ВТО и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Поступательное движение внешней торговли в развитии национальных экономик – это тенденция, характерная не только для России, но и для всех стран мира. Мировой экспорт сегодня составляет около трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля уже давно стала важнейшим двигателем экономического роста. В этом – одна из причин создания Всемирной торговой организации (ВТО) и нашего стремления войти в состав этой организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные сведения о Всемирной торговой организации. ………………….6
1.1. ВТО: немного истории………………………………………………….6
1.2. Организационная структура и функции ВТО…………………………9
1.3. Принятие новых членов в ВТО………………………………………..13
2. Вступление России в ВТО. …………………………………………………..16
3. Последствия присоединения России к ВТО: плюсы и минусы……………25
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

         •  дискриминировать импортные товары  на всех стадиях транспортировки  и продажи, включая дискриминационное  налогообложение, предложение к  продаже (реклама и проч.);

         •  применять количественные ограничения,  за исключением случаев применения  специальных защитных мер;

         •  применять максимальные или минимальные  обязательные цены (энергетические  товары);

         •  дискриминировать иностранного  поставщика услуги или услугу  по сравнению с отечественным  поставщиком или услугой, если  возможность такой дискриминации  не предусмотрена соглашением  и другие.

Контроль за соблюдением  интересов России в переговорном процессе обеспечивается четырьмя основными  способами:

1. Контроль со стороны Правительства. Как и другие международные торговые переговоры, процесс присоединения России к ВТО идет на основе директив, утверждаемых Правительством РФ. Ход переговоров регулярно рассматривается Правительством РФ и находится под постоянным контролем образованной в 1997 г. Комиссии по вопросам ВТО, которая в июле 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с организацией экономического сотрудничества и развития. В настоящее время комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ А.Д. Жуков. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны, разрешение ключевых спорных моментов.

2. Контроль со стороны законодателей. С 2000 г. при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы  работает экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. – Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства РФ был утверждён План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной базы России к требованиям ВТО.

Т.к. весь пакет документов, который будет подготовлен по результатам переговоров о присоединении, подлежит ратификации, то именно депутаты Государственной Думы будут играть определяющую роль при принятии решения  о присоединении России к ВТО.

3. Консультации с регионами. Мнение регионов является очень важным для выработки выгодных для России условий присоединения к ВТО. Поэтому взаимодействие с регионами находится в центре внимания российской делегации.

4. Консультации с бизнесом. Присоединение к ВТО затронет также и интересы бизнеса. Поэтому впервые в российской переговорной практике в контексте переговоров с ВТО проводится большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению. Начиная с 2000 г. представители Минэкономразвития России провели около 6оо встреч по этой тематик с различными союзами экспортёров, импортёров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся  также консультационные встречи с Российским союзом  промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ, представителями научных общественных организаций.

Присоединение России к ВТО  – процесс, продолжающийся уже более 15 лет. Всего на сегодняшний день с 1995 г. состоялось 30 заседаний РГ, на которых подводились промежуточные  итоги этапов присоединения России к ВТО.  Круг вопросов российской РГ является стандартным для всех присоединяющих стран, в ходе их решения  планируется изучить заявку Правительства  Российской Федерации о присоединении  к Всемирной торговой организации  и представить Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении.

К настоящему времени Россия завершила двусторонние переговоры практически со всеми членами  РГ по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Республика Корея,  Венесуэла, Мексика и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, ЮАР и др.). Грузия в результате обострения двусторонних отношений отозвала свою подпись под уже согласованным протоколом по ВТО.

Но всё же на двустороннем уровне вопросы с некоторыми странами-членами  Рабочей группы ещё остаются (например, с Саудовской Аравией). Но по большому счёту они носят скорее политический, нежели экономический характер.

Среди других спорных вопросов на многосторонних переговорах –  защита интеллектуальной собственности, особое положение в экономике  крупнейших государственных компаний, таких как «Газпром» или «Роснефть». Два документа, предварительно согласованные  с ЕС и США («Торговля услугами» и «Интеллектуальная собственность») были предложены членам Рабочей группы в конце 2007 г., а в начале 2008 г. в ВТО был направлен раздел «Санитарные и фитосанитарные меры».

ЕС настаивают на внесении ряда поправок в действующее законодательство о техническом регулировании. Достигнута договорённость о том, что даже если часть этих вопросов останется несогласованными, раздел будет направлен в ВТО  в ближайшее время, чтобы не затягивать начало его многостороннего обсуждения.

Нет окончательного решения  по пошлинам. Страны ЕС хотят конкретизировать компромиссную формулировку, которая  была согласована при подписании двустороннего протокола в 2004 г. существенно ограничив право  России вводить новые и повышать действующие экспортные пошлины. Пересмотр  протокола связан с принятием  Россией решения о повышении  экспортных пошлин на лес (по протоколу 2004 г. они должны быть снижены до нуля). Планируется, что они будут  согласованы с ЕС до 7 декабря 2010 г., когда в Брюсселе состоится  очередной саммит ЕС – Россия. С  ЕС также необходимо согласовать  последний элемент договорённости по тарифам на железнодорожные перевозки.

