содействия повышению  производительности труда в странах  с наиболее низкими годовыми  доходами на душу населения.

Основными направлениями деятельности МАР являются:

- кредитование проектов в беднейших  и наименее кредитоспособных  странах в целях их экономического  развития. Страны, получающие кредиты, выбираются по 4 категориям: 1) страна должна иметь годовой доход на душу населения менее 1305 долл.; 2) страна должна обладать достаточной экономической, финансовой и политической стабильностью, чтобы оправдать предоставление долгосрочных кредитов на цели развития; 3) страна должна испытывать серьезные трудности с платежным балансом; 4) политика страны должна быть нацелена на экономическое развитие. МАР предоставляет кредиты, как правило, на срок в 50 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита. За пользование кредитом проценты не взимаются;

- проведение экспертизы финансируемых  проектов для определения эффективности  использования финансовой помощи;

- оказание содействия странам-членам  в проведении экономических реформ; в обеспечении развития в сфере  экологии; в борьбе с нищетой.

Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: 1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала, подписчиками которого являются ее страны-члены; 3) взносов более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним доходом на душу населения.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия  экономическому развитию в развивающихся  странах путем оказания поддержки  частному сектору.

Международная финансовая корпорация создана в 1956 г. как самостоятельное юридическое лицо со своим уставом и собственными ресурсами. Фактически она является филиалом МБРР и специализированным учреждением ООН. Как финансовая организация входит в группу ВБ. Членами МФК являются 171 государство.

Цели МФК:

- оказание содействия в финансировании  частного предпринимательства, главным  образом в развивающихся странах, в целях экономического развития  государств членов;

- оказание помощи в управлении  предприятиями, созданными с участием как иностранного капитала, так и местных инвестиций;

- стимулирование притока частного  капитала в производственную  сферу;

- реализация принципа рентабельности  в сотрудничестве с частным  сектором. Общая сумма инвестированного  МФК капитала в 102 страны оценивалась  в 1997 г. в 84,4 млрд. долл.

Основными направлениями деятельности МФК являются:

- финансирование предпринимательства  в странах-членах путем предоставления  займов непосредственно частным  компаниям и инвестирования в  них собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны  правительства. Займы предоставляются  на срок от 7 до 12 лет по фиксированным  или меняющимся ставкам; погашение  займов производится в той  валюте, в которой займ был получен;

- осуществление инвестиций за  счет собственных средств в  обрабатывающую и добывающую  промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм;

- привлечение частных финансовых  средств для инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды;

- содействие развитию предпринимательства  в малом бизнесе;

- оказание содействия частным  и смешанным по капиталу предприятиям  в овладении современными методами  управления производством и др.

Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов государств-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК; отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций; дотаций и кредитов МБРР.

4. Многостороннее агентство по  инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное  в 1988 г. с целью поощрения иностранных  инвестиций в развивающиеся страны  путем предоставления гарантий  иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка. В финансовом отношении является независимым. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. В составе МАИГ 134 государства-члена.

Цели МАИГ:

- предоставление гарантий на  инвестиции, направляемые на производственные  цели, преимущественно в развивающихся  странах;

- рахование и перестрахование от некоммерческих рисков;

- содействие разработке проектов  и обеспечение их обоснованности  с точки зрения потребностей  конкретной страны;

- оказание технической помощи  в целях стимулирования притока  иностранных инвестиций в развивающиеся  страны;

- осуществление информационной  деятельности.

Основными направлениями деятельности МАИГ являются:

- предоставление гарантий, преследующих  цели защиты от потерь, вызванных  следующими обстоятельствами: неконвертируемостью  местной валюты; экспроприации собственности  в стране пребывания; войной и  гражданскими беспорядками; нарушением  контракта со стороны контрагента  страны пребывания. МАИГ предоставляет  выбираемым ею инвесторам гарантии  на инвестиции в странах-членах (преимущественно развивающихся  странах) и странах с переходной  экономикой от некоммерческих  рисках, что фактически означает  страхование от политических  рисков;

- осуществление операций по  совместному страхованию или  перестрахованию;

- предоставление гарантий международным  консорциумам;

- оказание содействия развивающимся  странам в разработке проектов  и подготовке заявок на предоставление  гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими  обоснованиями, в частности, в финансовом, экономическом, экологическом аспектах;

оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения прямых иностранных капиталовложений.

5. Международный центр по урегулированию  инвестиционных споров (МЦУИС), созданный  в 1966 г. в целях содействия увеличению  потоков международных инвестиций  путем предоставления услуг по  арбитражному разбирательству и  урегулированию споров между  правительствами и иностранными  инвесторами.

Такая межгосударственная инвестиционная группа превратилась в крупнейший в мире инвестиционный институт. На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

  1. Кредитные программы Всемирного банка в России

Связи Всемирного Банка с Россией начались еще в период создания Банка и МВФ в г. Бреттон-Вудс в июле 1944 года. Однако Советское правительство не подписало соглашение и не стало членом этих международных финансовых институтов. И лишь после проведения коренных изменений в политическом курсе в конце 80-х годов, Советское руководство стало проявлять интерес к установлению связей с Банком и МВФ.

Результатом встречи "Большой Семерки" в Лондоне в 1991 году стало вступление СССР в международные организации в качестве ассоциированного члена. В июле 1991 года Советский Союз подал заявку на вступление в члены МВФ и четырех организаций Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной Финансовой Корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ).

27 августа 1991 года Исполнительные  директора Всемирного банка одобрили  создание специального трастового  фонда технического сотрудничества  в размере 50 млн. долл. США для  оказания технического содействия  экономическим реформам в СССР.

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве.

7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан.

В рамках первой международной программы помощи России был предусмотрен кредит ВБ (с участием (ЕБРР) на сумму 1,5 млрд. долл. В 1992 г. Россия подписала первые три соглашения с ВБ о выделении ей 803 млн. долл. Первое соглашение от 16 ноября 1992 г. предусматривало предоставление реабилитационного займа (600 млн. долл.) для оплаты импорта жизненно важных товаров и покрытия расходов, связанных со структурной перестройкой экономики.

Из этой суммы 250 млн. долл. были направлены на поддержание валютного рынка и курса рубля (эти средства были переведены на корреспондентские счета Центрального банка РФ в зарубежных банках и подлежали продаже на рубли на российском валютном рынке), 150 млн. — для сельского хозяйства, 100 млн. — здравоохранения, 50 млн. — транспорта, 50 млн. долл.— угольной промышленности. За счет этого кредита нельзя приобретать оружие, драгоценные металлы, табачные изделия и другие товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

Второй кредит ВБ (70 млн. долл.) был предназначен для социальной защиты граждан в период перехода к рыночной экономике (создание бирж труда, выдача пособий по безработице и т.п.). Третий кредит (90 млн. долл.) предоставлялся ВБ совместно с рядом западноевропейских банков и ЕБРР (43 млн. долл.) на закупку оборудования и экспертную помощь по приватизации. Условия займов были одинаковы: 7,6% годовых; срок 15 лет, включая льготный пятилетний период. Однако в 1992 г. валютные кредиты ВБ России реально не были предоставлены.

В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд. долл.

В токийском пакете финансовой помощи России в 1993 г. предусматривалось открытие Банком кредитных линий на сумму 5 млрд. долл., в том числе 1,1 млрд. — реабилитационные кредиты в рамках «первоочередных стабилизационных мер»; 3,4 млрд. и 0,5 млрд. долл. — для структурной перестройки экономики. В августе 1993 г. России был предоставлен нефтяной реабилитационный заем с целью восстановления нефтедобывающей промышленности и поддержки реформ в области энергетики (610 млн. долл. из 7,75% годовых). Это самый крупный в истории ВБ кредит на подобные цели. В 1994 финансовом году предоставлены: второй нефтяной реабилитационный кредит (500 млн. долл.); на развитие сельского хозяйства (320 млн.); на проведение приватизации (200 млн. долл.). МБРР выразил согласие участвовать в кредитовании транспорта (300 млн. долл.) и финансовых учреждений (200 млн. долл.). Реализация этих кредитов была сопряжена с трудностями, поскольку ВБ не вполне удовлетворял инвестиционный климат в России (неупорядоченный налоговый режим, система субсидирования, контроль за ценами на нефть и нефтепродукты и т.п.). Поэтому в 1993 г. Россия смогла реально использовать кредиты ВБ, а также ЕБРР на сумму только 0,5 млрд. долл.

В середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Россией. Основное внимание сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на оказании Банком содействия в переходе к рыночной экономике.

Информация о работе Всемирный банк и Россия