В результате двусторонних переговоров  будет сформирован пакет документов о присоединении, который состоит  из:

Протокола о присоединении  – краткого, на 2-3 страницы, документа  констатирующего завершение переговоров  и содержащего рекомендацию Рабочей  группе принять кандидата в члены  ВТО;

А также 4 приложений к Протоколу  о присоединении:

         •  Доклада РГ, в котором сводятся  все достигнутые договорённости.

         •  Обязательств по доступу на  рынок товаров.

         •  Обязательств по доступу на  рынок услуг.

         •  Обязательств в области сельского  хозяйства.

Последним этапом на пути присоединения  нашей страны к ВТО является ратификация  всего пакета договорённостей в  Государственной Думе РФ. В сложившейся  в ВТО практике днём принятия Протокола, а также официального вступления в ВТО, будет считаться день передачи представителем России ратификационной  грамоты Генеральному директору.

 Таким образом, переговорный  процесс по присоединению России  к ВТО близится к логическому  завершению, хотя точную дату  вступления пока назвать сложно.

   3. Последствия присоединения  России к ВТО: плюсы и минусы.

 

 

Переговоры о вступлении России в ВТО породили множество  вопросов. Какие выгоды и преимущества получит Россия, присоединившись  к этой организации? Сможет ли она  реализовать полученные выгоды и  преимущества? Какие риски возникают  при принятии Россией обязательств, требуемых ВТО? Будет ли баланс выгод  и издержек положительным? Какое  значение будет иметь этот шаг  для развития экономики страны?

При ответе на все эти и  другие вопросы следует в первую очередь учитывать, что присоединение  России к ВТО вызвано объективными процессами, происходящими в мировом  хозяйстве и международной торговле. Это подтверждает тот факт, что  уже 153 страны посчитали для себя необходимым и присоединились к  данной организации, а ещё более 20 государств имеют статус наблюдателей и ведут переговоры о присоединении. На долю стран – членов ВТО приходится около 95% мировой торговли.

При всём своём масштабном потенциале российская экономика может  эффективно развиваться лишь при  активном взаимодействии с мировым  рынком товаров и услуг, поскольку  около трети своего ВВП Россия получает через каналы внешнеэкономических  связей.

Целесообразность присоединения  к ВТО определяется необходимостью ответить на вызовы, которые ставит перед нашей страной современная  ситуация в мире.

Вне зависимости от того, хочет Россия этого или нет, процесс  глобализации с течением времени  будет оказывать всё большее  влияние на российскую экономику, и  России неизбежно придётся участвовать  в этом процессе. Присоединение России к ВТО позволит ей активно участвовать  в процессе глобализации мировой  экономики, влиять на ход её развития на равных с другими членами этой организации. Неучастие России в  этом процессе может поставить её в торгово-политическую изоляцию от процесса развития мировой торговли, что увеличит уязвимость и правовую незащищенность российских производителей на мировых рынках.

В связи с этим проблема присоединения России к ВТО –  ключевой вопрос развития российской экономики, от решения которого зависит  будущее положение России на международной  арене, а также окончательный  выбор в пользу развития российской экономики по пути продвижения к  рынку. Вступление России в ВТО не следует сводить лишь к макроэкономических издержкам, связанным с реструктуризацией  российской экономики. Оно окажет влияние  на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер наша страна будет испытывать издержки или извлекать выгоды от присоединения  к ВТО.

В качестве конкретных целей  присоединение России к ВТО декларируются  следующие:

1. Получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

3. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами  ВТО;

4. Расширение возможностей для российских инвесторов в странах – членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

6. Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;

7. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в  одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Итак, перечислим выгоды и  преимущества.

1. Страны – члены ВТО образуют во многом унифицированное в организационном и правовом плане мировое экономическое пространство. Вступая в  ВТО, Россия обретает легитимное право выхода на это пространство, получает возможность участвовать в разработке международных правил торговли, принимать непосредственное участие в выработке более приемлемых для страны решений. Кроме того, договорённости ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров. Однако при прогнозировании возможностей участия России в разработке международной стратегии развития торговли не следует быть слишком оптимистичными и забывать, что действующие правила ВТО фактически исключают возможность блокирования нежелательных решений отдельными странами, а многолетняя практика ГАТТ/ВТО говорит о том, что эта международная организация выражает и защищает интересы в первую очередь наиболее развитых стран.

 

2. К положительным последствиям присоединения России к ВТО следует также отнести ослабление дискриминации нашей страны на международных рынках в связи с непризнанием статуса страны с рыночной экономикой. Тот факт, что Россия не является членом ВТО, позволяет её странам-членам отклоняться от правил и общего духа организации в отношениях с нашей страной. На сегодняшний  день в отношении российской промышленности проводится наибольшее количество антидемпинговых расследований.

Кроме того, с вступлением  в ВТО Россия получает возможность  использовать отработанный этой организацией механизм разрешения споров и конфликтных  ситуаций. Возможность защиты интересов  российских экспортёров с помощью  механизма ВТО будет удерживать другие страны от применения таких  ограничений в отношении отечественных  производителей.

3. Ещё одним преимуществом вступления России в ВТО может служить то, что оно станет мощным фактором превращения российских норм внешнеторгового и общеэкономического законодательства в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды, а также в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников внешнеэкономической деятельности, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Информация о работе ВТО и Россия